Валерия Бабкина
Беседа «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• Познакомить детей с избой – жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта.
• Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).
• Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками.
• Познакомить с куклами-самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.
Публикация «Беседа „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах
• Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.
• Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.
Словарная работа: изба, горница, ухват, самовар, чугунок, коромысло, лапти, колыбель, косоворотка, порты, кокошник, картуз.
Структура:
1. Вводная часть
2. Основная часть
а) русский национальный костюм (ИКТ).
б) русский быт (практическая деятельность).
в) русские народные сказки (практическая деятельность).
3. Заключительная часть (подведение итогов – 3минуты).
Предварительная работа: проведение ОД «Русские народные игры», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание альбома «Русские красавицы», игра «Кукла — наряжайка «Аленушка».
Оборудование: ноутбук, телевизор, макет мини избы, мини предметы русского быта, сундучок, Русская народная игра «Змея», пальчиковая игра «У оленя дом большой», считалочка «Дудочка».
Русские народные сказки», самодельные куклы, деревянные ложки, платочки, русский женский костюм.
Ход беседы:
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме, обращает внимание детей на костюм.
— Я сегодня одета необычно. Что за костюм надет на мне? (Русский народный). Как называется платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.
— А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.
(Показ слайдов)
Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась? Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.
У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был, как правило, смещён влево, реже вправо. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XV в.
Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья.
Косоворотка в конце XIX века у русских была основой любого костюма. Встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.
Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.
Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом.
Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.
Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.
2. А сейчас мы узнаем, как люди жили? Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?
-А почему Русь называли «деревянной»?
(Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами.) .
Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.
Давайте вспомним пословицы об избе, которые сложил русский народ.
• Избу ставят, Бога славят.
• Своя избушка - свой простор.
• Изба детьми весела.
• Изба красна углами, а обед пирогами.
• Изба крепка запором, а двор - забором.
• Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.
• Красна изба углами, а человек добрыми делами.
• Всего дороже честь сытая и изба крытая.
Давайте вспомним сказки, где встречаются деревянные строения (избы, терема, хоромы, палаты)
(«Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)
Давайте выстроим получившуюся цепочку:
Землянка, изба, терем, палаты.
Что общего у этих строений? (Они сделаны их брёвен)
- Какие же породы деревьев использовали славяне для строительства всех этих сооружений? (На сруб – хвойные породы деревьев: ель, сосна, лиственница). - Почему? (Хвойные деревья обеспечивали проветривание дома, это дерево «дышит», оно смолистое и менее подвержено гниению)
(На крышу – осину).
1. Как раньше назывались дома? (избами) Правильно, раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их
рубили топором.
(Показ слайдов с изображением различных русских изб)
Просмотр фильма.
Физкультминутка. Русская народная игра «Карусель»
Продолжаем мы веселье,
Вес бегом на карусели.
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Воспитатель: Какой у вас получился весёлый дружный хоровод!
Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте!
Воспитатель:
— Нужно отгадать загадку и показать предмет.
1. Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
Воспитатель:
— Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)
Лиса, заяц и петух
Снегурушка и лиса
Мужик, медведь и лиса
Кот, петух и лиса
Колобок
Курочка Ряба
Волк и коза
Зимовье зверей
Медведь и петух
Морозко
Старуха — говоруха
Крошечка — Хаврошечка
Баба-Яга
Василиса Прекрасная
Гуси-лебеди
Сивка-бурка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Каша из топора
По щучьему веленью
Мальчик с пальчик
Царевна-лягушка
Волшебное кольцо
2. Три братца
Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра, коромысло)
— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле? (Лиса и волк, По щучьему велению, Морозко.
3. У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен.
В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)
5. У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Шипит, кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
6. Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем. (Утюг)
7. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)
Какие сказки про лапти, вы, знаете? («Пузырь соломинка и лапать», «Лиса лапотница»).
8. Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут (сундук).
(Рассматривают сундучок)
Воспитатель:
— У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки.
А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.
Начинаются сказки, катятся с гор салазки.
А это было, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали.
Друг друга за крылышки хватали.
Я за ними на золотом коне скакала,
Да в сундук эти сказки собирала,
А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.
1. Вымолвил словечко, покатилась печка. Прямо из деревни, к царю да царевне. И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).
2. Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).
3. Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).
4. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
5. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель:
— В моем сундучке есть еще сказки, сейчас одну из них я вам расскажу.
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
Как называется такая сказка? (Докучная)
Почему она так называется? (Ответы детей). Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером).
Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.
Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.
(Ответы детей). Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером).
Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа.
Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.
Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка
Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.
Что высмеивают докучные сказки?
Различные недостатки человека, они проверяют человека на смекалку, приучают быть внимательным.
Пример докучной сказки
— Сочинить для тебя докучную сказку?
— Сочинить.
— Ты говоришь «сочинить», я говорю «сочинить». Сочинить тебе докучную сказку?
— Попробуй.
—Ты говоришь «попробуй», я говорю «попробуй». Сочинить тебе докучную сказку?
— А зачем?
— Ты говоришь «зачем», я говорю «зачем».
Дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент»
-Делу время – а потехе час. Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Под музыку водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Выходите на полянку.
- Как одним словом можно назвать предметы, изображенные на картинках?
- Сейчас вы услышите звучание музыкального инструмента.
Загадка: Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька).
Воспитатель заглядывает в сундучок – и видит конверт с последним заданием (там лежат ложки и лоскутки). Смастерим куклу «Аленку» из ложек.
-Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.
Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно. (Работа в парах)
Рефлексия
-Дети, что мы нового сегодня узнали?
Что вам было особенно интересно?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа с народными праздниками.
Воспитатель хвалит детей.