Сауле Урдабаева
Беседа с родителями «Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители!
- Как вы думаете, с какого возраста следует начинать подготавливать детей к выбору будущей профессии?
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития : этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
Публикация «Беседа с родителями „Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника“» размещена в разделах
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет).
- На сколько, по вашему мнению, важна и необходима помощь родителей в знакомстве детей с профессиями?
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку.
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы.
В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
- Каким образом следует организовывать в семье работу по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста?
В первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.
Для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) подойдут наблюдения за трудом продавца (парикмахера, водителя и др., формирующие первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, совместные игры детей и взрослых, отражающие простейшие трудовые операции.
С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) полезными будут наблюдения, рассматривания, чтение литературы (художественной и энциклопедий, беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека.
Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы и рассказы.
- Как относиться к смене интересов детей?
Важно понимать, что интересы детей в разные возрастные промежутки времени не окончательны.
Даже среди взрослых людей лишь некоторые всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Многие по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Тот выбор, который люди делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности.
Возможно, интерес ребёнка к определённому роду профессий будет не постоянен, и через некоторое время его предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что приоритеты в выборе профессии были поставлены неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.