Елена Ломакина
Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с нарушениями речи.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба, а также многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических. Уже доказано, что для четкой артикуляции звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны быстро менять свое положение. Для хорошего произношения ребенком звуков, слов, фраз органы артикуляции у него должны быть достаточно подвижны, способны перестраиваться и работать координировано. Добиться этого можно регулярно выполняя артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Детям, с тяжелыми нарушениями речи, очень сложно выполнять артикуляционную гимнастику с полной отдачей, они быстро устают. В скором времени они теряют интерес к одним и тем же упражнениям, и педагоги стараются как-то их разнообразить, сделать более привлекательными. Для привлечения интереса воспитанников к этим упражнениям используется биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы. Использование артикуляционной гимнастики в сочетании с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность занятий, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики. Также это ведет к формированию пространственной ориентировки, умению координировать точные движения пальцев и кистей рук совместно с движениями языка и губ, развивает память, внимание, мышление. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, поощряя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую моторику. Это поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес и повысить мотивацию, существенно экономит время индивидуального логопедического занятия, повышая при этом его эффективность. Кроме того биоэнергопластика в сочетании с артикуляционными упражнениями позволяет значительно быстрее сформировать у ребенка кинестетические чувства положения органов артикуляции и убрать зрительную опору (зеркало). Воспитание у детей кинестетических ощущений позволяет почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Применение биоэнергопластики является эффективным методом исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает, в каком положении находятся органы артикуляции – язык, нижняя челюсть, губы, щёки. Биоэноргопластика проводится только индивидуально, или малыми подгруппами, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Необходимо адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей с различной речевой патологией, так как эти движения могут быть недоступны некоторым детям.
Работу с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов. Предварительно разучиваются артикуляционные упражнения без использования ребенком рук. Упражнения выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает все движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к новому. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.
На основном этапе артикуляционные упражнения выполняются с подключением рук детей. Педагог, выполняя упражнение вместе с ребенком, сопровождает показ движением одной руки. Наблюдая за этим, ребенок учится выполнять артикуляционные упражнения, помогая кистью одной руки. Постепенно подключается вторая. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно обеими руками имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за качеством и ритмичным выполнением упражнений.
На третьем этапе все упражнения делаются без зеркала, но одновременно с учителем-логопедом. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.
В процессе работы надо принимать во внимание следующее:
• учитывать индивидуальные особенности детей;
• подключать руки реб нка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
• следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
• соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;
• соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа;
Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то упражнения лучше преподносить детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становятся интересными, увлекательными, эмоциональными. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Детям, с тяжелыми нарушениями речи, очень сложно выполнять артикуляционную гимнастику с полной отдачей, а вот если всю такую трудную и не очень интересную работу представить в виде игры, состоящей из небольших логопедических сказок, развивающих правильный артикуляционный уклад, то все меняется. У детей начинают блестеть глаза, они с интересом следят за историей и хотят обязательно помочь главному герою сюжета.
Такие сказки как "Лягушка-зелёное брюшко", " Сказка о весёлом язычке", "У бабушки с дедушкой" и многие другие очень помогают в работе над артикуляционной моторикой. Включение в артикуляционные логосказки элементов биоэноргопластики вдвойне повышает интерес к этой деятельности. Так же детям очень нравятся образные иллюстрации, наглядно показывающие движения языка с кистями рук и сопровождающиеся стихами. Например, при выполнении упражнения «Часики» дети попеременно касаются кончиком языка внутренней стороны левой и правой щеки. Синхронно с языком выполняются движения указательными пальцами вправо-влево (остальные пальцы сжаты в кулак). Тик-так, тик-так. Язычок качался так, словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам. Мы потянем – перестанем. И нисколько не устанем. Цель этого упражнения научиться удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. Кисти рук при этом лежат на столе, пальцы сомкнуты. При растягивании губ в улыбке пальцы раздвигаются в стороны, а затем возвращаются в исходное положение. Таким образом, биоэнергопластика является педагогической находкой, так как оказывает положительное влияние на коррекцию обучения и развитие интеллекта, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует исправлению недостатков речевого развития дошкольников.
Литература
1. Йога–данс или биоэнергопластика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bioenergoplastika.ru// – 2009.
2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. СанктПетербург: Детство-пресс, 2011
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная гимнастика и дыхательноголосовые упражнения. - М. : «Издательство Гном и Д», 2001.
4. Крупенчук О. И., Воробь ва Т. А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом “Литера”