Анна Павлова
Беседа с педагогами на тему «Использование нетрадиционного оборудования для оздоровления детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной деятельности детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса у некоторых детей к двигательной активности,, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма.
В результате «двигательного дефицита» :
• увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;
• снижается сила и работоспособность мускулатуры;
• нарушаются функции организма.
Публикация «Беседа с педагогами на тему „Использование нетрадиционного оборудования для оздоровления детей“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Поэтому, для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.
Понятие «нестандартное оборудование»
Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удаётся удивить, значит, половина успеха достигнута.
На эффективность проведения физкультурно-оздоровительной работы влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря. Один из приёмов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счёт внесения нового нестандартного инвентаря.
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и прочий подручный материал.
Понятие «нестандартный» - не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и материалов.
Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогом. У детей, принимающих участие в творческой деятельности, воспитывается чувство бережного отношения к физкультурному оборудованию, возникает желание снова и снова применять его на занятиях и играх. Доказано, что интерес детей к различным новшествам всегда вызывает положительные эмоции, что тонизирует организм в целом. На первый взгляд, это всего лишь поделки, но для педагога незаменимые помощники в работе.
Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
• обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
• приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
• создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
• приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
• пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
• повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
• способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
• чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
• повысить моторную плотность физкультурных занятий;
• уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
• развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию :
1. Безопасность в использовании.
2. Простота в изготовлении.
3. Соблюдение гигиенических требований.
4. Эстетическая привлекательность.
5. Компактность и лёгкость в транспортировке.
6. Максимальная эффективность.
7. Универсальность и многофункциональность.
8. Доступность в использовании.
Нестандартное оборудование в детском саду несёт в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. В дошкольном возрасте мозг ребёнка ещё очень гибок и подвержен влиянию извне. Вся информация, полученная в дошкольном возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению, поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование грамотно и с пользой для здоровья ребёнка
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст положительную динамику оздоровления организма, позволит добиться высоких результатов. Грамотная организация предметноразвивающей среды в физкультурном зале и группах, пополнение спортивного инвентаря нестандартным физкультурным оборудованием и его регулярное и правильное использование в процессе работы с детьми, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.
Характеристика нестандартного оборудования, используемого в работе с детьми дошкольного возраста
1.«Цветные палочки» ОРУ; метание на дальность; эстафетная палочка; игра «Городки»; палочки-кегли; палочки-ориентиры; массажёр стопы.
Ловкость, глазомер, внимание, ориентировку в пространстве, закрепление знаний основных цветов, профилактика плоскостопия.
2. «Пенёчки» Перешагивание, ориентир, ограничитель, ОРУ, ОВД.
Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений
3. «Парашют» Подвижные игры
Ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, целеустремлённость
4. «Бильбоке» Самостоятельная деятельность, для игр
Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля
5. «Ветерок в бутылке» Дыхательная гимнастика Органы дыхания
6. «Рыбалка» Подвижная игра Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость
7. «Султанчики» Для общеразвивающих упражнений (ОРУ, помогают в создании веселой, красочной атмосферы, праздника, развлечения, соревнования. Используется для приветствия команд
Развивает мускулатуру рук
8.«Силачи» Тренажёр для рук, ОРУ Развивает мускулатуру рук
9. Дорожки «Здоровья» Для профилактики плоскостопия у детей
Массаж стоп
10. «Мягкие мячики» Игра с мячом, для метания Развитие глазомера, меткости
11. «Разноцветные ленточки»
Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений
Развития координационных способностей
12. «Липкие рукавички» Самостоятельная, свободная деятельность, игрысоревнования.
Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции
13. «Весёлые колечки» Кольцеброс, самостоятельная деятельность
Развитие меткости, глазомера
14. «Необычные гантели»
ОРУ, самостоятельная деятельность
Развитие мускулатуры рук
15. «Мешочки для метания»
ОРУ, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель.
Развитие силы рук, профилактики нарушений осанки
16. «Лыжи-скороходы» Используется в играх – эстафетах, например по «Горной Тропе»
Развивает мышцы ног, координацию движений
17. «Шапочки-маски» (животных)
Используются в подвижных играх, для проведения праздников, эстафет
Развивает творчество, артистизм (умение имитировать повадки животных)
18. «Косы» ОРУ, ОВД, прыжки, подвижные игры.
Развивает быстроту реакции, силу, ловкость, координацию движений, равновесие, вестибулярный аппарат.
19. «Забавные воротики»
Применяется в ОВД, эстафета, соревнованиях, спортивных играх.
Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках.
20. «Весёлая змейка» ОВД, закаливание, профилактика плоскостопия.
Массаж стоп, координация движений, равновесие.
21. «Волшебные классики»
«Дорожка следов», «Классики», «Цифровой квадрат» и др. ОВД, эстафеты, развлечения.
Ориентировка в пространстве, координация движений, умение различать правую и левую ноги, закрепление счёта от 1-10.
22. Массажёр «Орешки»
ОРУ, ОВД, самомассаж стоп, голени, спины.
Профилактика плоскостопия, нарушения осанки,комплексная реабилитация детей с заболеванием нервной системы и ортопедической патологией.
23. «Поймай бабочку» ОРУ, ОВД, игры, эстафеты, физкультминутки.
Мелкая моторика рук, пальцев.
24. «Тяжелая гиря» ОВД, соревнования, эстафеты, праздники, метание, подбрасывание, ориентир, препятствие.
Глазомер, ловкость, меткость, внимание, быстрота реакции, координация и регуляция движений, самоконтроль.
25. «Скакалка-радуга» Прыжки, мишень для метания, игры, соревнования, ограничитель, ориентир, массажёр.
Прыгучесть, ловкость, координация движений, профилактика плоскостопия.
26. «Лужи» ОВД, игровые задания, метание в горизонтальную цель.
Ловкость, координацию движений, равновесие, меткость.
27. «Бусы» ОРУ, игровые задания, подвижные игры, атрибут в развлечениях.
Быстрота, ловкость, координация движений.
28. «Берёзовые поленца»
ОРУ, ОВД, ограничители, ориентиры, массаж стоп. Применяется в игровых заданиях, подвижных играх, эстафетах.
Ориентировка в пространстве, координация движений, профилактика плоскостопия.
29. Кольцеброс
Самостоятельная двигательная деятельность, игровые упражнения, соревнования.
Глазомер, координация движений, ловкость, настойчивость в достижении результата.
30. «Волчки» Свободная, самостоятельная двигательная деятельность, игры-соревнования.
Ловкость, координация движений, мелкая моторика рук, активизация двигательной деятельности.
31. «Боулинг» Свободная, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования.
Ловкость, глазомер, меткость, координация движений, мелкая моторика рук, ориентировка в пространстве.
32. «Массажные коврики»
Закаливание, физкультурные занятия.
Формирование и укрепление свода стопы, осанки, профилактика плоскостопия, стимулирование внутренних органов.
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повысим интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличим объём двигательной активности, поднимем эмоциональный настрой.