Нина Ивановна Бойченко
Беседа «8 февраля — День российской науки»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «8 февраля - ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ»
Цель беседы : воспитание у детей интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей.
Задачи:
испытывать гордость за успехи своей страны в области научных открытий;
стремиться к расширению своих знаний о достижениях в различных областях науки;
Публикация «Беседа „8 февраля — День российской науки“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- День науки
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
проявлять эмоциональный интерес к деятельности людей разных научных профессий.
проявлять интерес к истории развития научных открытий и изобретений в России;
иметь общее представление об анализе текстовой и видеоинформации; сравнивать её;
активно участвовать в формулировании выводов по прочитанному (прослушанному) тексту.
Ход ОД
Воспитатель: Почему пингвины не летают? Почему голуби всегда могут найти дорогу домой? Сколько раз можно сложить обычный лист бумаги? А вы знаете ответы на эти вопросы? (Ответы детей).
Воспитатель: Нас окружали и окружают сто тысяч «почему?», и всегда находится человек или группа людей, которые первыми находят ответы на эти вопросы.
Это учёные. Именно открытия учё ных изменяют нашу жизнь: появляется новый транспорт, мы больше узнаём о космосе, о человеке, обо всём, что нас окружает.
Воспитатель: Без науки не может развиваться наше общество. Это учёные создают проекты зданий, конструируют разнообразные машины, разрабатывают различные материалы, изобретают новые лекарства от болезней, пишут учебники, по которым вы учитесь.
Воспитатель: И 8 февраля в нашей стране отмечают праздник – День российской науки. Это праздник людей разных профессий, которые связали свою жизнь с исследованиями и наукой.
С давних времё н человек пытался ответить на вопросы: как устроен мир? Почему день сменяет ночь? Почему плавятся металлы? Почему идёт дождь, и летают птицы?
И со временем, отвечая на множество вопросов, люди построили корабли, автомобили и паровозы, посмотрели в небо сквозь линзы телескопов.
А сейчас мы уже привыкли, что книги стали электронными, телескопы отправляются в далёкий космос, а операции делает лазер.
И всё это стало возможным благодаря учёным.
Кто же такие учёные? Учёные – это люди, изучающие явления и объекты в области какой-то науки : физики, химии, астрономии, математики, медицины, истории и многих других.
Цель их работы – узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем нас мире. И использовать эти знания на благо людей.
Так, например, изучая строение кожи акулы, учёные создали костюмы для пловцов с целью увеличения их скорости.
Благодаря химикам, были изобретены новые материалы, различного рода пластики.
В конце XX века российские учёные в Антарктиде обнаружили большое озеро подо льдом. Озеро назвали «Восток», по названию полярной станции, которая находится над ним.
Всё озеро находится под слоем льда толщиной около 4 километров, и было изолировано от внешнего мира более миллиона лет назад.
Пробы, собранные нашими учёными, помогут определить, какие живые организмы приспособились к жизни в таких суровых условиях.
Ещё одно научное открытие российских учёных – самый большой космический радиотелескоп. Он позволяет эффективно изучать всё, что происходит в космосе.
И в наше время наука и технологии продолжают стремительно развиваться. Множество открытий ещё впереди. И, возможно, какие-то открытия сделаете именно вы!
Воспитатель: Часто говорят «учёные задумались». В чём же основная цель работы учёных? (Ответы детей).
Воспитатель: А почему День российской науки отмечают именно 8 февраля? Это дата связана с решением Петра I. Именно 8 февраля 1724 года Пётр I подписал Указ об основании Академии наук. Академия отличалась тем, что в ней могли учиться все желающие, независимо от их финансового положения. Главное, чтобы они стремились к знаниям.
Воспитатель:
Одним из членов Академии наук был Иван Петрович Кулибин. (портрет)
Рассмотрите его портрет. Как он выглядит? Какие предметы его окружают? ( Ответы детей: Кулибин нарисован совсем старым, с седой бородой, он сидит у стола. На столе мы видим перо, листы бумаги, чертежи, телескоп).
Воспитатель: Почему именно эти предметы изобразил художник? ( Ответы детей: они связаны с его деятельностью).
Воспитатель: Познакомимся с деятельностью Ивана Петровича Кулибина. Родился он в апреле 1735 года в Нижегородской области в семье купца. Воспитывали его строго, и к труду мальчика приучился с раннего детства. Ему нравилось читать, конструировать механические игрушки. В 23 года Кулибин стал владельцем собственной часовой мастерской.
Воспитатель:
Чудесные часы-яйцо придумал и изготовил Иван Кулибин, чтобы подарить их российской императрице Екатерине II. Часы имеют форму гусиного яйца, сделаны из металла, позолочены. Часы умеют отбивать время: час, полчаса и четверть часа, а в полдень часы играют гимн, который Иван Кулибин сочинил в честь императрицы. Подарок так понравился императрице, что она предложила талантливому мастеру переехать в Петербург и возглавить механические мастерские Академии наук.
Воспитатель: Кулибин был знаменитым мастером технических устройств, прекрасно владел слесарным и токарным делом. Работая в мастерских, изобрёл фонарь-прожектор, создал модель моста через Неву, конструировал речные суда.
Воспитатель: А как вы думаете, почему Кулибин всю жизнь что-то изобретал? Какими качествами он обладал?
(Ответы детей).
Воспитатель: Сделаем вывод: для чего необходим труд учёных, их исследования, опыты, изобретения? ( Ответы детей: любое новое изобретение развивает общество).
Воспитатель: Многие открытия учёным подсказала сама природа.
Вертолёт.
Идея спроектировать первый вертолёт появилась у конструктора Игоря Ивановича Сикорского, когда он наблюдал за стрекозой. Машина повторяла удивительные свойства насекомого: она взлетала с места без разбега, зависала в воздухе, обладала высокой манёвренностью и без пробега садилась.
Застёжка-липучка.
Идея создания застёжки-липучки появилась благодаря репейнику. Если рассмотреть головки репейника вблизи, то можно увидеть крохотные крючки. За счёт них репейник цепляется к ткани и шерсти животных. Этот принцип был взят за основу при создании застёжки-липучки. Сначала такие застёжки использовались в снаряжении космонавтов, аквалангистов и горнолыжников, а затем стали обычной деталью повседневной одежды и обуви.
Воспитатель: Многие открытия уже сделаны, а значит ли это, что в нашей жизни они уже не случаются? Как вы думаете? Объясните. (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, открытия происходят и в наши дни. И мы с вами уже познакомились с некоторыми примерами на нашем занятии. Давайте узнаем и о других открытиях, сделанных российскими учёными.
Воспитатель: Открытие вакцины от коронавируса остановило распространение болезни, помогло и ещё поможет спасти жизни многих людей. Открытие учёными озера, которое было скрыто в Антарктиде подо льдом, может помочь изучению жизни микроорганизмов в таких суровых условиях. Изучение космоса – это возможность шагнуть на другие планеты, а открытия археологии – это вклад в изучении не только истории нашей планеты, но и возможность лучшего понимания развития нас, как человека.
Воспитатель: Вот такие интересные открытия были сделаны российскими учёными. А почему мы говорим о важности открытий? Как они изменяют нашу жизнь? Порассуждаем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать учёный? ( Ответы детей: любознательность, терпение, усидчивость, целеустремленность, уметь работать с другими людьми).
Воспитатель: А в саду вы занимаетесь наукой? Какие занятия, темы, вам интересны? ( Ответы детей: мы получаем знания, которые помогут решать новые задачи и проблемы. Мы на экскурсиях наблюдаем жизнь природы, проводим опыты, учимся объяснять их результаты. Мы предполагаем, что будет, если так сделать, учимся доказывать своё мнение, своё решение).
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие, но мы с вами ещё обязательно вернёмся к теме научных достижений. Подумайте, почему так важно было открытие Академии наук? В чём было её назначение? (Ответы детей).
Воспитатель: На протяжении многих лет Академия наук меняла своё название, но сохраняла своё основное назначение – способствовать научным достижениям во всех областях жизни человека. В настоящее время Академия включает большое количество лабораторий, центров, научных институтов, библиотек для различных исследований.
Воспитатель: О каких открытиях вы узнали? Какие из них вас удивили или заинтересовали? Расскажите. (Ответы детей).
Воспитатель: Если у вас есть мечта заниматься наукой в области математики или биологии, искусства или литературы, астрономии или языка, или каким-то другим направлением, то вы должны воспитывать у себя качества, которые мы называли: любознательность, наблюдательность, трудолюбие и целеустремлённость.
В нашей стране созданы все условия для того, чтобы заинтересовать вас наукой, поддержать стремление ею заниматься. Созданы детские технопарки и центры.