Лидия Минеева
Беседа «Телевизор и компьютер: друзья или враги?»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа с родителями на тему: «Телевизор и компьютер : друзья или враги?».
Учитель-логопед Минеева Лидия Анатольевна
Выходной, выспаться бы! Но ненаглядное чадо подходит к вам в 8 утра… И вы даёте «добро» на мультики. В течение дня телевизор или компьютер будет по прежнему включен.
В наши дни телевизор и компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребёнок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом… Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка, но для его психического здоровья. Одно из этих последствий – отставание в развитии речи.
Публикация «Беседа „Телевизор и компьютер: друзья или враги?“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой друг - компьютер
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна почти каждой в группе детского сада. Как показывают специальные исследования, 25% четырёхлетних детей страдают серьёзными нарушениями в речевом развитии. Вы спросите, причём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речевые звуки, не обращённые к ребёнку с экрана лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к ответу, действию, не вызывают каких либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих слов. Многим из детей трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать в памяти предыдущие фразы, и связать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им становится трудно читать, поэтому детям не интересно, скучно читать даже самые хорошие книги.
Главное право ребёнка – право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основные законы развития психики ребёнка. Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные приспособленные средства массовой информации не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Сказанное выше, отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Но подключить детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к её использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а воспитателем, властным хозяином над их душами.
Как бороться с проблемой, если она уже есть?
Если у ребёнка давняя любовь к телевизору или компьютеру, вам придётся не сладко. Но ситуацию ещё можно исправить.
• Сократите время просмотра телевизора или компьютера.
• Выберите вместе передачи, которые можно смотреть.
• Организуйте специальные призы. Ребёнок ещё играет, поэтому вырежите картонные плюсы и минусы. Ставьте один плюс, если ребёнок уложился в отведённое на просмотр время, и ещё плюсы за каждые сэкономленные 5 минут. Минусы соответственно за каждые лишние 5 минут.
Договоритесь о «цене» приза. Например: за 5 плюсов – мороженое.
• Не нарушайте телеграфик даже в выходные, каникулы и отпуск. Лучше помогите ребё нку найти интересные занятия: прогулки, гости, игры.
• И конечно, лучший пример для подражания – если вы сами не просиживаете часами перед экраном.
2-3 года
Лучше совсем не смотреть!
Мозг к этому не готов.
В период от рождения до трёх лет у ребёнка идё т развитие всех основных психических функций: памяти, внимания, речи, интеллекта. В эти годы мозг работает как никогда быстро и много. Проще говоря, малыш от года до трёх лет психически перегружен. - это очень быстрая смена картинок. Просмотр телевизора и, которую надо расшифровать компьютера. В итоге у малыша мозг перегружается и устаёт, наступает перевозбуждение, ребёнок плохо спит, капризничает. Специалисты советуют исключить просмотр телевизора в таком возрасте. Дополнительная телевизионная нагрузка на мозг затормаживает развитие всех психических функций, ведь возможности младенческого не сформированного мозга весьма ограничены.
3-6 лет
Можно, только осторожно. Смотрите понемногу и вместе.
Ребёнок уже способен постигать через мир телевидения реальный мир, от переизбытка простора телевизора страдают функции общения и речи, может развиться телезависимость. Сильно страдает творческое мышление: ведь продукт, который предлагает телевизор,-готовый, его не нужно усваивать и переваривать в отличие от книг или аудиозаписей.
Но полностью исключать телевизор не надо. Человек-паук или Смешарики обсуждаются детьми, и, если ребёнок не смотрит телевизор, это скажется на отношении к нему сверстников и не самооценке. Смотреть телевизор ребёнку в этом возрасте надо не более часа в день. Очень полезно смотреть мультфильмы и передачи вместе, обсуждать и делиться своими переживаниями по поводу происходящего на экране.
7-11 лет
Требуется особое внимание! Иначе вырастет «зомби»
Это особенно опасный возраст для неконтролируемого телевизионного и видео просмотра. В это время ребёнок идёт в школу, осваивает новую учебную деятельность, которая в норме становится для него ведущей. Если же ребёнок проводил ранее много времени перед телевизором, не удивляйтесь. Если у него будут серьёзные проблемы в школе не только с учёбой, но и с одноклассниками,так как у тех, у кого в друзьях только телевизор, серьёзно страдает социальное развитие.
Если же ребёнок ранее к телевизору был прохладен, а сейчас уделяет теле и компьютерным программам более 2-2,5 часов в день, это так же повод насторожиться.
И в том, и в другом случае нужно всерьёз бороться с пристрастием ребёнка к экрану.