Ольга Селиванова
Конспект занятия-беседы «Я отвечаю за себя и за других»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать общению детей, созданию дружного, сплоченного, здорового коллектива;
Основная идея беседы для учащихся выражена в словах «Гони из души равнодушие и помни: ты на Земле не один»
Воспитатель должен передать своим ученикам мысль о том, что, живя каждый человек должен помнить об окружающих людях и окружающем взаимозависимом мире. Долг каждого человека заботиться о настоящем и будущем. Только неравнодушные и ответственные люди могут реализовывать эту задачу.
Основные ценности, обсуждаемые на занятии: ответственность, долг, неравнодушие, активная позиция.
Публикация «Конспект занятия-беседы „Я отвечаю за себя и за других“» размещена в разделах
Ход беседы
Воспитатель: Ребята, сегодня мы подумаем о нашей жизни, о том, что ее определяет и как человек должен жить сегодня, чтобы завтра он чувствовал себя уверенно, пользовался уважением окружающих, имел верных друзей и понимал что от его поведения, его поступков зависит многое в окружающей жизни.
Игра «Человек с планеты Земля»
Дети разбиваются на 2 группы. Каждой группе выдаётся лист, на котором контур человека. Каждая группа должна подумать и написать, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля
На выполнение задания даётся 5–8 мин. После завершения работы от каждой группы выступает 1 человек, зачитывает список качеств и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.
На 2 этапе дети выписывают те качества, которые есть у всех групп. Так создаёться общий портрет человека с планеты Земля.
(Например:
Добрый
Умный
Смелый
Сильный
Улыбчивый ит. д.
После их ответов он просит ответить на вопрос, что для них означают слова «ответственность» и «долг»? Проходит небольшая дискуссия.
Воспитатель предлагает школьникам послушать историю о двух братьях и догадаться, что произошло дальше?
Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили всё, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону тока, у младшего – по другую. Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря: – Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Воспитатель: Что же произошло дальше? Как повел себя в этой истории младший брат?
Заслушав ответы школьников, продолжаем чтение.
Младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря: – Один я на земле, куда бы ни забрёл – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть этот хлеб достанется ему. Так прожили они всю жизнь. Бог преумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.
Воспитатель: Послушайте еще одну интересную притчу.
Человек состарился
Пришло время, и человек состарился, обессилел, стал обузой для своей семьи. Однажды, когда старик пил воду, из его дрожащей руки выпала чашка и разбилась. Невестка рассердилась и сказала мужу:
– Твой отец – для нас горе и наказание, теперь я буду давать ему воду и обед в деревянной посуде.
Как сказала, так и сделала, и ее муж не стал возражать.
Прошло некоторое время. Однажды хозяйский сынишка увидел возле деда деревянную посуду и подумал, что стариков, наверное, кормят и поят из деревянной посуды. Он взял кусок дерева и стал тесать.
Отец и мать спросили у него:
– Сынок, что ты делаешь?
– Деревянную посуду.
Воспитательь: Как вы думаете, зачем мальчик решил делать деревянную посуду?
После заслушивания ответов, предложенных детьми, учитель завершает чтение.
Сын сказал родителям: «Когда вы состаритесь, я буду кормить вас из этой деревянной посуды.»
Слова сына пристыдили отца и мать, и с этого дня они стали заботиться о старике.
Подводя итоги дискуссии, учитель говорит о том, что каждый человек должен отвечать за свои поступки, надо всегда поступать с другими так, как бы ты хотел, чтоб другие поступали с тобой.
Человек отвечает за себя, за благополучие окружающих и за будущее, основа которого закладывается в настоящем.
Игровое задание: «Я отвечаю, мы отвечаем…»
Каждый ученик отрывает от ромашки лепесток. На лепестках ромашки написаны слова:
• Семья
• Школа
• Улица (двор)
• Город (поселение)
• Страна
Предлагается перечислить обязанности школьников перед семьей, школой, улицей, городом (поселением, страной.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы говорили об очень важном качестве человека –ответственности. Человек в жизни отвечает не только за себя, но и за окружающих его людей. И что бы вы ни делали, вы должны помнить о ваших обязанностях, о том, что ваши поступки могут принести неприятности другим. Мы в ответе за нас самих, за окружающих, за свой дом, город, свою страну. И если мы будем это помнить, то жизнь станет лучше. В сказке «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери прозвучали мудрые слова «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
Воспитатель: Ребята, пусть каждый день, каждый час, каждую минуту вас беспокоит судьба окружающих вас людей, страны и нашей замечательной планеты Земля.