Дарья
Билингвизм: плюсы и минусы
▼ Скачать + Заказать документы
Билингвами или двуязычными чаще всего становятся дети из семей мигрантов или дети из смешанных, биэтнических семей. В первом случае язык, используемый родителями ребёнка, отличается от языка внешнего окружения, а во втором — два языка присутствуют в самой семье. Известно, что около 70% населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками.
В Российской истории считалось престижным, когда ребенок с самого младенчества изучал один или два иностранных языка, в аристократических семьях старались найти в няни или гувернеры малышу иностранца (француз, немец, а свободное и грамотное владение несколькими языками было нормой. Сейчас снова возрождается традиция билингвистического обучения детей иностранным языкам: открылись специальные клубы, на территории которых используют только определенный язык, возрос спрос на гувернеров-носителей иностранных языков, во многих антикафе и клубах проводятся тематические дни, посвященные культуре и языку определенной страны (английские субботы).
Публикация «Билингвизм: плюсы и минусы» размещена в разделах
Актуальным этот вопрос стал и из-за повышенной миграции этнических групп, смешения культур. Часто при переезде, дети оказываются в незнакомом новом мире, приходится в экстренном порядке осваивать иностранный язык, что нередко приводит к стрессам и нарушениям развития личности. Чем старше ребенок, тем труднее проходит адаптация к новым условиям, требуется дополнительное время и ресурсы для усвоения языка.
Преимущества:
В ситуации нормального развития, многоязычие оказывает благотворное влияние на формирование психики ребенка:
• Увеличивается объем памяти
• Ребенок легче приспосабливается к быстроменяющимся условиям задачи
• Улучшаются аналитические способности
• Раньше формируется абстрактное мышление
• При нормальном развитии билингвы, как правило, хорошо учатся, проявляют особые способности в литературе и изучении других иностранных языков
• Поскольку опыт языкового общения у двуязычного ребенка намного шире, он рано начинает осознавать, что одно и то же понятие можно выразить по-разному на разных языках. Это оказывает огромное влияние на развитие логики и чувства языка.
Факторы риска:
• освоение нескольких языков – это дополнительная нагрузка на психику ребенка, а значит, родители должны очень внимательно следить за развитием малыша, активно заниматься его воспитанием
• В раннем возрасте возможна незначительная задержка развития речи, но, как правило, к 4-5 годам дети догоняют своих сверстников.
• Чем раньше ребенок начинает осваивать второй язык, тем легче ему это удается. И наоборот, в старшем возрасте проблемы с изучением иностранного языка могут стать серьезным препятствием для общения со сверстниками, или причиной нарушения социального и эмоционального развития.
• В семье должно быть обязательное раздельное использование разных языков: если родители будет смешивать в своей речи разноязычные слова, то у ребенка могут быть серьезные проблемы в освоение грамматического строя языка, ошибки произношения и нарушения письменной речи.
Для того, чтобы избежать возможных осложнений, родителям необходимо заранее продумать, как будет проходить общение на каждом языке. Чем раньше ребенок познакомиться с речью на разных языках, тем эффективнее будет формироваться билингвизм, легче усвоятся правила языка.
Стратегии изучения:
• Принцип «один человек/родитель — один язык» является самым испытанным и эффективным. Простой и логичный: каждый родитель-носитель языка говорит с ребенком по-своему. Этот принцип может реализоваться не только родителями, но и друзьями, родственниками, нянями, гувернантками.
• Принцип «одна ситуация — один язык» разделяет языки по ситуации их применения. Например, в домашней обстановке, среди членов семьи используется один язык, а при общении со сверстниками – другой.
• Принцип «одно место — один язык» Например, дома ребенок говорит на одном языке, а в саду или нга детской площадке – уже на другом, такого же принципа придерживаются и сами родители.
• Принцип «одно время — один язык» используется реже и больше подходит для детей старшего возраста или для поддержания определенного уровня языка. Важно, чтобы все члены семьи владели этими языками. В разное время (по договоренности) используются разные языки: это может быть разделение по времени суток или по дням недели.
Марина Романенко, детский психолог, создатель и руководитель «Школы профессионального родительства», утверждает то, что если начинать усваивать второй язык, то лучше делать это раньше, потому что статистика показывает, что лишь у 4% людей есть лингвистические способности, и соответственно не всем будет легко выучить иностранный язык в будущем. У человека в голове с рождения имеется так называемая речевая матрица, которая изучает язык как способ общения, и она будет осваивать тот язык, который слышит вокруг, при этом неважно какой язык и сколько их, — говорит психолог. Речевая матрица теряет гибкость и закрывается ближе к 5 годам. А это значит, что во взрослом состоянии изучение иностранного языка требует особых усилий.»
Советы от М. Романенко для успешного овладения иностранным языком:
• Изучение через контекстную ситуацию, без специального перевода
• «учитель» (родитель) должен свободно владеть языком
• Изучение должно начаться как можно раньше, тогда ребенок будет воспринимать оба языка как родные
Она выделяет 4 стадии освоения языка:
А) «Молчу, ничего не понимаю, слушаю»
Б) «В чем-то разобрался, могу в контексте вставить слова-два»
В) Путаю языки (что не страшно, а лишь указывает на то, как ребенок исследует язык).
Г) Начинает разделять языки
В целом, освоение нескольких языков благотворно влияет на развитие ребенка, а так же помогает и родителям тренировать свои память и восприятие, улучшает коммуникативные навыки внутри семьи. Конечно, как к любой дополнительной нагрузке, нужно относиться внимательно и разумно, не перегружая малыша.