Анастасия Василевская
Беседа «День знаний» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Разговоры о важном
Беседа
для детей старшего дошкольного возраста и
детей подготовительной к школе группы
Тема: «День Знаний»
Воспитатель: Василевская А. С
Цель: познакомить детей с государственным праздником – Днем знаний.
Задачи:
образовательные:
уточнить и систематизировать знания детей о празднике 1 сентября;
систематизировать и расширять представления детей о школе;
закрепить понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок», «школьные принадлежности».
развивающие:
развивать познавательный интерес у детей;
развивать память, логическое мышление, внимание, связную речь.
воспитательные:
воспитывать позитивное отношение к обучению в школе;
воспитывать желание учиться и получать знания;
воспитывать у детей навыки сотрудничества, чувства ответственности, аккуратности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование: школьные принадлежности, колокольчик, запись песни «Чему учат в школе?» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского, счетные палочки; презентация «День знаний».
Ход беседы:
(Педагог звонит в колокольчик. Просит детей занять свои места).
Педагог: Ребята, внимательно послушайте загадку и постарайтесь ответить на вопрос: О каком времени года говорится в загадке?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льётся.
Это время года?
Дети: Осенью зовется.
Педагог: Правильно, это время года называется осенью. Кто из вас может назвать первый месяц осени?
Дети: Первый месяц осени – это сентябрь.
Педагог: Какой праздник отмечает наша страна 1 сентября?
Дети: День Знаний.
Педагог: А вы знаете, почему его так называют?
(Предположения детей)
Педагог: Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение В. Баевой «День знаний». Если вы будете внимательно слушать, то узнаете, почему этот праздник называют «День знаний».
Есть осенью особый день,
Цветами он всегда украшен,
И утром рано встать не лень
Счастливым первоклашкам.
Горят глаза, в руках букет,
И сердце замирает,
В преддверье радостных побед
Их школа так и манит.
Прекрасен этот первый день,
С него учебный год начнется,
В мир новых знаний отворится дверь,
Поэтому Днем Знаний он зовется.
Дети: 1 сентября дети идут в школу. Начинается учебный год.
Педагог: 1 сентября – день непростой, это праздник начала нового учебного года. В этот день все дети нарядные с большими букетами цветов идут в школу. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Поэтому этот день называют «День знаний».
А кто из вас знает, когда появился праздник «День знаний»?
Ребята, раньше учебный год в городских и сельских школах начинался в разное время. Городские ребята начинали учиться в августе, а сельские – осенью, после сбора урожая, поскольку дети помогали родителям в этом трудном и важном деле. Единого дня начала учебного года не было до 1935 года.
Только в 1935 году единой датой начала учебного года было установлено 1 сентября. С 1984 года в нашей стране отмечается государственный праздник – «День знаний».
У этого праздника есть такие традиции:
Праздничная линейка. Дети узнают о школе, её достижениях, знаменитых
выпускниках школы. Знакомятся с учителями, одноклассниками.
Первый звонок. Учащийся выпускного класса и первоклассница в
завершение праздничной линейки дают первый звонок для тех, кто впервые пришел в школу.
Поздравления. Обучающиеся принимают поздравления с началом нового
учебного года и слушают напутственные слова от директора школы, учителей, родителей.
Подарки первоклассникам от старшеклассников, которые заканчивают
школу в этом учебном году.
Первый урок. Он запоминается каждому школьнику. На нем обсуждаются
самые важные и интересные темы: «Дружба и друзья», «Урок мира», «Моя родина – Россия», «Я и моя семья».
Дети, а что такое школа?
Дети: Школа – это место, где учатся дети, где дети получают новые знания.
Педагог: А как вы думаете, чему учат в школе?
Дети: В школе учат читать, писать, считать, петь. Дети узнают много нового, интересного, получают знания.
Педагог: Как называют детей, которые учатся в школе?
Дети: Ученики.
Педагог: Верно, в школе учатся ученики. А кто же дает знания ученикам?
Дети: Учителя.
Педагог: Ребята, а кто из вас знает, что такое урок?
Дети: Урок, это занятие, где учитель сообщает ученикам что-то новое, интересное, спрашивает учеников, ставит им оценки.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.
Шел урок, а он молчал –
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел …
Дети: Звонок.
Педагог: Правильно, звонок. Чтобы собрать учеников на урок в школе звенит громкий звонок. И о том, что урок закончился, тоже сообщает звонок. А еще в школе бывают перемены. Кто из вас знает, что такое перемена?
(Предположения детей)
Педагог: Нам с вами тоже пора отдохнуть. И у нас с вами сейчас будет перемена. У нас нет звонка, но есть колокольчик.
(Педагог звонит в колокольчик и предлагает детям отдохнуть)
Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Педагог: Дети, а вы знаете, как надо вести себя в школе, на уроке?
Дети: На уроке надо слушать учителя, быть внимательным, не отвлекать соседа, на переменах не толкаться, нельзя кричать, надо здороваться с другими учителями.
Педагог: Правильно, но все ли знают эти правила, мы сейчас проверим.
Словесная игра «Правила поведения в школе»
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и… (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай не… (перебивая)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно).
Если хочешь отвечать
Надо руку (поднимать).
На математике считают,
На перемене (отдыхают)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно (руку).
Знай, закончился урок,
Коль, услышал ты… (звонок).
Чтоб не тревожились врачи,
На перемене не (кричи).
Педагог: Молодцы, вы все знаете правила поведения в школе. А как вы думаете, зачем надо учиться в школе?
Дети: Чтобы быть умными, чтобы много знать.
Педагог: Конечно, чтобы получить новые знания, узнать много интересного, быть образованным человеком, нужно хорошо учиться в школе. А зачем нужны человеку знания?
Дети: Знания нужны человеку, чтобы решать самые разные задачи, общаться, помогать другим людям, совершать открытия, изобретать что-то новое, готовиться к выбору своей профессии.
Педагог: На уроках у каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки.
(После того, как дети отгадали загадку, отгадки – предметы появляются на столе)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней (книга).
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое Я? (тетрадь)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая,
Сделать ровную черту,
Всем я помогаю (линейка).
Как ему работу дашь,
Зря трудился карандаш (ластик).
Отгадай, что за вещица?
Острый клювик, а не птица?
Этим клювиком она,
Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки? (ручка).
Должен каждый ученик,
В школу брать с собой…. (дневник).
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки,
Что угодно для души (пенал).
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это (карандаш)
Педагог: Ребята, как можно назвать все эти предметы одним словом?
Дети: Школьные принадлежности.
Педагог: Правильно, это школьные принадлежности. А куда мы положим все школьные принадлежности?
Дети: В ранец (в портфель).
(Педагог показывает портфель)
Педагог: Дети, помогите мне собрать все школьные принадлежности в портфель.
Дидактическая игра: «Один – много»
(Педагог берет предмет, называет его, а дети образовывают существительное множественного числа)
Пенал – пеналы
Карандаш – карандаши
Точилка – точилки
Ручка – ручки
Тетрадь – тетради и пр.
Педагог: Дети, этот портфель будет лежать в игровом уголке «Школа», вы сможете играть, быть учениками и учителем.
Ребята, но школа – это не только уроки. Здесь и после уроков много интересных и познавательных занятий, на которых школьники узнают много нового и интересного в совместной деятельности со своими одноклассниками и взрослыми.
В школе организованы литературные и театральные кружки, спортивные секции, компьютерные и робототехнические клубы. Часто проходят конкурсы, соревнования, олимпиады.
Итог:
Педагог: Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? Почему этот праздник так называют?
- Что такое школа?
- Как называют детей, которые учатся в школе?
- Кто такой учитель?
- Что такое урок?
- Для чего надо учиться?
(Педагог звонит в колокольчик, приглашает всех детей на переменку)
Сюжетно-ролевая игра: «Школа»
Цели: обогащать социальный и игровой опыт между детьми; развивать игровые умения и социальную компетентность по сюжету игры; воспитывать умение жить и работать в коллективе.
Оборудование: колокольчик для подачи звонка; школьные принадлежности, ранец, «дневники» (для каждого ребенка, запись песни «Чему учат в школе?»
Педагог: Вы хотели бы сейчас оказаться в школе? Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы все превратитесь в учеников. Попробуем?
Дети: Да!
Педагог: Закрывайте глаза. Покружитесь, покружитесь… в учеников все превратитесь. Всё, сейчас вы настоящие ученики – первоклассники. А это наш класс. В нем есть парты, доска и даже дневник для оценок. Я буду учителем, а вы моими учениками. У нас будет 5 уроков и за каждый урок вы будете получать оценки. Договорились?
(Звенит звонок. 1 урок «Русский язык»)
1 задание: Я буду произносить разные звуки, если вы услышите звук [А], хлопните в ладоши. [А, О, У, О, Ы, А, О, У, И, Ы, А, О].
Задание 2: Предлагаю поиграть в игру «Регулировщики». Я буду произносить слова, если вы услышите, что слово начинается на звук [А], поднимите красный круг.
Апельсин, дом, лук, ананас, сок, лак, автобус, абрикос.
Задание 3: Злой Звукоедик съел первые звуки [А] в словах. Вам нужно узнать эти слова и назвать их.
…брикос, …нанас, …квариум, …втобус, …втомобиль, …пельсин, …вгуст.
Задание 4: Придумайте слова, которые начинаются на звук [А].
(Дети по цепочке называют слова)
Педагог: Звук [А] обозначают буквой А. (Выставляется буква А). Я предлагаю вам написать букву А в воздухе. А теперь выложите букву А из счетных палочек.
(Дети из палочек выкладывают букву А, звенит звонок)
Педагог: Урок окончен. Молодцы! Давайте поставим в свои дневники 5.
(Дети приклеивают 5 в свой «дневник»)
(Звенит звонок. Перемена)
(Звенит звонок. Урок «Физкультура»)
Физкультминутка.
Раз, два, три, раз, два, три –
В гости в школу мы пришли. (ходьба по кругу спортивным шагом)
На носочки мы встаём, (ходьба на носках)
И растём, растём, растём. (медленное поднимание рук вверх)
Мы встаём и приседаем (дети поочерёдно приседают и встают)
И нисколько не устанем.
Мы немножко подрастём, (наклоны туловища влево – вправо)
В школу с радостью пойдём. (все шагают по кругу).
Педагог: Молодцы! Урок окончен. Ставим себе в дневник 5 по физкультуре.
(Дети приклеивают 5 в свой «дневник»)
(Звенит звонок. Перемена)
(Звенит звонок. Урок «Математика»)
Педагог: На этом уроке мы с вами будем считать школьные принадлежности, без которых нам не обойтись в школе. (Счет до 10).
(Педагог показывает один предмет за другим, а дети считают)
Педагог: Я предлагаю поиграть в игру «Один – много».
У меня ластик, а у вас – ластики.
У меня карандаш, а у вас …
У меня ручка, а у вас …
У меня альбом, а у вас …
Педагог: Следующая игра называется «Наоборот». Мы будем сравнивать предметы.
Карандаш короткий, а линейка (длинная)
Тетрадь тонкая, а книга … (толстая)
Ластик маленький, а пенал … (большой)
Альбом легкий, а ранец (портфель) (тяжелый)
Зеленый карандаш острый, а синий (тупой)
Педагог: Ребята, а сейчас предлагаю посчитать слоги в словах: линейка (3, карандаш (3, ручка (2, мел (1, пластилин (3). Какое слово самое длинное, какое самое короткое?
Молодцы! Давайте поставим в свои дневники 5.
(Дети приклеивают 5 в свой «дневник»)
(Звенит звонок. Перемена)
Педагог: Предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Большой – маленький».
Я называю слово – предмет и кидаю мяч одному из вас. Поймавший мяч, называет предмет ласково.
Краски – … (красочки)
Карандаш – … (карандашик)
Тетрадь – … (тетрадочка)
Книга - …
Линейка - …
Пенал - …
Кисть - …
Резинка - …
Пластилин - …
Скрепка - …
Кнопка - …
(Звенит звонок. Урок «Окружающий мир»)
Педагог: Ребята, как вы думаете, что изучают на этом уроке?
(Ответы детей)
Педагог: Наш урок будет необычный. Мы будем отгадывать хитрые «Загадки-обманки».
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый … слон (медведь)
Быстрее всех от страха
Несется … черепаха (заяц)
Знает даже иностранец
Всех в лесу хитрее … заяц (лиса)
Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» … мышей (собак)
Слышала вся улица,
Как мычала … курица (корова)
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Бывает ли так?». Вы должны внимательно слушать предложения и исправить ошибки.
Ученики ходят в школу ночью.
В школу можно брать пижаму.
Пенал положил Дашу в ранец.
Букварь читает ученика.
Саша резал бумагой ножницы.
Педагог: Урок окончен. Давайте поставим в свои дневники 5.
(Дети приклеивают 5 в свои «дневники»)
(Звенит звонок. Перемена)
(Звенит звонок. Урок «Музыка»)
Педагог: Давайте расположимся поудобнее на ковре. Вначале я предлагаю послушать песню, которая называется «Чему учат в школе?» и ответить на вопрос: чему же учат в школе?
Слова песни написал Михаил Пляцковский, музыку написал Владимир Шаинский.
(Дети слушают песню, отвечают на вопрос)
Педагог: А теперь, давайте споем эту замечательную песню.
Буквы разные писать, тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Находить восток и юг, рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
И не путать никогда, острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
И не путать никогда, острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Про глагол и про тире, и про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Педагог: Урок окончен. Поставьте в свои «дневники» 5.
(Дети приклеивают 5 в свои «дневники»)
(Звенит звонок).
Педагог: Уроки закончились. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем наши волшебные слова: «Покружись, покружись и в дошкольника превратись!» Вот мы и в детском саду.
Итог игры:
Педагог: Сегодня мы с вами побывали в школе. Мне хочется, чтобы вы ответили на вопрос, хотите ли вы в школу и почему?
(По кругу передается колокольчик. У кого колокольчик окажется в руках, высказывает свое мнение)
Я хочу в школу, потому что …
Я не хочу в школу, потому что …
Педагог: Совсем скоро вы все пойдете в школу, где вас встретит первая учительница. Она будет для вас самая умная, красивая, добрая и строгая, заботливая, как мама. Я уверена, что многие из вас будут учиться только на «4» и «5».
На память о нашем путешествии мы сфотографируемся с нашими «дневниками».
(Общая фотография)