Сажина Илона
Проект «Безопасность детей в быту и на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
ГРУППЫ «Мадагаскар»
«Безопасность детей в быту, на дороге»
Воспитатели:
БормаковаС. С
Сажина И. А.
г. Саратов 2019г.
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Безопасность детей в быту и на дороге“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Цель проекта :
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта :
Образовательные
1. Углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученные ранее;
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
3. Обучать детей безопасному поведению в окружающей среде;
4. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
6. Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности.
Продолжительность проекта : ноябрь-декабрь.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели старшей группы.
Этапы реализации проекта :
Первый этап: Подготовительный.
Определение цели и задач проекта
Подбор материала для проведения образовательной деятельности
Подбор детской художественной литературы для чтения детям
Второй этап: Организационный.
Беседа «Опасная дорога». Цель: выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя, дать понятие о том, что машины – это транспорт, что транспорт бывает разным. Закрепить знания о светофоре.
Беседа «Безопасность на дорогах». Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения; научить детей понимать дорожную символику на примере дорожных знаков.
НОД «Поведение детей в общественном транспорте».
Познание ФЭМП.
Д. И «Собери светофор», «Сосчитай машины», «Найди что изменилось?»«Найди где спрятано?», «Составь картинку», «Цветные машины».
Речевое развитие.
Составление коллективного рассказа» Как мы гуляли по улице».
Беседы «Правила дорожного движения». Цель: закрепить с детьми правила поведения на тротуаре и при переходе улицы.
«Значение сигналов светофора». Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора.
«Какие бывают машины». Цель: познакомить детей с различными видами транспорта.
Чтение художественной литературы.
В. Клименко «Зайка – велосипедист», «Сказка про город Дорожных знаков».
Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Бездельник светофор», С. Баруздин «Сказка о трамвае», А. Дорохов «Подземный переход», Н. Кончаловская «Самокат»,
Житков Б. «Светофор», Н. Носов «Автомобиль», Я. Пишумов «Все мальчишки, все девчонки»,
Тарутин О. «Для чего нам светофор», О Бедарев «Азбука безопасности».
Калинина Н. «Как ребята переходили улицу».
Усачев А. «Домик у перехода», Головко «Правила движения».
Заучивание стихотворения Михалкова С. «Шагая осторожно».
Познакомить детей с загадками о транспорте, дорожных знаках.
Стихотворения.
1. Там, где транспорт и дорога, знать порядок все должны,
На проезжей части строго игры все запрещены.
2. Осторожно на дороге! Берегите дети - ноги,
Помни правила везде, а иначе быть беде.
3. Всем, кто любит погулять всем без исключения,
Нужно помнить, нужно знать правила движения!
Социально - коммуникативное.
Настольно – печатная игра «Дорожные знаки». Цель: познакомить детей с разрешающими и запрещающими дорожными знаками.
Дидактическая игра «Учим дорожные знаки». Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках.
Настольно – печатная игра «Дорожная азбука». Цель: закрепить и обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
Дидактическая игра «Теремок». Цель: учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов, познакомить с предупреждающими знаками.
Дидактическая игра: «Угадай какой знак». Цель: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания о ПДД.
Сюжетно – дидактическая игра «Нам на улице не страшно». Цель: закрепить у детей знания о ПДД; расширять знания о правилах поведения на улице; развивать игровую деятельность.
Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы». Цель: закрепление правил безопасности дорожного движения для пешехода.
Сюжетно – ролевая игра «Автобус». Цель закрепление правил безопасности дорожного движения для пассажира. Знакомство с правилами поведения в автобусе.
Физическое развитие.
П. И. «Трамвай», «Поезд», «Мы – шофёры», «Автомобили и пешеходы», «Весёлый пешеход»,
«Едим, летаем, плаваем», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Красный, жёлтый, зелёный».
Физкультминутка «Едим на машине».
Художественно - эстетическое развитие.
Рисование. «Транспорт», «Моя улица».
Тема: «Дорожные знаки». Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках.
Аппликация.
Тема: «Светофор». Цель: закрепить знания детей о светофоре.
Лепка. «Весёлый светофор».
Работа с родителями.
Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей. Взаимодействуя с родителями, мы используем различные формы работы:
- приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
- информирование родителей через сайт ДОУ, знакомство с публикацией из местной прессы;
- приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;
- анкетирование родителей на тему «Безопасность наших детей»
- информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе
с ребенком с учетом возраста детей.
- семейные проекты : «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей».
Анкетирование «Я и мой ребёнок».
Консультация «Улица полна неожиданностей», «О поведение в общественном транспорте».
Викторина «Это нужно знать тебе и мне».
Папка - ширма «Путешествие в страну дорожных знаков».
Памятка для родителей «Безопасность детей - забота взрослых».
3 зтап. Заключительный.
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Оформление выставки «Наша улица».
Изготовление лэпбука «Безопасность на дороге», оформление стенда «Пожарная безопасность»
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
• Мир вокруг
• Пожарная безопасность
• Безопасная дорога
«Мир вокруг» : - острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож); предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
«Пожарная безопасность» : - представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы опасности. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
«Безопасная дорога» :-правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.
1 блок «Мир вокруг» : «Один дома». Цель: Научить детей правильно вести себя в ситуации, когда он остался один дома, знать своих соседей, номера тревожных телефонов, родителей. Настольный театр «Три поросёнка». Цель: Инсценировать сказку «Три поросёнка», для закрепления понятия безопасного поведения. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Цель: В доступной форме рассмотреть опасные ситуации, которые могут возникнуть, если открыть незнакомцу дверь. Моделирование ситуаций, рассматривание иллюстраций, картинок на заданную тему. Цель: Повторить правила безопасного поведения, если ты остался дома один. Беседа: «Я знаю, как набрать номер маминого телефона». Цель: Дать детям стимул выучить номер телефона мамы, папы, или он где то должен быть записан, в доступном для ребёнка месте. «Мой дом – моя крепость», «Не открывай дверь чужим людям» Цель: обучать детей поведению в различных ситуациях. Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности.
Сюжетно – ролевая игра «Семья» (сюжет «Один дома»).
Чтение художественной литературы: «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, беседа по содержанию.
Заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева Художественное творчество: рисование: «Вспомни и нарисуй, кто притворялся добрым в сказках?»
Дидактические игры: «Угадай по голосу», «Составь слово»(незнакомец)
Беседы: «Правила безопасности на качелях», «Безопасная игра в песочнице». Цель: Научить детей личному самоконтролю, предотвращающему опасные ситуации для здоровья.
«Как вести себя во время проведения подвижных игр». «Как песок может быть опасным», «Осторожно-растения и грибы на участке детского сада»
НОД: «Правила безопасности на природе» Цель: Научить детей правильному отдыху на природе, безопасному для людей и экосистемы природы.
Рассматривание плакатов «Съедобные, несъедобные ягоды и грибы»
Беседы «Как избежать неприятностей на воде и на природе». «Как вести себя в жару»,
2 блок: «Пожарная безопасность»
Цель: выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности, сформированные в старшей группе
Экскурсия в пожарную часть
• продолжать знакомить детей с работой пожарных
• воспитывать уважение к их нелегкому труду
Приглашение пожарного для встречи в детском саду по теме «Смелые люди пожарные»
• закрепить знания детей о работе пожарных
• формировать умение задавать вопросы
Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель:
Развивать зрительное внимание, закреплять знания детей о труде спасателей
Мозаика «Пожарная машина»
Разбор фразеологизма «Спешить, как на пожар».
«Осторожно — электроприборы»
Цель
• закрепить знания детей о бытовых электроприборах и правилах безопасности при пользовании ими
Заучивание пословиц и поговорок
• спичка не игрушка, огонь – не забава
• огонь не вода, схватит – не выплывешь
Дидактическая игра «Модельер»
Цель: закреплять знания детьми профессиональной формы спасателей
Рисование «Приключения спички – невелички»
• учить детей создавать творческую коллективную работу, используя нетрадиционные техники рисования
(монотипия, пальцевая живопись, выдувание пузырей и др.)
Разучивание стихотворения:
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь повседневный друг,
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Огонь добрый и злой
- познакомить детей с тем. как используется огонь человеком в добрых целях
- закрепить знания о возникновении пожара и чем он опасен для жизни
«Огонь добрый – огонь злой»
- закрепить знания детей о пользе и вреде огня
Чтение
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
- познакомить детей с творчеством С. Я Маршака
- воспитывать уважение к действиям людей в чрезвычайных ситуациях
Рисование «Огонь добрый и злой»
Цель: учить детей в рисунках передавать впечатления, полученные в совместной деятельности с воспитателем
Игровая ситуация:
1. «Случилась беда, позвони по телефону и расскажи».
• Закрепление алгоритма телефонного разговора о случившейся беде. Преодоление страха или дискомфорта перед официальным разговором по телефону
• выучить с детьми стихотворение
Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело
2. «Если ты обжегся»
- закреплять правила первой помощи при ожогах
Заучивание пословиц и поговорок
• искра мала, а велик пламень родит.
• дерево с огнем не дружит.
• огонь — хороший слуга, но плохой хозяин
Цель:
Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок и уметь его объяснять
Разучивание песни «Тревога»
1. Если вдруг произошла с тобой беда,
Если появился сильный дым,
Не теряйся и не бойся никогда-
Набери телефон «01»
Припев:
И скажи скорей
Адрес полный свой,
Объясни смелей,
Что стряслось с тобой.
«Помогите, помогите, помощи жду!
Помощи жду, помощи жду,
Помощи жду!»
И дождись, пока ты не услышишь
В ответ:
«Мы спешим к тебе на помощь,
Жди нас, привет! Жди нас, привет!
Жди нас, привет! Жди нас, привет!»
Чтение:
Произведения Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»
-рассказать детям о борьбе с пожарами, о роли собак в спасении людей
- повторить правила поведения на пожаре
Ситуация:
«Пожар! Как действовать?»
-закреплять правила поведения детей при пожаре
Дидактическая игра –лото «Спасатели»
Цель: закрепить знания детей о деятельности спасателей и орудиях их труда
Беседа «Пожар в доме»
- обобщить знания детей о правилах поведения на пожаре
Чтение:
Б. Житкова «Пожар»
- познакомить детей с литературным произведением
Создание плаката «Пожар»
- учить детей создавать плакаты на предложенную тему, используя изобразительные и технические приемы рисования и аппликации
-вызвать эмоциональный отклик на чрезвычайную ситуацию
-закрепить знания детей о навыках безопасного поведения
Ситуация «Как оказать помощь при пожаре?»
3 блок «Безопасная дорога».
Беседы: «Как правильно переходить улицу», «Мы пешеходы», «Идём на экскурсию»
Беседа по картине «Улица города». Цель: Дополнить представление об улице новыми сведениями. Закрепить знание о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги по которым движется транспорт.
Рассматривание картинок с разными видами транспорта.
Наблюдение на прогулке: «Машины на нашей улице»
Наблюдение за движущимся транспортом. Беседы об одностороннем и двустороннем движении.
Прогулка «Знакомство с улицей».
Сюжетные игры: «Гаражи и автомобили», «Шофер»,
Дидактические игры: «Светофор», «Собери светофор», «Четвёртый лишний», «Что лишнее», «Собери машину», «Правильно-неправильно», «Назови пассажирский транспорт».
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль»
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Если свет зажёгся красный», «Дядя Стёпа – милиционер». «Машины на нашей улице» А. Ильина, «Осторожным надо быть» Т. Косова, Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу», стихи, загадки о правилах дорожного движения и др.
Художественное творчество:конструирование «Грузовики», рисование «Специальный транспорт»
Раскраски, трафареты «Машины»
Приложение 2.
Анкета для родителей (опрос перед род собранием).
«Я и мой ребенок на улицах города»
Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет узнать, насколько Ваши дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.
1. Знает ли Ваш ребенок свой домашний адрес?
• Знает название города, улицы, номер дома, квартиры, телефоны
• Знает только одно, два наименования
2. Как Вы добираетесь домой с ребенком из детского сада?
• Пешком
• На транспорте
3. Если Вам приходиться идти пешком, то Вы с ребенком:
• Переходите дорогу всегда по пешеходной дорожке.
• Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин и не смотрите по сторонам.
• Переходите дорогу там, где удобно и близко к дому.
4. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может рассказать, что они обозначают:
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить
5. Когда Вы в последний раз показывали ребенку знаки дорожного движения и рассказывали, что они обозначают:
• Постоянно, когда приходится пользоваться транспортом, переходить дорогу
• Достаточно давно
• Не помню
6. Считаете ли вы, что даете в полном объеме своему ребенку необходимые знания и практические навыки поведения на улице и в городском транспорте
• Да, ребенок знает основные знаки, может их назвать, рассказать, для чего они нужны, применяет в жизни правила дородного движения
• Нет, времени не хватает давать ребенку знания на эту тему
• Не уверен, знания недостаточные, даются от случая к случаю, ребенок часто ошибается в названии знаков, не всегда знает, как вести себя на улице и в транспорте.
7. Достаточно ли знаний о правилах дорожного движения получает Ваш ребенок в детском саду.
• Да, достаточно
• Нет, недостаточно
• Затрудняясь ответить
Приложение №3.
Конспект занятия по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"
Цели:
• познакомить детей с правилами дорожного движения
• помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков)
- развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки.
Материалы:
- рисунки с изображением дорожных знаков.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям рассказ "Зачем нужны дорожные знаки?"
«Муравьи — существа хоть и маленькие, но умные и работящие. Целый день бегают они по муравьиным дорожкам. Одни — с поклажей в дом, к муравейнику. Другие — прочь, с мусором и налегке. Никто ни с кем не ссорится, не сталкивается. И всё потому, что у муравьёв свои правила движения. Соблюдаются они строго!
Впрочем, если муравей на муравья в спешке и налетит, урон небольшой — уж больно они легки да малы!
Машины тоже снуют с утра до вечера. Бегут с грузом или перевозят людей. Отдыхают в гаражах, а подкрепляются на бензоколонках. Они очень сильные. Они летят по дорогам, как стрела, ревут, словно дикие звери. Они копают глубокие ямы, поднимают брёвна, как спички, и тушат пожары.
Если две машины налетят друг на друга или на человека, случится беда.
Люди и машины каждый день встречаются на улице. Чтобы не мешать друг другу, они придумали правила — как себя вести на дорогах.
Машины соблюдают эти правила строго. Если на переходе горит для них красный свет — встают как вкопанные. Пропускают тебя вперёд, на другую сторону улицы. Стоят, урчат, только и ждут зелёного света, чтобы вновь рвануться вперёд.
Машины верят, что и люди будут соблюдать законы улицы. Не переходить её, где попало. На переходе не бежать на красный свет, горящий для пешеходов. Не выбегать внезапно на дорогу. Машины не ожидают этого и не могут сразу остановиться.
Машины не нарушают договор с человеком.»
- А вы, ребята, соблюдаете правила дорожного движения? (выслушиваются ответы детей).
- Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах — это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности на дорогах и о том, какие бывают дорожные знаки.
Педагог загадывает загадки (с показом картинок) о дорожных знаках, дети отгадывают.
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если всё вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак "Пешеходный переход")
Правило № 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".
Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная.
(Знак "Подземный переход")
- Самый безопасный переход — подземный.
Правило № 2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
- Вот какое стихотворение написал С. Михалков про светофор:
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зелё ный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
Жёлтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Правило № 3. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
Правило № 4. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала — налево, а дойдя до середины дороги — направо.
Правило № 5. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Правило № 6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу (даже если ты очень спешишь). Перед дорогой надо остановиться.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете -
В этом месте ходят дети.
(Знак "Дети")
Правило № 7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
- Ребята, как вы думаете, почему нельзя играть на дороге и возле дороги? (Выслушиваются ответы детей).
Правило № 8. Автобусы, троллейбусы и трамваи опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Правило № 9. Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю дороги (по обочине) навстречу машинам.
Здесь дорожные работы -
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
(Знак "Дорожные работы")
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле -
Не проедете никак!
(Знак "Въезд запрещён")
Этот знак на переезде -
В непростом, заметном, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже.
(Знак "Железнодорожный переезд без шлагбаума")
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак "Пункт первой медицинской помощи")
- Все дети любят кататься на велосипеде, на скейтборде, на самокате, на роликовых коньках. Оказывается, для них тоже есть свои правила безопасности :
1. Нельзя кататься в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть. Зимой это относится и к конькам, и к санкам.
2. Ездить на велосипеде по дорогам можно только с 14 лет.
3. Не переезжай дорогу на велосипеде, а переходи её по переходу, ведя велосипед за руль.
У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак "Велосипедное движение запрещено")
- Ребята, а сейчас я проверю вашу находчивость и сообразительность. Я буду задавать вам вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя.
- Сколько колёс у легкового автомобиля? — (Четыре).
- Кто управляет автомобилем? — (Водитель).
- Кто ходит по тротуару? — (Пешеход).
- Для чего нужна проезжая часть? — (Для движения транспорта).
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? — (По правой).
- Как называется место пересечения двух дорог? — (Перекрёсток).
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? — (Авария или ДТП).
- На какое животное похож пешеходный переход? — (На зебру).
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? — ("Скорая помощь", пожарная и милицейская машины).
- Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? — (Моргает правой маленькой лампочкой).
- Где можно играть детям, чтобы не подвергаться опасности? — (Во дворе, на детской площадке).
- Всем ребятам спасибо за участие в занятии. Надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила дорожного движения.