Ломакина Мария
Бинарное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе ООД для повышения эффективности образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе модернизации образования дошкольные образовательные учреждения совершенствуют образовательный процесс для качественного обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Успех коррекционно-развивающей работы заключается в интегрировании логопедии в процесс организации жизни и воспитания детей в дошкольном учреждении. Сегодня необходимо использовать нестандартные подходы в работе с детьми с ТНР, в результате которых возникает целостное восприятие мира, и формируется деятельностный подход, в обучении которого мы должны придерживаться согласно ФГОС ДО, ФАОП ДО.
Публикация «Бинарное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе ООД для повышения эффективности образовательного процесса» размещена в разделах
Наиболее подходящей формой обучения мне, как учителю-логопеду, представляются бинарные занятия, так как эффективность коррекционно- развивающей работы в группах для детей с ТНР, во многом зависит от взаимосвязи работы учителя-логопеда и других педагогов.
Бинарное занятие-это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют два педагога. Комплексный подход в решении коррекционных задач на бинарных занятиях способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Благодаря взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя решаются следующие коррекционные задачи:
1) это развитие коммуникативной функции речи,
2)воспитание речевой активности,
3) обучение грамматически правильной речи и рассказыванию,
4) обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи.
В работе над речью у детей с ТНР перед всеми педагогами дошкольного учреждения стоит общая цель-сформировать правильную речь как полноценное средство общения необходимое для общего развития ребенка.
Бинарные занятия требуют большой подготовки. Важный этап- совместное планирование (конструирование) занятия. Педагоги подбирают материал в рамках одной темы по своему направлению, совместно определяют цель, возможные вопросы и задания, уточняют место размещения детей, осуществляют подбор оборудования и материалов в соответствии с содержанием игр и упражнений. Проводит каждый педагог свою часть бинарного занятия автономно, при этом соединяются педагогические усилия двух педагогов. В то время, когда один педагог выступает в ведущей роли, второй участвует в деятельности вместе с детьми. Наблюдает, как дети решают поставленные задачи, индивидуально взаимодействует с отдельными детьми, помогая дополнительным кратким вопросом или пояснением выполнить задание или ответить на вопрос. Смена педагогов при проведении бинарного занятия, переход к новому упражнению и новому ведущему должны заинтересовать детей и быть естественными в продолжение деятельности. Сменив ведущую роль, педагог располагает временем для анализа результатов своей деятельности и имеет возможность скорректировать её недостатки. Изложение материала разными педагогами снимает привыкание детей к типично сформулированным вопросам, активизирует внимание. Благодаря усилению индивидуальности обучения, дети активно вовлекаются в деятельность. При подведении итога занятия, как правило, задействованы все его участники.
Опыт моей работы позволил определить достоинства бинарных занятий : они предполагают активное использование игровых технологий, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих технологий; позволяют усилить мотивацию и заинтересованность детей.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные ФГОС ДО, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов дошкольного учреждения позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с тяжелым нарушением речи.