Инна Курганова
Беседа-наблюдение для детей разновозрастной группы 5–7 лет «Муравьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования города Москвы
Южное окружное управление образования
Государственное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
Города Москвы «Гимназия № 1636 «НИКА»
Структурное подразделение № 5
Воспитатель: Курганова И. В.
Москва, 2015
Муравьи – друзья или враги?
Беседа - наблюдение для детей разновозрастной группы
(дети 5 -7лет)
Цели:
- Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
Публикация «Беседа-наблюдение для детей разновозрастной группы 5–7 лет „Муравьи“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Муравьи. Конспекты прогулок и наблюдений
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Темочки
- Сформировать представление о роли муравьёв в природе;
- Воспитывать бережное отношение к муравьям;
- Воспитывать интерес к исследовательской работе.
Художественная литература:
Бианки В. «Муравьишка», «Как муравьишка домой спешил».
Нужина Т. «Муравьи».
Толстой Л. Н. «О муравьях».
Материал:
Картины с изображением муравья, муравейника, лупа, сахарный песок, песок.
Ход беседы – наблюдения :
Воспитатель загадывает детям загадки:
В лесу у пня суетня, беготня.
Нард рабочий весь день хлопочет –
Из лесного сора строит себе город. (Муравей)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Муравей)
Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
1. Где живут муравьи? (В лесу, в городе, в асфальте.)
2. Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)
3. Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)
Дети подготовительной группы рассказывают о муравье :
- Муравьи строят себе жилище, оно называется – муравейник. Муравейником правит муравьиная принцесса, в молодости у неё были крылышки, и она любила полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и живёт только в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. В муравейниках существует строгое разделение труда. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Другие чистят помещения гнезда – это уборщики. Есть муравьи добытчики – они добывают пищу. А ещё муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости.
Рассказ воспитателя:
- Муравьи уничтожают вредных насекомых и гусениц. Не зря их называют санитарами леса. Но и очень часто спасают лес от пожаров. Так не потушенную спичку или окурок, брошенный вблизи муравейника очень быстро гасят (разумеется если не успела загореться сухая трава). При этом муравьи становятся на задние лапки и выпускают в огонь струю жидкости.
Главные враги муравьёв – кабаны и… человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи это здоровье леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.
Исследовательская деятельность:
Одну дорожку перед муравейником засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую – сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Выводы детей : Муравьи обогнули песок и вернулись на проторенную тропинку; сахарный песок муравьи собирают и несут в муравейник.
Приметы: если вокруг муравейника много муравьёв – к хорошей погоде; если муравьи прячутся в кучи, жди сильного ветра, дождя, грозы.
-когда летом муравьи наносят большие муравейные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.
Пословица: Муравей не по себе ношу носит, никто спасибо не скажет, а пчела меньше носит, да людям мила.
Список использованной литературы:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Детство – пресс, 2007.
2. Егоренков Л. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Москва, 2000.
3. Иванова А. И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва, 2007.
4. Кобзева Т. Г. «Организация деятельности детей на прогулке», Волгоград, 2012
5. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду», Москва, 2009
6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. Саморуковой П. Г., Просвещение, 1992
7. Молодова А. П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1998.
8. Энциклопедический словарь юного натуралиста/ Сост. Рахлин В. К., Рогожкин А. Г., Москва, 1981.