Вера Терскова
Беседа по картине Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие: ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством и развитие речи.
Тема занятия: «Рассматривание и рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»
Разработала воспитатель МДОУ детского сада №27 Терскова В. Н., г. Ярославль.
Задачи:
-Учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы.
-Активизировать в речи детей употребление сравнений, эпитетов при описании природы.
-Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Предварительная работа.
Публикация «Беседа по картине Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
-Целевая прогулка в осенний сквер, парк, лес.
-Наблюдения за
началом листопада
-Составление букетов из осенних листьев.
-Разучивание стихов об осени.
Материалы для занятия:
-Букет из осенних листьев.
-Репродукция картины Исаака Левитана «Золотая осень».
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на букет из осенних листьев.
-Мы украсили нашу группу чудесным букетом. Из чего мы его составили?
-Когда и где мы их собирали? Давайте вспомним, как выглядел сквер? Какими стали деревья? Кусты? Что стало с листьями? Каким стало небо? Каким был день? Какое у вас было настроение? (Ответы детей).
-Как можно догадаться, какое у человека настроение (По выражению лица, по разговору).
-Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
-О каком времени года рассказал нам поэт А. С. Пушкин?
С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение (Восхищение, любование, грусть, печаль)
-Какими словами он определил своё настроение (Очей очарованье, прощальная краса, пышное увядание, унылая пора.)
-Ребята, а с помощью рисунка, картины можно выразить своё настроение? (Ответы детей).
-Правильно, по рисунку тоже можно догадаться о настроении художника, его чувствах.
-Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? (радостное, немного грустное).
-Эту картину написал художник Исаак Левитан. Он очень любил природу, чувствовал её настроение и красоту. Картины о природе – пейзажи, Левитан писал в разные времена года.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».
Как вы думаете, какое время осени изображено на картине? (начало, середина или конец).
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
-Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень».Как вы думаете почему? (Ответы детей).
-Давайте посмотрим на картину внимательно, рассмотрим, что изображено на ней.
-Ещё тепло, солнечно, но деревья уже начинают окрашиваться в золотой цвет.
-Какие листья на берёзе? На осинке? (Листья на берёзе жёлтые, золотые, а осинка красная, багровая.)
-Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)
-Посмотрите на речку. Какая она? (Речка тихая, светло – синяя, задумчивая.)
-Присмотритесь к её берегам. Чем они покрыты? Какая трава? (Зелёная, но уже начинает увядать. Сухая трава клонится к земле.)
-А вы заметили среди увядающей травы одинокий цветок? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу, радуется, что он красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)
-А что виднеется вдалеке? (Зелёная трава.) Да, это озимь. Трава на лугах вянет и желтеет, а озимь поднимается ровным зелёным бархатным ковром.
-Посмотрите и скажите, какую погоду изобразил художник на картине. Как вы узнали, что она солнечная? Правильно, небо голубое, только кое – где проплывают белые, словно лебеди, облака. Воздух тёплый, прозрачный. Ветер слабо шелестит золотыми листьями.
Физкультминутка «Ветерок».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
-Какие краски использовал художник в этой картине? Верно, жёлтую. Это солнечная краска, и художник выбрал её для передачи яркого дня. Красную же краску художник использовал для изображения трепетной осинки. Для неба и речки выбран голубой цвет. Художник в своей картине использовал радостные, весёлые краски, чтобы картина получилась яркой, красивой.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень – не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
-А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным.)
-Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке у голубой речки.
Примерный рассказ по картине И. Левитана «Золотая осень».
Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко – жёлтые платья. Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружатся в медленном танце. Смотришь на берёзы и удивляешься, как это зелёные листочки превратились в золотые. По лугу протекает тёмно – синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица берёза, словно стройная и нарядная девушка в золотом сарафане. Вдалеке виднеются зелёно – коричневые деревья, ярко – зелёное поле с озимыми и несколько деревенских домиков.
Небо голубое – голубое с лёгким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всё м: золотая листва горит и переливается, играя в солнечных лучах. От деревьев падает тень. По этой тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу ярко расцвёл осенний цветок. Он радуется яркому лучистому солнцу и радует нас своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.