МААМ-картинки

Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с нарушениями речи

Елена Ломакина
Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с нарушениями речи.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба, а также многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических. Уже доказано, что для четкой артикуляции звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны быстро менять свое положение. Для хорошего произношения ребенком звуков, слов, фраз органы артикуляции у него должны быть достаточно подвижны, способны перестраиваться и работать координировано. Добиться этого можно регулярно выполняя артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Детям, с тяжелыми нарушениями речи, очень сложно выполнять артикуляционную гимнастику с полной отдачей, они быстро устают. В скором времени они теряют интерес к одним и тем же упражнениям, и педагоги стараются как-то их разнообразить, сделать более привлекательными. Для привлечения интереса воспитанников к этим упражнениям используется биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы. Использование артикуляционной гимнастики в сочетании с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность занятий, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики. Также это ведет к формированию пространственной ориентировки, умению координировать точные движения пальцев и кистей рук совместно с движениями языка и губ, развивает память, внимание, мышление. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, поощряя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую моторику. Это поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес и повысить мотивацию, существенно экономит время индивидуального логопедического занятия, повышая при этом его эффективность. Кроме того биоэнергопластика в сочетании с артикуляционными упражнениями позволяет значительно быстрее сформировать у ребенка кинестетические чувства положения органов артикуляции и убрать зрительную опору (зеркало). Воспитание у детей кинестетических ощущений позволяет почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Применение биоэнергопластики является эффективным методом исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает, в каком положении находятся органы артикуляции – язык, нижняя челюсть, губы, щёки. Биоэноргопластика проводится только индивидуально, или малыми подгруппами, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Необходимо адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей с различной речевой патологией, так как эти движения могут быть недоступны некоторым детям.

Работу с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов. Предварительно разучиваются артикуляционные упражнения без использования ребенком рук. Упражнения выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает все движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к новому. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

На основном этапе артикуляционные упражнения выполняются с подключением рук детей. Педагог, выполняя упражнение вместе с ребенком, сопровождает показ движением одной руки. Наблюдая за этим, ребенок учится выполнять артикуляционные упражнения, помогая кистью одной руки. Постепенно подключается вторая. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно обеими руками имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за качеством и ритмичным выполнением упражнений.

На третьем этапе все упражнения делаются без зеркала, но одновременно с учителем-логопедом. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

В процессе работы надо принимать во внимание следующее:

• учитывать индивидуальные особенности детей;

• подключать руки реб нка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;

• следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;

• соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;

• соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа;

Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то упражнения лучше преподносить детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становятся интересными, увлекательными, эмоциональными. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Детям, с тяжелыми нарушениями речи, очень сложно выполнять артикуляционную гимнастику с полной отдачей, а вот если всю такую трудную и не очень интересную работу представить в виде игры, состоящей из небольших логопедических сказок, развивающих правильный артикуляционный уклад, то все меняется. У детей начинают блестеть глаза, они с интересом следят за историей и хотят обязательно помочь главному герою сюжета.

Такие сказки как "Лягушка-зелёное брюшко", " Сказка о весёлом язычке", "У бабушки с дедушкой" и многие другие очень помогают в работе над артикуляционной моторикой. Включение в артикуляционные логосказки элементов биоэноргопластики вдвойне повышает интерес к этой деятельности. Так же детям очень нравятся образные иллюстрации, наглядно показывающие движения языка с кистями рук и сопровождающиеся стихами. Например, при выполнении упражнения «Часики» дети попеременно касаются кончиком языка внутренней стороны левой и правой щеки. Синхронно с языком выполняются движения указательными пальцами вправо-влево (остальные пальцы сжаты в кулак). Тик-так, тик-так. Язычок качался так, словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам. Мы потянем – перестанем. И нисколько не устанем. Цель этого упражнения научиться удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. Кисти рук при этом лежат на столе, пальцы сомкнуты. При растягивании губ в улыбке пальцы раздвигаются в стороны, а затем возвращаются в исходное положение. Таким образом, биоэнергопластика является педагогической находкой, так как оказывает положительное влияние на коррекцию обучения и развитие интеллекта, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует исправлению недостатков речевого развития дошкольников.

Литература

1. Йога–данс или биоэнергопластика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bioenergoplastika.ru// – 2009.

2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. СанктПетербург: Детство-пресс, 2011

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная гимнастика и дыхательноголосовые упражнения. - М. : «Издательство Гном и Д», 2001.

4. Крупенчук О. И., Воробь ва Т. А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом “Литера”

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Дидактическая игра по артикуляционной гимнастике «Артикуляционное лото»Дидактическая игра по артикуляционной гимнастике «Артикуляционное лото» Выполнила: учитель-логопед Литвинова Яна Олеговна МБДОУ Детский сад № 3 «Серебряное копытце» г. Славянск-на-Кубани Возраст детей: 3+ Предлагаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 24 декабря 2024 в 18:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ломакина (УИ 257757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД