МААМ-картинки

Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка» (10 фото)

Наталья Плахтеева
Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка»
▼ Скачать + Заказать документы

«Что такое Кубанская «балачка»

Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка»

Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, родителям и детям подготовительного к школе и младшего школьного возраста. Он может быть использован на таких предметах, как кубановедение, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Беседа проведена с детьми во время летнего отдыха с разрешения их родителей.

Публикация «Беседа с детьми „Что такое Кубанская „балачка“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с кубанским культурным наследием – местным диалектом «балачкой» .

Задачи:

- расширять представления детей о культуре и истории родного края;

- помочь лучше узнать и оценить особенности той местности, где живут дети;

- прививать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к историческому прошлому;

- развивать познавательный интерес;

- составить свой словарь «балачки».

Вступление

Воспитатель. Ребята, я родилась и живу на Кубани. Все мои тёти, дяди, крёстные родители, бабушки, дедушки, которые жили в станицах, говорили на особом, очень интересном языке - «балачке».

Эти слова, фразы, пословицы и поговорки я знаю и люблю с детства. Мне этот говор всегда был интересен. И сейчас, во взрослой жизни, я часто использую их в своей речи, когда общаюсь с родственниками и друзьями. Хочу поделиться и с вами этими знаниями.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, скажите, а есть ли и среди ваших родственников те, кто живёт в станице или хуторе?

Ответы детей (моя бабушка живёт в станице, крёстная, дядя и т. д.).

Воспитатель. А вы замечали, как они разговаривают? Отличается ли их слова и фразы от тех, которые мы используем в своей речи?

Ответы детей (да, отличаются, есть слова даже немного смешные на слух).

Воспитатель. А сможете привести примеры таких слов или фраз?

Ответы детей. (Кошеня (котёнок), синенькие (баклажаны), дивчина (девушка), шо цэ такэ? (что это такое), бачишь (видишь), нэмае (нет чего-то), цыбуля (лук), буряк (свёкла) и др.).

Воспитатель. А хотите, я вам расскажу, как такие слова появились и почему так отличается речь станичников и хуторян от нашей с вами речи?

Ответы детей. (Да, конечно, хотим)

Воспитатель. Тогда я расскажу немного сведений из истории. «Балачка» - это местный кубанский говор, который соединяет в себе два языка – русский и украинский. Объясняется это тем, что в конце XVIII века наша Кубань начала заселяться казаками с Днепра и Дона.

Слово «балачка» происходит от слова «балакать» - означает говорить, беседовать. Это такой особенный язык, благодаря которому можно многое узнать о жизни наших предков: ведении хозяйства, их семейном укладе, традициях, нравах, обычаях и привычках.

Каждый из вас любит свой город, дом, свою улицу, свою станицу. Этот любимый уголок земли мы зовём малой Родиной. Наша с вами малая Родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Кажется, природа специально решила собрать на Кубани все свои богатства и красоты. Бескрайние степи и горы, реки и два моря, плавни и лиманы, сады и луга – всё это есть на нашей кубанской земле.

Большинство жителей Кубани кроме русского языка владеют местным говором – «балачкой», то есть они так разговаривают – балакают.

Сочетание русского и украинского языков по-своему красиво, интересно, но не всем понятно и близко.

Одни люди считают, что «балачка» загрязняет русский язык и от неё нужно избавляться, у других иное мнение - кубанский говор – это культура, традиции, наш местный колорит.

Раньше на Кубани в хуторах, станицах местные жители от мала до велика только балакали. Детей в станичных школах учили говорить на русском языке, но всё равно, оказавшись дома, они продолжали балакать, потому что им так легче было общаться между собой. И никто их за это не ругал, потому что в станицах так разговаривали, балакали, все – их родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. И это считалось нормой, потому что эта речь передавалась из поколения в поколение.

Иногда сельские жители даже стеснялись ехать в город только потому, что не умели говорить на чистом русском языке, боялись насмешек, косых взглядов и даже упреков - вот, мол, станица приехала!

Но не нужно забывать, что Кубань не только казачий край, но и многонациональный, у каждого народа свой язык. А нам, живущим на Кубани, не следует забывать, на каком языке разговаривали наши предки. В народе говорят:

«Речь без пословиц – что еда без соли»

На Кубани говорят:

«Хто присказки старинны знае, тот в жизни много понимае»

Из России пришли в каждый кубанский хутор, в каждую станицу посиделки. Роднило их одно – люди собирались, чтобы себя показать, да на других поглядеть (подывыться), частушкой переброситься, в потехах да в забавах посоревноваться.

Посиделки устраивались в какой-нибудь просторной хате у гостеприимной хозяйки, которая сама любила попеть-поплясать, рассказать небывальщину и весело пошутить. Вот послушайте:

«Мамо, я така красива, що як выгляну в виконце - уси собаци лают»

(воспитатель при необходимости поясняет смысл каждого выражения)

Воспитатель. Образны и красочны поговорки кубанского народа. Использование поговорок в речи делает её яркой и образной. Сейчас я буду называть кубанскую пословицу, а вы – подумайте и скажите, как эту пословицу можно сказать на русском языке и попробуйте объяснить значение этих пословиц:

Яка мамка, така и лялька

(Яблоко от яблони недалеко падает)

Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу

(Готовь сани летом, а телегу зимой)

Хто имеет богато друзей, той широк, як степь

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Красна дивка косами, изба пирогами

(Девушку красят косы, а стол - хорошее угощение)

Очи бояться, а руки роблять

(Глаза боятся, а руки делают)

Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы

(Не будет скуки, если заняты руки)

Що посиешь, то и пожнёшь.

(Что посеешь, то и пожнёшь)

Нэ булла б дивчина гарна, була б работяща

(В девушке ценится трудолюбие)

Не так йисты, як систы

(Не так есть хочется, как сесть и отдохнуть после трудной работы)

«Веселысь та грай, да дило знай»

(Делу время, а потехе час)

Воспитатель. Знание своего диалекта знакомит нас с традиционной духовной культурой, помогает глубже понять пословицы, поговорки, колядки, частушки.

Со временем, во многом благодаря школе, русский язык стал вытеснять местный говор. Но и сейчас ещё во многих станицах и хуторах, особенно старшее поколение, говорит на «балачке».

А теперь вспомните, какие же блюда нашей кубанской кухни вы знаете и любите?

Ответы детей: борщ, пампушки с чесноком, вареники с капустой, картошкой, творогом, взвар, пирожки с потрибкой, шкварками, каша из тыквы (кабашна каша), окрошка с домашним квасом или с кисляком (простоквашей) и т. д.

Воспитатель. А ещё у нас на Кубани есть очень любимое и детьми, и взрослыми лакомство – жареные семечки.

Помню, в детстве летом, на каникулах у бабушки в станице, без них не обходился ни один день в кругу сверстников.

Нажарит бабушка семечек, насыплет их в мешочек из старенького ситца (в станице просто так ничего не выбрасывали - вещи и предметы служили хозяевам долго) и даёт нам. Мы щедро делились семечками друг с другом. Часто мы сидели под деревом на траве или на бревне возле плетня (забора), шутили, фантазировали, рассказывали интересные истории и «лузгали семки» (мы так это назвали) .

Важно помнить, что нельзя относиться к говору своей местности, как к речевой ошибке, к языковому недоразумению. Самое ценное в любом говоре – это слова и обороты речи, которых нет в литературном языке. Местные слова, удачно используемые, обогащают нашу речь, придают ей живость, выразительность и неповторимость.

Мы должны помнить, что точное и меткое местное слово – такая же часть малой Родины, как природа и уклад жизни. И также бережно надо к нему относиться.

Сейчас в станицах на «балачке» только разговаривают, а пишут на русском языке, не используя местный говор на письме. В быту «балачка» употребляется преимущественно пожилыми станичниками в разговорной речи. Но постепенно говоры утрачивают свои характерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной станицы.

Вот почему важно как можно полнее и подробнее помнить живой язык кубанкой станицы.

Сейчас я назову вам на «балачке» некоторые названия овощей, фруктов, ягод, а вы, если сможете, скажите их на русском языке.

Синенькие - это баклажаны

Фото «балачка»

Ажина – это ежевика

Беседа с детьми «Что такое Кубанская - фото

Жердёла – это мелкий абрикос

Фото №1 Что такое Кубанская балачка

Лыча - это алыча.

Тэрэн – это тёрн.

Яблукы – это яблоки

Воспитатель. Все эти фрукты и ягоды можно собрать в лесу, и даже здесь, на территории базы, где мы с вами отдыхаем. Эти плодовые деревья и кустарники широко распространены в лесах нашего края

Фото №2 Материал будет интересен воспитателям педагогам дополнительного образования учителям родителям и детям подготовительного к школе и младшего школьного возраста Фото №3 Он может быть использован на таких предметах как кубановедение русский язык литературное чтение окружающий мир

А взвар — это компот. Его в котелке я сварила из яблок, тёрна и ежевики, которые мы собрали в лесу неподалёку от базы

Фото №4 Проведение бесед Беседа проведена с детьми во время летнего отдыха с разрешения их родителей

Воспитатель. Ребята, вам понравилась беседа? Что интересного вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель. А сейчас вы можете пойти кататься на качелях. Раньше на Кубани девочки сказали бы своим подружкам так:

«Дивчата, айда на гойдалку!»

Фото №5 Публикация Беседа с детьми Что такое Кубанская балачка размещена в разделах Беседа Фото №6 Проведение бесед Конспекты занятий

Заключение

В конце беседы из воспоминаний детей, их родителей и отдыхающих старшего поколения был составлен краткий словарик кубанского говора «балачки»

Фото №7 Все конспекты Кубань Темочки Цель познакомить детей с
Публикации по теме:

Беседа с использованием ИКТ «Что такое Рождество?» Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обычаями и традициями нашего народа имеют огромное воспитательное значение. Дети должны.

Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?»Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?» Конспект НОД на тему: "Волшебное окошко или что такое микроскоп?".Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ - Центр развития.

Беседа с презентацией с детьми старшей группы «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?»Беседа с презентацией с детьми старшей группы «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.

Беседа «Что такое дружба?» в старшей группеБеседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группеЗанятие по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, а что такое плохо» в старшей группе Цель: формирование положительного отношения к себе и близким. Задачи: — конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка»
Опубликовано: 2 сентября 2020 в 07:17
+544Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Плахтеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД