Полина Шаламова
Беседа в старшей группе о весне
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие умений детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны.
Задачи:
Расширять представления детей, о том какие изменения в природе происходят весной.
Упражнять в образовании слов с уменьшительно ласкательным суффиксом.
Воспитывать у детей любовь к природе.
Развивать диалогическую речь, слуховое внимание.
Удовлетворять детскую любознательность посредством игровых ситуаций.
Развивать умение конструировать.
Активизировать творческое воображение.
Демонстрационный материал: книги и иллюстрации о весне.
Публикация «Беседа в старшей группе о весне» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Весна. Беседы о весне
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Предварительная работа: беседы о весне, экскурсия по территории детского сада, оформление с детьми альбома «Весенние приметы», рисование на тему «Весна», рассматривание иллюстраций на тему «Весна».
Ход занятия:
Дети, посмотрите в окно скажите:
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Какая погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице)
В комнату залетают птицы и приносят детям конверт. (Сюрпризный момент)
- Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим. (Проводится словесная игра «Подскажи словечко»)
Ой, беда! Ой, беда!
Тат снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу…. (проталинки)
Самый первый день весны,
Самый - самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась (верба)
Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась….(сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ….(капель)
Сделать с детьми вывод - что это первые признаки весны. Мы можем по ним определить, что уже пришла весна.
Много вы знаете о весне. А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы? (Ответы детей)
Игра "Продолжи предложение»
Зимой сугробы высокие, а весной. низкие
Зима ушла, а весна. пришла
Зимой солнце морозит, а весной. греет
Зима холодная, а весна. теплая
Зимой надевают шубы, а весной. куртки.
- Молодцы дети, правильно ответили.
Предложить детям встать в хоровод для проведения игры «Веснянка» :
Солнышко- солнышко, золотое донышко… (дети идут по кругу, все держатся за руки)
Побежал в лесу ручей… (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей …. (дети бегут по кругу, имитируют полет птиц)
А сугробы тают, тают…. (дети медленно приседают)
А цветочки подрастают…. (дети встают на цыпочки и все тянутся руками вверх)
- Какие первые цветы расцветают?
Дети: Подснежники, крокусы, мать и мачеха, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, ландыши.
Ребята, давайте с вами присядем на свои волшебные пенёчки и вспомним загадки о весне :
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Баба снежная грустна —
В гости к нам идет. (весна)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли. (почки)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький. (подснежник)
Веселится весь народ —
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем. (ледоход)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит. (капель)
В теплый день из-подо льда
Мчится талая вода.
И шумит всех птиц звончей
Этот озорной. (ручей)
Посмотрите-ка, ребята,
В небесах повисла вата —
К нам плывут издалека
В синем небе. (облака)
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется. (трава)
Высоко за облаками
«Поле» синее над нами.
Не растят на поле хлеба.
Как оно зовется? (Небо)
Понавесили корзины
На березы и осины.
Каждая корзинка — дом,
А зовется он. (гнездом)
Гнездышко из веток —
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть. (птенцы)
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строем мы ему. (скворечник)
Продолжает год свой бег.
Вот и начал таять снег,
Птичий гомон, кутерьма,
Значит, кончилась зима,
Солнце ярче сотни фар.
К нам весну приводит.
Ответ детей: Март.
В народе называли Март – протальник. Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются первые цветы – подснежники. И месяц получил имя – Протальник. Пора водить хороводы и весну красную встречать.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел…
Ответ детей: Апрель
Воспитатель: Апрель – снегогон. Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонет снег апрель прочь зиму вместе с ним прогоняет, от того и «Снегогон» прозвали. Оголяется тёмная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц.
Лопнули тугие почки,
И проклюнулись листочки,
Расцвела в саду сирень,
Ото дня длиннее день.
Куртку теплую снимай!
К нам пришел цветущий…
Ответ детей: Май.
Воспитатель: Май – травень. Весна одевает природу в новые чистые одёжки, радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листочки, каких – то несколько дней и лес не узнать – шумит листвой. Месяц роста травы и зелени так и звали – Травень.
- Ребята, теперь мы знаем, как выглядит природа весной, какие краски использует Весна и сможем нарисовать свой пейзаж. Теперь закройте глаза и представьте свой весенний пейзаж, который вы хотите нарисовать. Какие деревья? Как они расположены? Как ярко светит солнце? Есть ли цветы на проталинах? Какие они? Может быть, уже прилетели птицы? Представили?
Ответ детей: Да, представили.
- Тогда нарисуйте задуманное.
- Ребята, пейзаж у вас получился разноцветным, ваши рисунки готовы.
- Дети, о каком времени года мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что вам больше понравилось? Были ли какие-то сложности в работе?
Затем проводить каждодневные наблюдения на прогулках с детьми на протяжении всего месяца. Проводить беседы по утрам, выслушивать детские высказывания о переменах в природе.
Наблюдения:
Солнце. Отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня. Вспомнить, как было зимой
Небо. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим – синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!
Ветер. Ветер становится все теплее (ласковее, сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.
Снег. Снег часто идет с дождем. Снег на земле становится серым, грязным. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть, на какой стороне крыши снег тает раньше (на солнечной или в тени). Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему?
Лед. Рассмотреть с детьми ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем, - острые и тонкие, на теневой стороне – сосулек меньше и они другой формы.
Деревья. Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха.
Птицы. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.
Дидактические игры:
- «Угадай, что за зверь», «Опиши, я отгадаю», Чьи это детки?»
- «Найди пару», «Отсчитай столько же», «Кто скорее соберёт»
- «Что дерево рассказывает о себе?», «Какое небо?», «Придумай предложения»
- «Какие птички прилетели», «Найди одинаковые», «Назови, кто это!»
- «Выложи сам», «На что похожа льдинка?», «Найди самую красивую льдинку».
Подвижные игры:
- «Найди себе пару», «Перепрыгнем через ручеёк, Птички и кошка»
- «Ловишка», «Поймай за хвост», «Лови – бросай»
- «Птичка, раз! Птичка, два!», «Птички и кошка», «Охотник и зайцы»
Поисковая деятельность
- Предложить ребятам потрогать воду в луже, сделать вывод, что вода ещё очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.
- Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести веточки дерева в группу, понаблюдать, где скорее зацветет, в группе или на улице.
- Где снег не тает?
- Почему тает снег?.