Татьяна Цветкова
Рассказ — сочинение «Бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
Снег. Целый день, кружась в хороводе, падает на землю пушистый снег. За окном протяжно воет холодный ветер. Кажется, вот-вот сорвет он с петель скрипучую дверь. А в избе тепло. В печи потрескивают дрова, на стене и на полу пляшут причудливые тени. Мерно тикают «ходики». Необыкновенно хорошо и уютно сидеть, плотно прижавшись к родному бабушкиному плечу. Я, совсем еще маленькая девочка, с волнением и трепетом слушаю рассказы бабушки Тани о жизни в былые времена, сказки да прибаутки.
Публикация «Рассказ — сочинение „Бабушкин сундук“» размещена в разделах
«Ишь, глазенки-то загорелись, Танюшка мечтательница» - нараспев говорит бабушка, а сама все рассказывает и рассказывает.
Был у бабушки Тани небольшой резной сундучок. В нем хранила она то, что хотела сберечь: именные рушники, старинную шаль, вышитые салфетки, игрушки своего детства: соломенную куклу - «стригушку» да деревянную птицу. Много можно было найти в нем нужного, полезного.
Как я мечтала иметь такой же! «Заведи себе сундучок-то, да и складывай туда все, что в жизни пригодится, без чего тебе не обойтись»,- советует бабуля. А кошка Мурка сидит на печке, лукаво посматривает, а сама мурлычет: «Правильно придумала, правильно».
По крупинке собирала я в свой «сундучок» то, что дорого мне и близко: народные песни и игры, сказки и обряды, пословицы и загадки. И даже не подозревала я тогда, как может понадобиться мне этот воображаемый сундучок.
Воспитывать и учить малышей я хотела всегда, сколько себя помню. Всегда любила этих маленьких беззащитных человечков. Именно эта любовь и привела меня в педучилище, а затем в педагогический институт. И вот я - воспитатель! Мечта сбылась. Вот тут-то и пригодился мне тот бабушкин «сундучок». Сколько проблем и трудных вопросов удается разрешить благодаря его содержимому.
Бережно, по порядку перебираю я свои «богатства».
Вот первая и очень дорогая для меня ценность. Это строгий бабушкин наказ : «Малы детушки, что часты звездочки, и светят и греют в темную ноченьку. Жалей их, Танюшка, лелей».
Что там дальше?
Народные подвижные игры. Это мое детство. Помню неизменные прятки, ловишки, салочки. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На эти вопросы только один ответ: они созданы народом, имеют многовековую историю. Учила меня бабушка : «Хороша игра «Куриная слепота», веселая! Но прежде, чем начать играть, спроси водящего:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
Поговори так с водящим, да еще заставь его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого пусть ищет остальных, но смотри, не забудь: искать он должен с закрытыми глазами».
Начала я в детском саду работать и заметила, что народные игры встречаются не так часто. Многие из них изменены, утратили народные традиции, лишены игрового зачина.
И тут восполнить утраченное помогли мне бабушкины игры, разные, интересные. Довольные улыбки, блестящие от восторга глаза моих воспитанников без слов говорили, как близки и понятны они детям.
Очень бережно храню я сказки - умное чудо, сотворенное художественным гением народа. Так же, как я когда-то, современные дети слушают их, затаив дыхание, боясь пропустить хоть слово. А мне это и на руку. Я-то знаю, что сказка поможет им укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. А чтобы поддерживать интерес к сказке можно и ввести в нее вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа или сочинить другую концовку. И начинают мои маленькие сказочники творить. Радуюсь, когда ребенок заканчивает свою сказку так, что добро побеждает, а зло наказывается, но наказывается не жестоко и бесчеловечно. Насилие, коварство и черное деяние осуждаются. А у отрицательного героя есть шанс исправиться. Значит, ростки добра и милосердия в этих детских душах уже взошли. Бабушка, спасибо!
Иногда весь вечер рисуют мои непоседы картинки к известной сказке. И вдруг кто-то: «А давайте сделаем «кино!». Быстро скрепляем рисунки один под другим по порядку. И вот кто-то уже Заяц - хваста, а кто-то мудрая Ворона. Мы озвучиваем сказку. На моих глазах вершится чудо искусства!
Особое место в моем «сундучке» занимают пословицы и поговорки, загадки и дразнилки, потешки и считалки. Как легко с их помощью найти ключик к сердцу любого малыша, стать ему помощником и другом. Не спит неугомонный Вася, а я ему: Спи, засыпай, большой вырастай!
Смотришь - уснул Васютка, посапывает курносым носом.
Помогаю малышу одеваться, а сама тихонько, как мне когда-то бабушка, напеваю: «Прилетели пташечки, принесли Саше рубашечку, а Сашенька пташечек накормит, водицей напоит».
Так, постепенно малыш начинает понимать, что забота о нем требует заботы о других, участия в общем деле, умения самому ответить заботой на заботу.
Жемчужиной среди моих «богатств» выделяются народные праздники. Помню бабушкины слова : «Вам деткам, не надо искать причины для счастья, Вы умеете быть счастливыми без всякого повода. Но не столько для счастья, сколько для памяти вам нужны праздники. Как говорят, жизнь не те дни, что прошли, а те, что запомнились».
Вот и встречаем с детьми праздники по традиции народной. Устраиваем игры с ряжеными, театр Петрушки, задорно отплясываем «Барыню», водим хороводы. Весело! А как поучительно для маленького человека, входящего в большую жизнь! Колядки с прославлением добрых людей и пожеланием им здоровья и счастья научат его отзывчивости, доброте, благодарности родителям за любовь и ласку. А праздник Троицы, когда лентами и цветами украшаем березки в сарафанчиках беленьких, подскажет, как беречь Землю-матушку, родную нашу природу.
Еще бабушка учила меня : «Все мы дети природы, почитать ее надо, как своих родителей!» Вот и обращаемся мы к земле: «Земля-матушка», к дождю: «Дождик-батюшка», а к месяцу: «Ясный месяц-братец».
А главное - на празднике мы все вместе: дети, воспитатели, родители как одна большая дружная семья. Вот воспитание, вот та душевная близость, которая так необходима нашим детям!
Что там у меня дальше?
Да это любимая всеми матрешка! А с ней великое множество народных игрушек.
Доставала, бывало, бабушка яркую матрешку и давала мне поиграть. Уж очень хотелось ей позабавить, повеселить меня. Да чего же понравилась мне эта яркая кукла! Да еще и с чудесным сюрпризом оказалась она - внутри спряталась матрешка поменьше, а в той еще и еще. И выстраивала я целую семью этих забавных кукол. И вновь слышится добрый бабушкин голос : «А зовут их всех одним русским именем Матрена. Смотри, наряд-то на них русской девочки, скромный и красивый».
Вот и я так же, через игру и сказку, знакомлю своих малышей с богатством и разнообразием народных игрушек. А через них и с жизнью народа в старину, особенностями родной природы и делами русских людей-тружеников. Забавное содержание многих игрушек, заложенный в них юмор помогают показать национальные черты русского характера: оптимизм, доброе отношение к детям, радостное восприятие жизни. Добрый юмор воспитывает лучше любых нравоучений.
Хорошо сохранились в заветном сундучке традиции и обычаи русского народа. Да и как же им не сохраниться, если на всю жизнь я запомнила, как мы с бабушкой встречали гостей. К их встрече готовились заранее: угощение готовили, дом украшали, наводили в нем порядок и чистоту. Гостей встречали в красивой одежде, иногда обменивались подарками в знак дружбы и уважения друг к другу.
Помню, приходили к нам в гости дети и старички. К вечеру - мужчины и женщины. Мы вежливо здоровались, а с близкими родственниками обнимались и целовались. Во время застолья бабушке хотелось как можно обильнее накормить гостей, угостить самым лучшим. А знаете, что стояло в центре стола и считалось праздничным блюдом? Студень с квасом! Необыкновенно вкусно и сытно.
Как умела моя бабушка потчевать, какие задушевные слова находила для каждого гостя от мала до велика. Порой на предложенные бабушкой угощения отвечали вежливым отказом, но, не обижая при этом хозяйку. И вот тут-то и началось это доброе соперничество. Чем больше отказывался гость, тем больше настаивала Лексеевна (так называли соседи мою бабушку). Но кто бы ни победил в этом соперничестве (а бывало по-разному, в любом случае выигрывали добродетель и честь, оставляя каждому самоуважение. При гостях не разрешала мне бабушка обижаться, капризничать. Бывало, строго так прикрикнет: «Гостю-то, сор не неси!».
А сколько веселья было потом: перепляс и частушки, игры и затеи. И раздольные русские песни допоздна.
Внимательно слушают дети мои детские воспоминания, с интересом. И не надо их поучать да занудливо воспитывать. Сами понимают: гость на гость - хозяевам радость. Надеюсь, вырастут гостеприимными и радушными людьми. Это по-нашему, по-русски.
По душе детям и семейные обряды при переселении в новый дом. Забавным им кажется, что первым в дом пускался петух, а в избу - кошка, чтобы никто не помер до году. А если еще петух и запоет скоро, то в новом доме заживется весело. Не запоет - наоборот.
Конечно, это далеко не все, что бережно храню я в драгоценном «сундучке», а лишь малая часть. Но ведь давно известно, что в части отражается целое.
Хочется верить, что вырастут наши детушки милосердными и честными, трудолюбивыми и веселыми, не очерствеют душой, столкнувшись с жизненными трудностями и невзгодами. Да ведь по-другому и быть не может, потому что все то, что храню я в своем «сундучке», лучше самых умных и красивых слов с любовью и заботой воспитывает и учит детей.
Низкий поклон тебе, бабушка, за науку, мудрость твою и богатство души!