Ольга Андреевна Помазуновская
«Берегите, я — одна!» — беседа-путешествие в мир заповедной природы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Расширить знания детей о природе родного края, о редких растениях и животных Приморского края, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование. Картинки с изображением объектов природы - растения, животные. Картинки с изображением животных, растений и птиц Приморского края. Аудиозапись - звуки природы; стук топора и выстрелы. Шапочки для детей - женьшень, лотос, филин, тигрёнок, дальневосточный леопард. Карта Приморского края с заповедниками и заказниками. Костюм для девочки - природы, костюм браконьера.
Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, речевое развитие.
Публикация «„Берегите, я — одна!“ — беседа-путешествие в мир заповедной природы» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Ход беседы. Дети свободно располагаются вокруг воспитателя.
Звучит фонограмма со звуками природы - шум воды, голоса птиц и др.
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение Владимира Орлова:
Словно крыша над землёй,
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы.
Страны все и все народы,
И конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живём!
Да, необыкновенно прекрасна наша Земля! А как хороша наша с вами Родина - Россия! Какие неисчислимые богатства хранит она для нас с вами! Растения и животные всегда могли накормить человека, согреть его, вылечить от разных болезней. Природа отдавала человеку всё, что у неё было. Человек же в ответ вырубал леса, уничтожал многие виды животных, птиц, загрязнял окружающую среду. Я хочу, чтобы вы знали - при плохом отношении людей к природе даже огромное природное богатство может закончиться. Исчезнут птицы, животные и растения. С чем же люди останутся на планете Земля? Уже сегодня в нашей стране есть очень редкие, исчезающие виды животных, птиц, растений. Исчезающие - это значит такие, которых осталось очень мало. Они могут исчезнуть совсем, если люди не позаботятся об их сохранении.
Для того чтобы сохранить для будущих поколений мир природы, в нашей стране созданы заповедные зоны - заповедники и заказники. Заповедник - это особое место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения и животные. В России много заповедных зон, но я приглашаю вас совершить путешествие по заповедникам нашего Приморского края. Путешествие мы совершим с помощью волшебной карты.
Выставляется карта Приморского края с заповедниками и заказниками.
Мы с вами к заповеднику спешим,
Что увидим, всем расскажем.
Не зевай, не скучай,
Лучше всё запоминай!
Дети встают полукругом вокруг карты.
В нашем крае целых 6 заповедников - Сихотэ -Алинский биосферный, Лазовский, Уссурийский, Кедровая падь, Ханкайский, Дальневосточный Морской заповедник в заливе Петра Великого - единственный в России, а также 10 заказников и около 900 памятников природы. Так же в нашем крае есть два национальных парка - "Земля леопарда" и "Зов тигра". Рассказ сопровождается показом по карте и более подробными сведениями о заповедниках. Дети рассматривают карту, изображения животных, птиц, растений и т. д.
Какие заповедники находятся в Приморском крае?
Назовите единственный заповедник в России, находящийся в нашем крае?
Какие животные и птицы охраняются в заповедниках нашего края?
Какие редкие растения встречаются в заповедниках Приморья?
Что можно и что нельзя делать на территории заповедника или заказника
Вы совершенно правы, в заповеднике нельзя ездить на машинах, можно только ходить по тропинкам. Нельзя охотиться, рвать цветы, рубить деревья, разбрасывать мусор. Нельзя шуметь - громко кричать, слушать музыку. Нельзя разводить костры.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Всё в заповеднике направлено на охрану природы. Тишина и покой, отсутствие людей и машин помогают животным спокойно жить, растить потомство. Разрастаются редкие растения. В заповедниках работают учёные - экологи, биологи и зоологи.
В России есть особая книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений, - «Красная книга». Она является предупреждением для всех граждан нашей страны, что эти животные и растения могут исчезнуть. В «Красную книгу» занесены дальневосточный леопард, амурский тигр, амурский лесной кот, даурский или японский журавль, дальневосточный аист, кольпица, сухонос, женьшень, лотос и другие.
Ребята, а к нам пришли удивительные гости, которые хотят о себе рассказать. Выходят дети в шапочках.
Женьшень.
Под кедром развесистым
Сумрак и тень.
Живёт здесь таёжный
Волшебник женьшень.
Как человечек мой корешок:
И ручки, и ножки,
И сам я с вершок.
Хоть мал, да удал
Корешок - человечек,
Он силой целебной
Больного излечит.
Лотос.
Упало зёрнышко на дно,
Весной проклюнулось оно,
И над водою стебелёк
Приподнял розовый цветок,
Я лепестки свои раскрыл,
Всех красотою удивил.
Филин.
Заворочался в дупле:
Что там - день или ночь на дворе?
Перекусить я не прочь,
Поскорей наступала бы ночь!
Днём беспомощен я и слеп,
Ночью как хищник свиреп.
Обостряются зренье и слух,
Всех пугая, кричу я - ух! Ух!
Тигрёнок.
Ярко - рыжая кошка,
В полоску немножко
В воду лапу свою опустила,
Пофырчала, мордашку помыла,
А потом принялась веселиться
И по камушкам шумным носиться.
Леопард.
Я - леопард дальневосточный,
Люблю тайгу я очень - очень,
Я хищный зверь, хотя немножко
Как и тигр, похож на кошку.
Звучит аудиозапись - стук топора в лесу, выстрелы. Гости (животные и растения) пугаются, прячутся за воспитателя.
Воспитатель. Кто там шумит? Неужели кто-то рубит деревья и охотится в заповедном краю?
Появляется браконьер с топором и ружьём в руках. Он озирается и стреляет.
Воспитатель. Дети, кто же нарушил покой и тишину в заповеднике? Это браконьер - так называют человека, который без разрешения убивает птиц и животных, рубит деревья, губит природу. Браконьеры - это преступники, и за свои преступления они будут нести наказание по законам нашего государства. Но остановить браконьеров - в наших силах, давайте преградим путь браконьеру, возьмёмся все за руки, встанем все вместе, чтобы никто не смог пройти!
Дети, взявшись за руки, преграждают путь браконьеру. Браконьер, «пугаясь», бросает ружьё и топор, убегает.
Воспитатель. Дети, представьте себе, что животные и растения, птицы умеют говорить. Что они сказали бы людям, чтобы те не обижали природу?
Ответы детей.
А вот что сказала бы вам Природа, если бы она умела говорить.
Девочка - Природа.
Не ломайте, не срывайте,
И ничто не вырубайте!
Просто все ко мне идите,
На природе поживите,
Посмотрите на меня,
Вы узнаете, что я
Свежим воздухом полна…
Берегите - я одна!
Саша Жаров
Воспитатель. Вот и закончилось наше первое, но не последнее, путешествие в мир заповедной природы Приморского края.
Я хочу, чтобы вы любили землю, на которой живёте и берегли её. Чтобы вы берегли каждое живое существо!
Живая ниточка связала всех навек:
Листок, улиточка, Земля и человек
Живут на свете, как одна семья.
Не обойтись земле без муравья,
Воде без рыбы, лесу без зверей,
А человеку - без природы всей.
И ты за эту ниточку держись,
Чтоб не кончалась у природы жизнь!
Примечание. Благодарю автора стихотворений Новожилову Е. А., научного сотрудника Приморского Государственного музея им. В. К. Арсеньева.