Анна Ислентьева
Беседа с дошкольниками старшего возраста «Александр Невский — славный защитник земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Князь благоверный, грозный воин,
Правитель мудрый и святой,
Народной памяти достоин
За подвиг праведный земной.
(С. Погорелов “Александр Невский”)
Цель: познакомить детей с исторической личностью - древнерусским князем Александром Невским.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать знания детей о детстве и подвиге во имя Руси Александра Невского; дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.
Публикация «Беседа с дошкольниками старшего возраста „Александр Невский — славный защитник земли Русской“» размещена в разделах
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родной стране, чувство гордости за славное историческое прошлое своего Отечества.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог; вызвать эмоциональный отклик у детей.
Форма проведения занятия: познавательная беседа.
Виды деятельности: просмотр фильма, работа с иллюстрациями, чтение стихотворений, обсуждение, размышление, игра, музыка, беседа.
Дидактическое оснащение и оборудование:
проектор, мелодия “Моя Россия, фильм “Александр Невский”, оборудование для игры “Собери дружинника в поход” (наборное полотно с изображением Руси, конверты с элементами снаряжения воинов, фигурки дружинников, магнитная доска, магниты, стулья для детей, «волшебная палочка», иллюстрация Александр Невский в доспехах, напечатанный текст «Заповедь Александра Невского», музыкальное сопровождение.
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Орг. момент (2 мин.) Звучит мелодия “Моя Россия”.
Дети стоят полукругом.
В: Здравствуйте, ребята!
Дети приветствуют педагога.
В: Как вы себя сегодня чувствуете, всё ли у вас сегодня благополучно сложилось? Если всё отлично – хорошо, ну а если не очень, попробуем улучшить ваше настроение. Поможет нам в этом волшебная палочка. Вы скажете, она совсем обыкновенная? В общем-то, да! Но, передавая её, вы должны мысленно пожелать что-нибудь хорошее своему соседу, и тогда она сможет совершить чудо. Передавая палочку, вы ещё будете произносить имя соседа, но такое, которое ему будет приятно услышать
Дети по кругу передают палочку, улыбаясь друг другу, называя друг друга любимыми именами.
Дети садятся на стульчики полукругом.
II. Основная часть (20 мин.)
Стихотворение: С. Васильев «Россия».
Россия… Как из песни слово —
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь».
В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защитниках нашей Родины, Святой Руси. Мы познакомимся с человеком, который был не только воином, но и истинным хранителем нашей страны и нашей православной веры.
Работа с иллюстрацией: «Александр Невский в доспехах»
В: Посмотрите на экран. Кто здесь изображен?
Д: Воин.
В: Во что одет воин? Это современное или старинное снаряжение?
Д: В доспехи. Снаряжение старинное. На нем металлическая
кольчуга, рукавицы, плащ, на ногах – высокие сапоги, на голове - шлем с защитной сеткой.
В: Посмотрите, чем вооружен князь? Какое оружие он держит в руках?
Д: У князя в руках оружие – меч. Булава, палица, копье, лук и стрелы, для защиты – щит.
В: Какое еще вооружение русских воинов вы знаете?
В:Что еще вы видите на картине, над головой воина?
Д: Флаг, знамя, икона.
В: Ребята, а это ведь необычный флаг. Кто на нем изображен?
В: Кто догадается, почему русские воины помещали на своем флаге изображение самого Бога?
Д: Русские воины верили в помощь Бога.
В: Этот воин – русский князь Александр Невский. Святой князь был защитником Святой Руси, православной веры русских людей. И защищал свою страну самоотверженно, был честным и справедливым. Он всегда шел в бой со словами “Не в силе Бог, а в правде”. Александр Невский был настоящим героем. А кто такой герой?
Д: Это тот человек, который готов свою жизнь отдать за Родину.
Чтение детьми стихов об Александре Невском
1 ребенок.
Князь Александр – победой Невской
Прославлен, честью озарен.
Коварный враг, безумный дерзкий,
Не раз разбит и усмирен.
2 ребенок.
Не в силе Бог, а в правде! Помни!
Звучит призывом его речь.
Долг перед Родиной исполни.
Непобедим наш русский меч!
3 ребенок.
Князь благоверный, грозный воин,
Правитель мудрый и святой,
Народной памяти достоин
За подвиг праведный земной.
(С. Погорелов “Александр Невский”)
В: А чтобы лучше узнать о жизни князя предлагаю посмотреть фильм об А. Невском.
Просмотр фильма об Александре Невском
Текст: Это было очень-очень давно. В семье русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. Маленький Александр научился скакать на коне. В детстве его научили читать и писать, и владеть оружием. В 16 лет он стал княжить на Руси.
В то время на нашу землю напали враги. Сначала напали шведы. Они приплыли на огромных лодках по реке Неве. Эти лодки назывались ладьями.
Князь собрал всю свою дружину. Русские встали на защиту своей Родины. Они были смелые и отважные. И победили шведов! С тех пор Александра стали называть Невским.
Еще Александр победил немецких рыцарей. Была зима. Озеро покрылось льдом. Русских было мало. Но они не сдавались. И вот лед треснул. Немецкие рыцари упали под воду. Ведь у них были тяжелые доспехи.
Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!
В: Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что запомнилось? Ответы детей
В: Ребята, хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему?
В: Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один?
Д: Нет. Ему помогали другие воины.
В: Конечно. Даже есть такая пословица: «Один в поле не воин». Ему помогали русские воины, а еще их называли дружинниками. Как вы думаете, почему их так называли? Какое слово похоже на слово дружинник?
Д: На слово дружба, дружить. Они сражались за свою родину дружно, вместе.
В: Дружинники – так назывались воины в Древней Руси. Они отличались особой доблестью.
В: А вы хотите на время побыть в дружине Александра Невского? Тогда для начала разомнемся.
Физкультминутка: «Чтобы сильным стать и ловким»
Чтобы сильным стать и ловким (ходьба)
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом (вдох и выдох, руки на поясе)
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша. (ходьба)
Как погода хороша!
Вверх потянемся, пройдемся,
И на место вновь вернемся.
Игра: «Собери дружинника в военный поход».
В: В нашей старинной шкатулке для вас задание. Сначала нужно собрать дружинника в военный поход. Для этого в конвертах есть снаряжение воина и оружие. Необходимо выбрать только то, что подходит старинному воину. В нашей старинной шкатулке для вас задание. Сначала нужно собрать дружинника в военный поход. Для этого в конвертах есть снаряжение воина и оружие. Необходимо выбрать только то, что подходит старинному воину.
Дети за столами выполняют задание.
Игра: «Назови как можно больше качеств воина».
В: Покажите, какая дружина у вас получилась. Теперь самое время отправить ее на защиту Руси! Только для этого вы должны назвать как можно больше качеств своего воина.
Д: Мой воин храбрый, отважный, смелый, любит свою Родину. (Те дети, которые назвали, помещают своих дружинников на наборное полотно).
Игра: «Богатырские заповеди».
В: А какие вы знаете богатырские военные заповеди?
Д: -Сам погибай, а товарища выручай.
-Трудно в ученье, легко в бою.
-Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.
-Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.
-Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.
III. Заключительный этап Рефлексия
В: Ребята, о ком мы сегодня беседовали?
Д: Мы беседовали об Александре Невском.
В: Каким он был?
Д: Сильным, смелым, отважным.
В: Посмотрите, какая крепкая дружина Александра Невского у нас получилась!
В: Защищать свою страну нужно всегда. Мы должны чтить славные традиции наших предков и стремиться вырасти сильными и отважными, умными, добрыми, чтобы тоже защищать нашу страну, заботиться о благополучии и процветании нашей Родины – России!