Светлана Сафина
Конспект занятия «Береза в картинах русских художников» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме «Береза в картинах русских художников»
Возраст :6-7 лет
Подготовила воспитатель
Сафина Светлана Валерьевна
Цель: создание условий для формирования представлений у воспитанников о художественной культуре своего народа.
Задачи:
1. Способствовать знакомству воспитанников с картинами русских художников;
2. Корригировать эмоционально – волевую сферу на основе рассмотрения картин;
3. Воспитывать чувство прекрасного;
Публикация «Конспект занятия „Береза в картинах русских художников“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
4. Расширить представления детей о русской берёзе, о ее красоте и полезных свойствах.
Оборудование: картины художников и их портреты, звуковое сопровождение, разрезные изображения березы, раскраски с пейзажами.
Методы:
1. Наглядный – рассматривание картин
2. Словесные – беседа, объяснение, рассказ воспитателя.
Вводная часть.
Приветствие.
Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня на занятии я приглашаю вас в мир искусства. Слышали ли вы это слово? Как вы его понимаете?
Выслушать ответы детей.
Воспитатель: Искусство позволяет нам творить и прикасаться к прекрасному в разных формах. Под искусством мы можем понимать все виды творчества – кино, музыка, театр, литература, живопись и т. д. А где мы можем познакомить с ними поближе? Где можем посмотреть кино? А послушать музыку? А посмотреть на живопись?
Воспитатель: Давайте же вместе отправимся в музей. Я буду вашим экскурсоводом.
Основная часть.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель с детьми проходит в помещение. В нем висят несколько картин русских художников. Рядом с картинами портрет художника и название картины.
Первая репродукция, к которой подходят дети, - «Октябрь» Исаака Левитана.
Воспитатель: Ребята, давайте обратим внимание на первую картину. Кто-нибудь может прочитать название картины и имя автора? (Если дети затрудняются с ответом, спросить, какое время года изображено). Эту картину написал художник Исаак Левитан.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Воспитатель: Давайте посмотрим на картину внимательно, рассмотрим, что изображено на ней.
Беседа в свободной форме. Воспитатель задет наводящие вопросы.
- Как мы понимаем, что на картине изображена осень? Какие краски использовал художник в этой картине? Сразу бросается в глаза трава на этой картине, она желтая и пожухлая (сморщенная, потухшая). Серо-голубое мрачное небо будто затянуто облаками. Некоторые деревья уже стоят голые, совсем без листьев – все это создает грустную атмосферу. Природа увядает. А вы узнали, что за деревья изображены на картине?
Звучат шаги по снегу. Упражнение «Шаги по снегу». Вторая картина, к которой подходят дети - «Зимний день» Петра Мальцева. Беседа по картине в свободной форме. Воспитатель задет наводящие вопросы.
Воспитатель: Эту картину написал Петр Мальцев. Она называется «Зимний день». Что на картине подсказывает нам, что на дворе зима? (снег и одежда людей, деревья стоят совсем без листьев). А что за дерево стоит на переднем плане слева? Как я ярко сияет березовый ствол в лучах солнца! В воздухе так и пахнет свежестью.
Третья картина, к которой подходят дети – «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Воспитатель сажает маленького, вырезанного из бумаги грача, рядом с картиной. Беседа по картине в свободной форме. Воспитатель задет наводящие вопросы.
Воспитатель: Эту картину написал Алексей Саврасов. Как она называется? Название картины подсказывает нам какие птицы на ней изображены – грачи. А как вы думаете какое время года на ней изображено и почему? С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это - весна. На переднем плане – рыхлый, потемневший снег и талая вода, а второй план – уже знакомые вам деревья с гнездами грачей. Именно они намекают нам на весну – ведь они одними из первых возвращаются домой.
Четвертая картина, к которой подходят дети - «Летом» Аркадия Пластова. Беседа по картине в свободной форме. Воспитатель задет наводящие вопросы.
Воспитатель: На полотне изображен знакомый всем эпизод. Какое время года? Как мы можем это понять? Мы можем понять это по выбору цветов на картине - ярко-зеленой траве, светящему солнцу и одежде людей. Кого мы видим на картине? Что герои делают? А как вы думаете, что они делали до этого? Смотря на корзину, полную грибов и ягод, можно мело предположить, что наши герои встали рано утром и пошли в лес собирать урожай. Через какое то время они устали и решили передохнуть.
Физминутка
Подарило лето вместе с солнцем ярким
Мамам, бабушкам и детям вкусные подарки (Идти по кругу по часовой стрелке).
Мы в лесу гуляли, мы грибы искали.
Раз грибочек, два грибочек — будет полный кузовочек (Наклоняться и приседать, изображая сбор грибов).
Около тропинки рвали мы малинку.
Раз малинка, два малинка — полная корзинка (Встать, изображая срывание малины).
По саду гуляли, яблочки мы рвали —
Вкусных, красных, ароматных много мы собрали (Встать на носки, поднять руки вверх, изображая срывание яблок с дерева).
Принесем мы маме кузовок с грибами,
Красных яблок и малинки полные корзинки (Идти по кругу против часовой стрелки).
Куда же они прилегли, когда притомились? Под березу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, еще раз внимательно на картины. Что на всех них изображено? (Природа). Встаньте рядом с картиной, которая вам понравилась больше всего.
Воспитатель спрашивает нескольких детей почему та или иная картина им понравилась.
Воспитатель: На всех этих прекрасных картинах изображена переменчивая русская природа в разные времена года. Каждый сезон дарит новые ощущения, новые чувства. Весной природа просыпается, летом наливается красками, наполняется ароматом теплых дней. Осенью деревья окрашиваются в самые разные краски. Зима облачает деревья, дорожки и скамейки в белоснежные одеяния, а речки и прудики заточает во льды. И именно художники особенно остро чувствую красоту русской природы.
Воспитатель: Но у этих картин есть еще кое-что общее.
Воспитатель достает несколько разрезных изображений берез и раздает группам детей, стоящим у картин. Дети собирают березу.
Воспитатель: На всех этих картинах изображены березы. И не просто так. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берёз. Берёза является символом России, нет дерева милее и роднее. Она очень полюбилась русскому народу за свои полезные свойства. Из березовых почек и листьев в древности готовили отвары, а из веток плели корзины и изготавливали ложки. Также на березовой коре – бересте – писали в древней Руси. Кроме того – береза очень красивое дерево. Тонкое и стройное, похожее на юную девушку с кудрявыми волосами. Известно, что ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Про березку русскую сочиняли песни, придумывали стихотворения и писали картины. С некоторыми вы уже познакомились. Вы запомнили, как они назывались?
Хоровод «Во поле береза стояла».
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в мир искусства. Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы сегодня узнали? А чтобы вы тоже могли нарисовать такие красивые картины, я подарю вам на прощание раскраски, которые вы сможете закрасить потом.
Воспитатель отдает раскраски с пейзажами и березами.