Ольга Ваганова
Беседы с детьми раннего возраста «О лесе»
Беседа на тему «О лесе»
Цель: дать детям элементарное представление о лесе.
Ход.
На доске висят картинки с изображением осеннего леса.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
- Осень.
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки. На них изображен осенний лес.
Воспитатель читает стихотворение «Здравствуй, лес».
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Публикация «Беседы с детьми раннего возраста „О лесе“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Младшая группа
- Темочки
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, какие красивые деревья в лесу осенью. Какие разноцветные у них листочки. А еще в лесу растут грибы, ягоды.
В в лесу живут дикие животные. Посмотрите, и назовите каких животных вы знаете.
Воспитатель вешает картинки с изображением лисы, волка, зайца, медведя.
- все эти животные живут в лесу и питаются грибами, ягодами, корой деревьев.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются).
Воспитатель: Дети, а вы были когда-нибудь в осеннем лесу. Я предлагаю вам сейчас туда отправиться. Давайте встанем паровозиком и поедем. Чух-чух-чух. Вот мы и приехали. Детки, посмотрите, какие красивые листочки на деревьях. Вот листочек красный, а вот листочек желтый.
Игра «Собери листики в корзины»
Дети собирают желтые листики в желтую корзину, красные в красную.
- Ребята, смотрите сколько ягод и грибов растет в лесу.
Воспитатель показывает картинки грибов и ягод детям и называет их. В лесу так же живет очень много насекомых.
- Ребята, смотрите это домик муравьев. (Воспитатель показывает картинку муравейника). Называется муравейник. Муравьи любят листья деревьев.
- где мы сегодня побывали?
- какие животные есть в лесу?
- какие растения есть в лесу?
Беседа на тему «О труде людей осенью».
Цель: Дать представление о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продукто вна зиму.
Ход.
Воспитатель: Дети, какое время года насупило?
- Осень.
Воспитатель: Посмотрите, у нас есть 2 корзинки. В одной корзинке у нас овощи и фрукты. Где они растут?
В другой корзинке у нас лежит лейка, ведерко и лопатка. Эти предметы нам нужны, для того чтобы в нашем огороде вырос хороший урожай. Лопата нам нужна копать грядки для будущего урожая, лейка – поливать, а ведро, что бы собирать урожай.
Что бы вырос хороший урожай, люди очень много трудятся в саду и огороде. Потом из этих овощей и фруктов делают заготовки на зиму. Например компот, варенье, салат.
Подвижная игра «Урожай».
В огород пойдём, (маршировать на месте)
урожай соберем.
Мы морковки натаскаем (изображают, как вытаскивают морковь)
И картошки накопаем. (изображают, как копают)
Срежем мы кочан капусты, (изображают, как срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг 3 раза)
Щавеля нарвем немножко (изображают, как рвут)
И вернемся по дорожке. (маршируют на месте)
Воспитатель; Вот, ребята, какой славный урожай мы с вами собрали.
Понравилось вам?
Будете помогать вашим родителям, бабушкам в саду и огороде?
Беседа на тему «Об овощах».
Цель: уточнить и закрепить знания детей об овощах.
Ход.
Воспитатель приносит в корзинке муляжи овощей и читает стихотврение «Ешьте овощи и фрукты!».
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Воспитатель достает из корзинки по одному овощу и просит детей назвать их. Если дети затрудняются, взрослый называет и просит повторить за ним. А вместе - это называется овощи, они очень полезные, в них много витаминов.
- А теперь давайте попробуем наши овощи описать. Какие они? (морковка оранжевая, помидор красный, круглый).
Пальчиковая гимнастика «Овощи».
У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
(Сложить ладони «корзиночкой»)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)
Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец).
- Дети, а что можно сделать из овощей? Можно сварить суп, сделать салат. Какие нам понадобятся овощи для супа.
Дети подходят к корзинке и выбирают овощи для супа.
Игра «Назови, чего не стало».
На столе разложены овощи. Дети запоминают, какие овощи лежат на столе, и закрывают глаза. Давайте еще раз назовем. На столе лежат картошка, морковка, лук, капуста, свекла. Все овощи запомнили? Вы закроете глаза, я спрячу овощ. Когда вы откроете глаза, назовете, какой овощ я убрала со стола. Закрывайте глаза.
Педагог предлагает детям отгадать загадки об овощах. Ответы на их загадки педагог вывешивает на доску в виде картинок.
Как на нашей грядке выросли загадки
Сочные, да круглые. Вот такие крупные.
Летом зеленеют, осенью краснеют (Помидор)
А на этой грядке горькие загадки.
33 одежки и все без застежки.
Кто их раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
А на этой грядке длинные загадки.
В этой грядке Дед Мороз
летом прячет красный нос. (Морковь)
Весь в пупырышках, зеленый
Я и свежий и соленый.
Осень вкусный удалец
Наш хрустящий …. (Огурец
Ребята, о чем мы с вами сегодня узнали?
Зачем на нужны овощи?
Какие овощи вы сегодня запомнили?
Беседа на тему «Осень».Цель: Дать элементарные представления об осени.
Ход
Воспитатель читает стихотворение «Осень».
Здравствуй, осень! Как дела?
Ты надолго к нам пришла?
Приготовила уж краски,
Чтоб одеть деревьям маски?
Землю полила дождем?
Много мы грибов найдем?
Будет летом урожай?
Нам скорее отвечай!
Воспитатель: Дети, наступила осень. Листья на деревьях желтеют и осыпаются. Это называется листопад. На улице уже не так ярко светит солнышко, птицы улетают в теплые страны. Погода осенью становится холоднее. Люди начинают теплее одеваться. Какую одежду мы с вами одеваем?
- Куртки, ботинки, шапки.
Осенью мы собираем урожай, ходим в лес за грибами. Что растет осенью в огороде?
- Морковка, яблоко, картошка.
Лесные животные начинают собирать запасы на зиму: шишки, желуди, ягода. А некоторые звери готовятся к спячке.
Игра «Осенний лес»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Вот мы по лесу идём.
(Идём на месте.)
Мы грибочков соберём.
(Наклоняемся и разгибаемся.)
Раз грибок и два грибок –
Их положим в кузовок.
(Показываем, как кладём грибы.)
Впереди мы видим что-то.
(Вытягиваем руки перед собой.)
Ох, большое там болото!
(Разводим руки в стороны.)
Как бы нам не утонуть.
Нужно в сторону свернуть.
(Поворачиваемся вправо и идём на месте.)
Чтоб пройти нам по лесочку,
С кочки прыгаем на кочку.
(Прыгаем на месте.)
Прыг да скок, прыг да скок!
Снова тут сухой лесок.
(Разводим руки в стороны.)
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Мы с вами узнали, что такое осень, какую погоду она нам приносит.
Беседа «Об уходе за комнатными растениями».
Цель: дать представление об уходе за комнатными растениями.
Ход.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Это цветок, он растет в горшке. Цветы, которые растут в горшке называются комнатные растения. А еще их называют комнатные, потому что они растут в доме, а не на улице в клумбе.
Посмотрите, как много цветов у нас в группе. Как вы думаете, для чего нам нужны цветы в группе? (ответы детей).
- А еще нам нужны цветы, чтобы очищать воздух от пыли и грязи. У каждого цветка есть свое название.
Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения».
На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)
Здесь у нас цветет герань.
Здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония (загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Все названья помним. (раскрываем ладошку)
Мы взрыхлим цветы, польем.
(делаем «царапающие» движения, выставляем большой палец в сторону – имитируем движения полива)
Пусть подрастают день за днем. (делаем «бутоны» и распускаем их,
оттопыривая по одному пальцу).
- За комнатными растениями нужно ухаживать. Например рыхлить землю, чтобы цветочку было чем дышать, поливать, чтобы оно не засохло, протирать листочки от пыли, удобрять землю. Цветам, как и нам нужны витамины, чтобы быть здоровыми. Если всего этого не делать, цветок повянет и погибнет, потому что каждое растение живое.
Воспитатель вывешивает на доску картинки комнатных цветов и называет их (кактус, фиалка, алоэ, фикус, папоротник).
Физкультминутка «На окне в горшочках».
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг.
Поднялись цветочки. Медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.
В солнышке утонут.
Воспитатель читает стихотворение «На окне моем цветочки очень весело живут»
На окне моём цветочки
Очень весело живут.
Словно в маленьком садочке
Очутились они тут.
Распустились как-то сразу,
Очень много красок в них.
То-то радостно мне глазу
От красоток расписных.
Разговариваю нежно
С каждым я своим цветком.
И они цветут безбрежно,
Нежатся в тепле моём.
Хорошо моим цветочкам
На окне уютном жить,
Жизнь давать другим росточкам,
Радость в дом мой приносить!
- что мы с вами сегодня узнали?
- как нужно ухаживать за комнатными растениями?
- какие комнатные растения вы запомнили?
Беседа «Цветы».
Цель: расширить знания детей о цветах.
Ход.
На доске висят картинки с изображением цветов. Воспитатель читает стихотворение «Почему на голове не растут цветочки».
Почему на голове
Не растут цветочки?
Ведь растут они в траве
И на каждой кочке!
Если волосы растут,
Значит, их сажают…
А сажать цветочки тут мне
Не разрешают!
Почему не сделать так:
Срезать все кудряшки,
На макушку – красный мак,
А вокруг – ромашки.
… Вот была бы голова!
Голова что надо!
Лес, цветы, грибы, трава…
Тишина. Прохлада.
- Ребята, посмотрите какие красивые цветы изображены на этих картинках. Все цветы разные, желтые красные. Сегодня к нам в гости пришла кукла, не не с пустыми руками, она принесла с собой коробочку. Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель открывает коробку, в ней лежит цветок в разобраном виде (ромашка).
Кукла: Ой, что случилось с моим цветком? Я так к вам торопилась, упала и уронила коробку и мой цветок рассыпался.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем кукле собрать цветок, но сначала нам нужно размять наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Алые цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки.
(Ладони соединены в виде тюльпана, пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Затем производятся плавные покачивания кистями рук)
Наши алые цветки закрывают лепестки,
(Медленно закрываются, приобретая форму цветка)
Тихо засыпают, головой качают.
(Производятся покачивания «головкой цветка»)
Дидактическая игра «Собери цветок».
Пока дети с помощью воспитателя собирают цветок, взрослый читает стихотворение.
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся ромашка
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что есть у нашего цветочка? (желтая серединка, белые лепестки, зеленый стебель).
Кула: Смотрите, я нашла на лугу еще несколько цветов, но я не знаю как они называются.
Воспитатель показывает детям цветы и называет их (одуванчик, василек, колокольчик).
Кукла: Спасибо вам ребята. Вы помогли мне собрать мой цветок и я узнала, какие цветы можно найти на лугу. Я побегу опять на лужок и нарву целый букет красивых цветов. До свидания, ребята!
Дети прощаются с куклой.
- Что мы с вами сегодня делали?
- Какой цветок мы с вами сегодня собирали?
Какие еще цветы вам приносила кукла?