Ирина Щапова
Опыт работы образовательного учреждения по отработке у детей дошкольного возраста навыков самоспасения
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье обозначены возможные опасности для ребенка дошкольного возраста; определена роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей. Задача сделать родителей — активными участниками в освоении детьми навыков самоспиасения; привлечь их к закреплению с детьми навыков за пределами детского сада.
Ключевые слова: безопасность, навыки, самоспасение, чрезвычайные ситуации.
Формирование навыков безопасного поведения детей
Темочки:
Одним из актуальных вопросов на сегодняшний день является тема безопасности, безопасности детей особенно. К примеру в этом году только пожаров в жилых домах на Ямале произошло порядка 150 и эти трагедии унесли жизни более 20 человек. Факторов угрожающих жизни человека множество и связаны они не только с пожарами, а с различными чрезвычайными ситуациями в которых может оказаться любой из нас. Вам страшно представить, что дети могут оказаться в опасности: в пожаре, в заложниках, в здании во время стрельбы или рядом с предметом, который может взорваться.
Вы стараетесь об этом не думать. Все, конечно, надеются, что такого не произойдёт. Но, даже если это случится хоть единожды, хоть где-то — наше бездействие, нежелание заранее думать об этом невозможно будет оправдать.
А есть ли вероятность, что такая ситуация может произойти в реальной жизни?
К несчастью, такое уже случалось. Многим известно, что от стрельбы в детском саду погибли дети в Ульяновске. Где и когда это может повториться снова — никто не знает.
Мы не можем выбирать ситуации, в которых оказываемся, но мы можем научиться сами и научить детей управлять рисками — научить детей действовать так, чтобы сохранить жизнь.
Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы дать детям специальные знания о сохранении жизни путем формирования представлений о безопасном поведении и навыков адекватных действий при разных чрезвычайный ситуациях.
Традиционный подход к действиям в чрезвычайной ситуации, такой как: изучение правил и инструкций, примерка формы пожарного, знакомство с огнетушителем и тушение «огня» понарошку. Не сформирует навыки выживания и не поможет выжить. Опыт показывает, что в реальной опасности есть всего несколько секунд для спасения. Только правильные действия, доведенные до автоматизма, помогут детям выжить. Правила не спасут.
Дети своими действиями способны управлять рисками и угрозами. Заметив подозрительный предмет, ребенок может спасти себя: не трогать, а позвать на помощь. При звуках выстрелов не поддаться любопытству — не пойти смотреть, что происходит, а сразу спрятаться и спастись. При задымлении не залезать в шкафчик, а следовать к выходу. Распознав опасность, можно выбрать безопасный путь для своего спасения.
Сегодня я представляю опыт работы, нашего образовательного учреждения по отработке у детей дошкольного возраста навыков самоспасения. Что в вашем понимании обозначает термин «самоспасение»? Правильно, это умение человека оказать помощь самому себе в экстренной ситуации. Такой навык является неоценимым в сохранении жизни любого человека, взрослого и ребенка. Я обучаю детей навыкам самоспасения – это новый подход. Дети не учат только правила, а получают навыки, которые формируют у детей стратегии безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Основная задача моих занятий состоит в том, чтобы дать детям специальные умения о сохранении собственной жизни.
Реализуя образовательную программу детского сада в части социально-коммуникативного развития я провожу обучение воспитанников на факультативных занятиях по безопасности. Занятия проходят два раза в месяц. За основу курса взята образовательная программа «Безопасный Я в безопасном мире» разработанная и апробированная доктором педагогических наук Емельяновой Ириной Евгеньевной и кандидатом педагогических наук, врачом-психотерапевтом Котловановой Олесей Владимировной.
Хочу сразу отметить, что принцип обучения по данному курсу отличается от привычных нам с вами инструкций по действию в чрезвычайных ситуациях. Он учит ребят быстро, а главное самостоятельно, принимать верные решения в сложных ситуациях. Ребенок должен понять, что если что-то случится, его обязательно спасут, но в первую очередь нужно рассчитывать на собственные знания и умения. Его необходимо научить не бояться самостоятельно принимать решения.
В начале каждого занятия с помощью специальных карточек, муляжей и звукового сопровождения, мы с детьми моделируем некую чрезвычайную ситуацию, в которой мы оказались. Проговариваем место где мы находимся (это может быть детский сад, магазин, больница, дом, игровая площадка) и примеряем на себя роль «Персонажа» с заданной моделью поведения, для выхода из сложившейся ситуации. Все занятия проходят в игровой форме. Такие «игры» направлены, в первую очередь, на автоматизацию действий ребенка при возникновении угрозы жизни.
Занятия по навыкам самоспасения проводятся с воспитанниками старших и подготовительных групп.
Мною добавлены несколько тем, которые являются очень важными для развития самостоятельности ребенка и умения находить выход из сложных ситуаций. Рассказываем про соблюдение безопасности в быту, на природе в общественных местах. Как работает электрочайник? А микроволновка? Что же делать, если в квартире выключился свет? Для проведения таких занятий мне на помощь приходят отличные развивающие мультики российского производства такие, как «Фиксики» или «Смешарики. Азбука безопасности».
Хочу заметить, что прежде чем начинать обучение детей, необходимо провести подготовительную работу с родителями и педагогами. В первую очередь необходимо научить именно взрослых верить, что ребенок способен самостоятельно принимать правильные и порой не простые решения.
Курс занятий предусматривает работу с родителями и всеми педагогами учреждения. В ходе реализации курса я провожу обучение не только с коллективом, но и с родителями воспитанников. Родители — активные участники, они включаются в проект, закрепляют с детьми полученные навыки за пределами детского сада.
В нашем детском саду с детьми проходят разные мероприятия по безопасности. Это занятия, развлечения, игры, с помощью которых мы формируем у детей навыки правильного, а самое главное безопасного поведения в различных ситуациях. Но помните, что безопасность детей — это забота взрослых. Без помощи родителей, дети не смогут овладеть навыками самоспасения.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
3. Емельянова И. Е., Котлованова О. В. /Курс «Технология спасения жизни». – Интернет- ресурс: https://xn--80aqthc.xn--d1acj3b/
4. Котлованова О. В., Емельянова И. Е. / Программа «Безопасный я в безопасном мире». – Интернет- ресурс: https://www.cspu.ru/news/pedagog-yuurggpu-razrabotala-programmu-po-bezopasnosti-doshkolnikov