Ирина Гришина
Беседы с детьми о прочитанном
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагога над прочитанной книгой – серьезная и важная деятельность. Воспитатель должен быть готов заранее к возможным вопросам детей и сам готовить вопросы для беседы с дошкольниками.
Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
Публикация «Беседы с детьми о прочитанном» размещена в разделах
Эти задачи требуют от воспитателя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость? И т. д.
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремиться помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят.
Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой – не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем – то похожими на отрицательных персонажей. Разумеется, педагог должен быть тактичным и находчивым в подобной беседе. Воспитателю следует при любых обстоятельствах управлять мнением коллектива детей. Для того чтобы не вызвать обиды ребенка, у которого были выявлены явные недостатки в поведении, устранять их лучше всего смехом и шутками.
В работе со старшими дошкольниками над произведением эффективными оказываются такие приемы, как подбор близких по содержанию художественных произведений; ведение беседы сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев; обобщающая беседа по нескольким произведениям, в том числе и сказкам.
Можно предложить еще один прим, способствующий выявлению эмоционального отношения детей к прочитанному. Воспитатель, не дочитав сказку или стихотворение до конца, предлагает другую развязку. Затем сравнить и обсудить прочитанное : например «Хорошо ли поступили? А что бы вы сделали на их месте?» и т. п.
Желательно, прочитав в группе сказку или рассказ, дать несколько развязок, в том числе и взаимоисключающих. Это поможет старшим дошкольникам глубже прочувствовать нравственное содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев, так как маленькие дети часто просто запоминаются правила, соответствующие моральным нормам поведения. А прием «столкновения» различных потенциальных развязок заставляет детей не только глубоко задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни. В ходе такой беседы со старшими дошкольниками иногда возникает дискуссия. Воспитатель должен всячески поддерживать ее, косвенно направлять разговоры, привлекать к обсуждению замкнутых, застенчивых детей, заставлять всех ребят группы высказываться.
В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено, скорректировано под воздействием мнений других ребят и при косвенном руководстве педагога. Главное здесь – не спешить с выводом о неправильности представлений того или иного ребенка: не перебивая и не останавливая его, взрослый должен выслушать и постараться понять исходные мотивы, побуждающие ребенка защищать свою точку зрения. Эти мотивы и должны, насколько это возможно, послужить основой для ненавязчивого, доброжелательного участия взрослого в этом «споре» и обоснования ошибочности мнения малыша.
В конце дискуссий воспитателю необходимо подводить итоги сказанному детьми, подчеркивать особенно удачные сравнения, обязательно поощрять тех, кто впервые, преодолев в себе застенчивость, участвовал в дискуссии.