Елена Силантьева
Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью
BASIC LEARNING ACTIVITIES FOR YOUNGER STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION
Аннотация. В статье представлена информация о базовых учебных действиях у младших школьников с умственной отсталостью.
Annotation. The article presents information about basic educational activities in younger schoolchildren with mental retardation.
Публикация «Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Ключевые слова: базовые учебные действия, младший школьник, умственная отсталость, дети с умственной отсталостью.
Keywords : basic learning activities, junior high school student, mental retardation, children with mental retardation.
В современном законодательстве в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были разработаны и утверждены «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС ОВЗ) и «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (далее ФГОС О у/о, в котором впервые появился термин «базовые учебные действия» (п. 2.8 ФГОС ОВЗ).
В п. 2.9.4. ФГОС ОВЗ сказано: «в зависимости от варианта адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий.»[24, С. 7] для категории обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которая реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования ФГОС ОВЗ к результатам освоения АООП НОО.
Для детей с интеллектуальными нарушениями, в силу особенностей психического и физического развития, «учебные универсальные действия» являются недостижимыми и поэтому преобразовываются в виде «базовых учебных действий».
Базовые учебные действия, которые формируются у обучающихся начальной школы, обеспечивают осознанное отношение к учению, успешное начало школьного обучения, составляют основу формирования в старших классах сложных действий, содействующие дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Базовые учебные действия это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью [23].
Цель базовых учебных действий : это формирование основ учебной деятельности детей с умственной отсталостью, которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профессионального труда. Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса самостоятельно или при помощи взрослого.
Базовые учебные действия направлены на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.
В результате ограниченных возможностей здоровья ребенок не может осваивать основную программу уровня образования, соответствующую своему возрасту. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой, как источником развития. Нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает самостоятельно.
Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться со сверстниками, низкая мотивация обучения - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться педагогам школы-интерната в работе с такими детьми. И как следствие - нелюбовь к процессу учения. Поэтому необходимо формировать у детей базовые учебные действия
В составе основных видов базовых учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и
использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Каковы же функции базовых учебных действий?
К ним относятся:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Таким образом Базовые учебные действия это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. Базовые учебные действия не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. Они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Список использованной литературы
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г. ]. – Москва, 2021 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями : Федеральный закон N 1598-ФЗ : [утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 дек. 2014 г. ]. – Москва, 2016.
Чащина Т. В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью : содержание работы и подходы к мониторингу и оценке их сформированности / Т. В. Чащина // Наука и социум. – 2019. – №3. – С. 125–128.