Галина Михайлова
Консультация по безопасности «Если ребенок потерялся в магазине»
▼ Скачать + Заказать документы
Вместе с ребенком идем в магазин
Чтобы ребенок не потерялся
Опыт многих пап мам показывает: наиболее часто дети теряются в местах большого скопления людей: в транспорте, на вокзалах, в крупных торговых центрах. Родители просто не в силах проконтролировать каждый шаг своего малыша, одновременно занимаясь чем-то важным: оформляя билеты, прокладывая дорогу в толпе или расплачиваясь на кассе. Жажда интересного превозмогает в маленьком непоседе всякий страх, и вот он уже исследует новую территорию, а бедная мама мечется по округе в поисках любимого малыша.
Публикация «Консультация по безопасности „Если ребенок потерялся в магазине“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Магазин. Профессия продавец
- Темочки
А иногда взрослые с изумлением отмечают появление в арсенале малыша такой «игры» : как только вы отпускаете его ладошку, маленький разбойник убегает! И «попробуй» догони! Поэтому самое первое правило и единственный надежный способ не потерять ребенка в многолюдных местах - крепко держать его за руку или нести на руках, если он совсем мал.
Главное - чтобы ребенок ни на секунду не выходил из зоны тактильного контакта.
Помните: оставлять ребенка в возрасте до 5-7 лет одного, без присмотра, на улице, в магазине крайне опасно!
Итак, с самого раннего детства приучайте детей быть внимательными и самостоятельными.
Одна из главных задач родителей - научить малыша защитному поведению. При этом следует учитывать возраст ребенка.
С чего начать? Позаботимся заранее
1. С раннего детства развивайте у детей внимание, бдительность. Деток 2-3 лет можно и нужно учить излагать свои мысли и чувства так, чтобы люди их достаточно точно могли понять. Ребенок, который может выразить свои опасения и знает, что мы готовы его понять и защитить, находиться в большей безопасности, чем другие его сверстники. В этом возрасте детям уже доступен мир сказок.
Читая маленьким детям сказки, обязательно комментируйте действия и поступки положительных и отрицательных героев, обращайте внимание на безопасность. Сказки - емкие, короткие, образные напоминалки о том, как тревожно и опасно вокруг. Маленькие дети "срисовывают" отношение к чем у- или кому-либо с родителей (как мама/папа, так и я, либо с любимых литературных героев.
Вот и покажите свое отношение к поступкам беспечного героя. Но - обратите внимание! – не осуждаем, а лишь обсуждаем поступок, который совершил герой, и датем правильные ориентиры на будущее. Не ругая, не принижая самого героя, даем оценку его поведению. Помогите ребенку понять : в чем же ошибка и как нужно было сделать правильно.
В сказках «Гуси-лебеди", "Кот, петух и лиса", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" говорится
о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра. Читая эти сказки концентрируйте внимание ребенка на том, что делать можно и что нельзя: нельзя брать еду и питье у чужих людей («а то козленочком станешь»); если тебя увели куда-нибудь, то громко надо кричать и звать о помощи («несет меня лиса за дальние леса, котик-братик спаси меня»).
История про колобка, которому тоже вздумалось погулять., учить быть бдительными, так, как " сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошел без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам - вот чему мы можем научить ребенка благодаря колобку.
2. Играйте вместе с детьми
Именно в игре дети получают полезные советы: от простых к сложным. Учите детей и учитесь с ними вместе. Обратите внимание: в сказках, детских рассказах для самых маленьких очень много запретов. Потому что дети наивны и доверчивы. Они открыты миру, необходимо помочь, сделать так, чтобы доверчивость и открытость не обернулись во зло.
Игра «Угадай – ка» Вопрос-ответ. В какой сказке мальчик превратился в козленочка? Почему? А что ты будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана предложит воду, ты попьешь? Почему?
- Давай вспомним, в какой еще сказке мальчик не слушался. - Угадай, кто помог двум детишкам спастись от Бабы-Яги? - Почему печка сначала не хотела девочке помочь, а потом помогла?
Сделаем героев сами.
Героев можно нарисовать или вылепить из теста, пластилина и другого домашнего материала. "Давай поиграем, ты будешь козленком, а я твоей мамой - козой. Вот наш дом. Я ухожу, а ты смотри, никому дверь не открывай».
3. «Поиграть по настоящему»- создание специально подготовленных ситуаций. Дать ребенку возможность выполнить самому процесс «делания» и тогда малыш точно запомнит и применит свои знания и умения в жизненной ситуации. Организация таких целевых опытов включает в себя: 1)постановку проблемы, 2)составление плана реализации, 3) оценку ее выполнения, 4) оценка результатов, которые могут являться основой для безопасности ребенка.
Необходимо создавать специальные проблемные ситуации, проектировать, продумывать, и давать ребенку знания и навыки не в чистом виде, а в виде гипотезы, где ему самому предоставляется возможность сделать выбор и доказать его правильность.
Проигрывайте с ребенком ситуации, в которых он понарошку теряется в лесу или случайно выходит не на своей станции: «Мы с тобой в магазине. Ты поворачиваешься — а меня нет. Что ты будешь делать?»
Игра «Ты самый главный директор магазина»
Мамам выбирает продукты, ребенок называет их, оценивает и складывает в тележку.
Игра «Найди выход».
Придя в гости, к друзьям, знакомым, посещая общественные места, предложите поиграть в разведчиков и первому самому найти выход из чужой территории.
Игра «Спасатели».
На кухне случайно появился едкий дым. Предложите разные варианты действий, чтобы не отравиться от вредных запахов.
«Сыщики»
Заранее подготовленным родственникам предложите спрятаться в магазине. Ребенку предоставьте возможность найти знакомого по фотографии, словесному описанию портрета или по яркой одежде.
Сценка на игрушках: «А что делать мишке, который не успел выйти с мамой из магазина?»
Игра «Вопрос-ответ». Можно даже поменяться ролями, и когда вы будете ошибаться (намеренно, конечно, ребенок будет вас с удовольствием поправлять. Главное, чтобы он твердо помнил, что можно и чего нельзя делать во всех ситуациях.
4. Выучите с ребенком домашний адрес
и по возможности № телефона
Поем песенку «Где я живу» («где живут мои игрушки»).
«Построй свой домик из палочек (любого бросового материала) и покажи на пальцах (цифра и номер дома)
Рисуем улицу-карту, предлагаем самому написать цифры номера дома.
Заучиваем, как стихотворение и не забываем похвалить или вручить поощрительный приз.
5. Познакомьте ребенка с официальными лицами
в общественном месте. На картинном материале, с помощью иллюстраций познакомить ребенка с различными профессиями взрослых, которые могут помощь ребенку, если он заблудился или потерялся в магазине.
В магазине обратить внимание ребенка на этих людей. Скажите малышу, что он может обратиться за помощью к человеку в форме — к полицейскому, охраннику, дежурному по станции — или к тому, кто работает в этом месте (продавец, официант, администратор). Также можно подойти к женщине с ребенком.
6. Детям постарше можно добавить игры с простыми и четкими алгоритмами поведения. Повторять эти схемы следует каждый раз одинаково, а вот ситуации - менять и усложнять. нужно напрямую аккуратно говорить с детьми о тех рисках, которым подвергается маленький человек, оставшийся без попечения взрослого.
Рассказывайте о том, что люди бывают разные: добрые и злые. Спросите, может ли он отличить доброго человека от злого? Знает ли он случаи, когда кто-то из взрослых обижал кого-нибудь из детей? Также спросите у него, как он будет вести себя в той или иной ситуации?
Проигрывайте с ребенком ситуации, в которых он понарошку теряется в лесу или случайно выходит не на своей станции: «Мы с тобой в магазине. Ты поворачиваешься — а меня нет. Что ты будешь делать?»
7. Придумайте пароль, который будут знать только члены вашей семьи — это пригодится, когда человек наберет номер телефона, который ребенок ему продиктовал. Малыш скажет: «Мама, пароль». И когда вы его назовете, ему точно будет понятно, что на том конце провода именно его мама или папа.
8. На собственном примере покажите правильные
действия, если вы потерялись в магазине. Специально разыграть ситуацию, что Вы, вместе с ребенком потерялись в магазине. Продемонстрировать те действия перед ребенком, которые он должен знать и уметь выполнить в случаи беды.
9. При входе в магазин, напоминайте ребенку
о правилах безопасности «Отгадай, кто здесь работает?»
Еще раз уточнить с ребенком, какие люди могут помощь, если ты потерялся.
10. Научите основным правилам, если ребенок вдруг потеряется.
1) «Стой, где стоишь». Так будет проще найти друг друга, если вы разминетесь в магазине.
2) Зови на помощь. Кричи!
Привлечь к себе внимание прохожих (в противном случае, посторонние люди все спишут на семейную сцену).
11. Всегда говорите ребенку о том, что вы его очень любите и никогда не уйдете от него,
вы найдете его и всегда будете вместе.
Итак. Выходя с ребенком в общественное место: в маленький магазинчик «за углом вашего дома» или большой ТЦ, обязательно сообщите ребенку о своих планах. Придумайте подходящий сценарий посещения магазина (учитывая возраст ребенка, продолжительность посещения и др.) проговорите с ребенком основные правила безопасности в магазине, покажите где находиться вход и выход из данного помещения, вспомните, все основные алгоритмы поведения ребенка, сфотографирофируйте ребенка в той одежде, в которой он выходит, сохраните их в «облаке» или отправьте себе на почту.
Возможно, вам стоит использовать GPS-трекер, устройство, которое принимает GPS сигналы и передает свое местоположение через сотовую телефонную сеть. Все устройства позволяют отслеживать себя в онлайн-режиме на картах «Гугл» или иных. Что важно понимать! Подключите сервисы определения местонахождения на мобильных устройствах, если ваш ребенок ими пользуется. Даже если ребенок не говорит, это еще не значит, что он не может коммуницировать. Возможно, ему будет проще показать записку. Распечатайте крупно примерно такой текст: «Меня зовут, я потерялся, я не говорю и мне нужна помощь. Позвоните: 1. +79…. (мама ….) 2. +79…. (папа….) в полицию –1 О2, 112 или волонтерам «Лиза Алерт» — 8 8007005452 (бесплатно)». Распечатку стоит заламинировать, чтобы она не истрепалась от времени и не боялась влаги. Вы должны объяснить, ребенку, что он может показывать эту записку полицейским, любым взрослым с детьми, сотрудникам метро или другого транспорта, сотрудникам и охране крупных магазинов, мест массового досуга и т. д. Важно — ни в коем случае на ней нельзя располагать адрес вашего проживания! Обучайтесь. Поговорите с ребенком, объясните, что ему нужно делать в той или иной ситуации, потренируйте порядок действий в чрезвычайной ситуации, объясните ему как поступать. Закрепляйте навыки – устраивайте периодически «тренировки». Изучите материалы на сайте «Лиза Алерт» — https://lizaalert.org/promo.asp?si=4&sf=4&sfp=13 Пройдите курсы «Лиза Алерт» для детей и родителей.
Будьте Бдительны! Берегите своих детей!