Юлия Белоусова
Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа с родителями
«Что читать детям трусишкам».
Пожалуй, не стоит долго распространяться о том огромном влиянии, которое оказывает на человеческую душу художественная литература. И, как у любого явления, у этого есть две стороны: произведение может и облагородить, просветлить человека, и ввергнуть его в бездну ужаса и безысходности. Поэтому, выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа» или грустные вроде «Русалочки», «Стойкого оловянного солдатика» и «Девочки со спичками» Г-Х. Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно обработаны, и именно для детей, поскольку в «непричесанном» варианте слишком много жестокой архаики.
Публикация «Беседа с родителями „Что читать детям трусишкам“» размещена в разделах
Когда ребёнок капризный, впечатлительный, робкий, боится темноты и одиночества, можно обратиться к книгам, которые подсказывают, как вести беседу с ним, переубедить его, как на примере сказочных героев отучить от недостатков, повысить его самооценку, дать положительный пример.
Трусишкой и капризулей быть, конечно, плохо, и нужно преодолевать эти комплексы. К счастью, сказочные герои современных писателей помогают детям со смехом расправиться со своими страхами и капризами.
В дошкольном возрасте следует больше читать веселых произведений отечественных и зарубежных классиков детской литературы: «Буратино», «Чиполлино», «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон», «Баранкин, будь человеком!», «Старик Хоттабыч», книги Волкова, Драгунского, Успенского, Носова, Маршака, Михалкова и другие. Они не только развлекают, но и многому учат. В том числе и смелости. А в «Приключениях желтого чемоданчика» С. Прокофьевой эта тема вообще ключевая, и с детьми, которым театрализация по душе, можно подготовить на основе этого сюжета целый кукольный спектакль.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рассказы про животных, но взрослые не должны забывать о том, что в природе господствует беспощадный естественный отбор, и, учитывая психологические особенности детей, либо опускать кровавые подробности, либо временно воздержаться от чтения некоторых повестей и рассказов. Скажем, я бы не стала читать пяти - или даже семилетним трусишкам повесть В. Бианки про злоключения мышонка Пика. Из нее можно, конечно, почерпнуть много сведений о повадках мышей, птиц и прочих «братьев наших меньших», но вполне вероятно, что в детской памяти запечатлеется, к примеру, такая картина: «Ветви этого куста были усажены длинными острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут была воздушная кладовая разбойника». Или вот такая: «Пик посмотрел, на чем он лежит, и сейчас же вскочил. Лежал он, оказывается, на мертвых мышах. Мышей было несколько, и все они закоченели: видно, лежали здесь давно».
Сказка венгерской писательницы, создательницы детских телепередач Агнеш Балинт (1922-2008) «Гном Гномыч и Изюмка», которую пересказал для русских читателей Г. Лейбутин. Чем привлекает эта книга? Тем, что учит родителей правильно общаться с детьми. Изюмка ведь ещё тот проказник и озорник: умываться не любит, за столом чавкает, дружить не умеет, хвастается, ленится и обманывает. Одним словом, его необдуманные поступки напоминают поступки современных дошколят.
А начинается сказка так: жил да был гном. Самый обычный маленький гном, звали его уважительно Гном Гномыч. Жил он один-одинёшенек на улице Кузнечиков в старой шляпе, а когда её унесло ветром, перебрался в новое жилище — огромную тыкву. И вот теперь приходилось свой новый, увы, съедобный домик охранять.
«— Слепые вы, что ли? Неужели не видите, что здесь живут? — возмущённо кричал он и размахивал метлой из гусиных перьев. — Тоже мне харчевню нашли!
Как-то раз хозяин не мог заснуть. Лежал то одном боку, то на другом. И вдруг услышал странный шорох».
За стеной домика кто-то чавкал. Это был маленький голодный поросёнок, похожий на сушёную изюмку, его, кстати, так и звали — Изюмка.
Доброму Гному жалко стало бедного поросёнка, и он сказал:
— Знаешь что, Изюмка, оставайся-ка ты лучше у меня! Всё равно гном я одинокий. Сижу, скучаю, пока ветром случайно не занесёт сюда какую-нибудь старую газетёнку для чтения.
В повести «Дядюшка Шорох и Шуршавы» Владислава Бахревского мы становимся свидетелями интересных приключений двух братьев: младшего Жени и старшего Лёни! Ох и непросто им ладить друг с другом: тут и зависть, и обида, и соперничество.
Мальчики совершенно случайно попадают в сказочный мир и здесь находят вещи, которые когда-то забылись и потерялись.
Теперь редко кто боится лешего, кикимору, русалок, а Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и вовсе не в счёт. Ребята любят пугать друг друга, в темноте рассказывают всякие страшные истории о привидениях, домовых, ведьмах. Рассказчики и сами порой трепещут от страха. А дети из повести финского писателя Ханну Мякеля «Господин Ау» никого не боятся.
Главный герой — маленький смешной ленивый человечек, который стремился напугать всех вокруг. Такова была его «работа», с которой он не всегда хорошо справлялся. Тем же занимался и его прадедушка, и его дедушка, а папа куда-то пропал.
Иногда просыпаясь раньше обычного, он находил много интересных занятий дома. Очень часто совершал глупые ошибки, но тем забавнее в наших глазах становится этот старичок. Писатель так интересно и подробно описал Господина Ау, что можно поверить в его существование.
Сказки немецкого писателя Отфрида Пройслера (1923-2013) весело читать, в них много приключений, озорных проделок и шуток. И в то же время это серьёзные сказки.
Он был учителем начальной школы, со своими учениками путешествовал, рисовал, рассказывал им разные истории, смешные и грустные, серьёзные и беззаботные. А потом записал эти рассказы. Так родились его книги : «Маленький Водяной», «Маленьким Ведьма», «Маленькое Привидение». Водяной, Ведьма и Привидение маленькие, а значит совсем не страшные.
Встреча с книгами Отфрида Пройслера может стать одним из запоминающихся моментов в жизни ребенка. Вместе читать и размышлять над сказками этого немецкого писателя, продолжить их в игре — занятие увлекательное и полезное. Тем более, что перевёл, а точнее пересказал их замечательный детский писатель Юрий Коринец.
Книги О. Пройслера доставят радость: чтение вслух, совместные переживания, общее веселье, ответы на возникающие вопросы, пояснения незнакомых слов, рассматривание иллюстраций. Эти мудрые сказки сблизят взрослых с детьми, старших ребят с пятилетними малышами, и всем будет интересно.
Прочитав, можно побеседовать, домыслить, пофантазировать. И будет здорово, если возникнет желание перевоплотиться в героев книжки. Из бумаги, марли, ваты и кусочков материи можно сделать костюмы ворона Абрахаса, филина Шуху. И здесь хорошим помощником будет иллюстрация. Цветные и чёрно-белые рисунки И. Кабакова очень выразительны.
Перевоплощаясь в героев книжки, дети продумывают речь и манеру поведения, характер и мотивы поступков. Простор для забавных занятий с малышами обширен. Можно разыгрывать сценки и устраивать чтение, распределив роли. Интересно поразмыслить, как бы поступили сказочные герои в определённых ситуациях в нашей жизни. Например:
Что бы сделала Маленькая Баба Яга, если бы увидела, как большие мальчишки обижают малышей?
Что бы произошло, если бы Маленькое Привидение заметило в зоопарке девочку, которая дразнит животных?
Какое наказание придумал бы Маленький Водяной для людей, которые сбрасывают в речку мусор?
Сказки Пройслера подсказывают сюжеты для игр: ведь, правда же, увлекательное дело — устроить День стрелка, или Лесной карнавал, или показать фокусы. Творческое пребывание в атмосфере сказок Пройслера, несомненно, оставит у ребёнка светлые воспоминания.
Конечно, очень может статься, что ваш ребенок «псевдотрусишка» и страх был у него признаком какого-то другого душевного конфликта: неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания из-за ощущения своей ненужности, заброшенности. В психологических играх это все быстро выявится, и тогда то, о чем пойдет речь дальше, к вам не относится. Но если ваш ребенок от природы робок и боязлив, не стремитесь сделать из него супермена. Психологические игры, а главное, бережное, тактичное обращение взрослых, помогут ему избавиться от патологических страхов, но не обольщайтесь, отчаянным храбрецом и сорвиголовой он, вероятнее всего, не станет. Ориентируя такого ребенка на подобные примеры, вы только лишний раз понизите его самооценку, а, в конце концов, сформируете комплекс неудачника. Как же быть?
У каждого человека есть свой предел возможностей, не выходя за грань которого, можно добиться очень многого. Надо только правильно определить, что человеку органически присуще, а что – нет. Принято считать, что практически любой недостаток человека можно обратить в достоинство. Трусишкой быть, конечно, плохо, но, если, преодолев болезненные страхи, ребенок станет осторожным и осмотрительным, вреда от этого никому не будет, а будет только польза. Тем более что от природы робкий ребенок тоже способен проявить чудеса мужества, но не на том поле битвы, на котором побеждают герои приключенческих романов и боевиков. Его сфера – интеллектуальная: наука, искусство, литература. Поэтому предлагайте ему читать больше книг об ученых, писателях, художниках (судя по тому, к чему у него самого есть склонности). В них он найдет достойный образец для подражания, созвучный с особенностями своей натуры. Да и приключений, подвигов, которых так жаждет подросток, в этих книгах тоже будет немало. Одна история Коперника или Галилея чего стоит! Упорно отстаивать свои взгляды, стойко вынося нападки врагов, разве это не подвиг? Даже монотонная с виду жизнь кабинетного ученого может быть наполнена мужественными, дерзновенными поисками, только это будут поиски научной истины, а не сокровищ Вест-Индии.
Кстати, о сокровищах. Вряд ли имеет смысл нацеливать впечатлительных, ранимых детей на занятие бизнесом. Прежде всего, разумеется, потому, что эта сфера сейчас сильно криминализирована, и человек с тонкой душевной организацией не сможет чувствовать себя в ней спокойно и уверенно, а, следовательно, не добьется больших успехов. Но даже если бы все наши бизнесмены стали бы в одночасье порядочными, культурными людьми, свято чтущими закон, творческим личностям (а я уже говорила, что у робких детей, как правило, большой творческий потенциал) разумнее поискать более интересную область приложения своих талантов. Короче, не требуйте от Зайчишки-Трусишки, чтобы он стал Волком, но постарайтесь, чтобы он постепенно превратился в здорового, уверенного в себе, красивого Зайца. И не паниковал при мысли о волках.