Анна Владимировна Фоминцева
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаемся дыхательной гимнастикой с малышом!
Требования к проведению дыхательных упражнений:
• При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Продолжительность 3-5 мин.
• Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу.
• Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха.
• Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.
Публикация «Занятия дыхательной гимнастикой с детьми» размещена в разделах
• Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.
1. Учим дышать носом.
Овладевая азбукой дыхания, всегда следует начинать с воспитания навыков носового дыхания. Нос - своеобразный защитный фильтр, который препятствует попаданию в легкие микробов. Дети, не умеющие дышать носом, чаще болеют ангиной, гриппом, бронхиальной астмой. Такие дети отстают в речевом и умственном развитии от своих сверстников, а их голос становится глухим и гнусавым. Для нормализации носового дыхания следует заниматься специализированной дыхательной гимнастикой и массажем.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. Повтор 5 раз.
На вдохе оказывать сопротивление воздуху, легко постукивая по крыльям носа, выдох носом свободный. Повтор 5 раз.
Поглаживать нос и его придаточные пазухи - вдох, выдох - свободный. Повтор 5 раз.
Сделать «курносый нос», потряхивая кончик носа указательным пальцем – вдох. Выдох носом свободный. Повтор 5 раз.
Закрыть левую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через правую. Затем наоборот. Повтор 5 раз.
для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос учить правильно сморкаться;
2. Работа по развитию речевого дыхания
При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения взрослый выполняет вместе с ребенком:
1) для тренировки вдоха и выдоха через рот взрослый закрывает ноздри ребенка и просит его: «Давай подышим, как собачка»;
2) для тренировки носового вдоха и выдоха взрослый закрывает рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами. Детям дошкольного возраста дается инструкция: «Не открывай рот. Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок начинает сам следить за положением своего рта. При отработке вдоха через нос можно провести игру «Давай понюхаем цветочек»;
3) рот закрыт. взрослый зажимает одну ноздрю, и ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома); потом зажимает другую ноздрю, и повторяется тот же цикл дыхательных упражнений;
4) для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо максимально опираться на кинестетические ощущения. Ребенок должен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми глазами (для усиления кинестетических ощущений). взрослый дает инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь»;
6) для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку, дутье на кораблики на воде. Можно провести игры «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит», «Чей карандашик дальше укатится?», «Бульканье»(дутье через соломинку в бутылочку или стакан с водой). Надувать надувные игрушки, шары, поддувать вверх пушинку, вытку, бумажку, мыльный пузырь.
7) ротовой выдох можно поддержать ощущением воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха: «Ты чувствуешь ветер?» Затем на свою руку дует сам ребенок;
8) наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.
Затем, в момент ротового выдоха, взрослый произносит различные гласные звуки (сначала шепотом, потом громко, стимулируя ребенка подражать ему.
С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.
Используются следующие упражнения:
• пение гласных на выдохе;
• произнесение сочетаний двух, трех, четырех гласных на длительном вдохе;
• произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе — звук);
• произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша);
• произнесение слов на плавном выдохе, сначала содержащих мало слогов, затем тех слов, где слогов больше. Ударение на разных слогах;
• произнесение фраз на длительном плавном выдохе (сделать вдох — затем «птицы» — «птицы летят» — «птицы летят в небе» — «птицы летят в небе на юг» и т. д.). Количество слов, произносимых ребенком на одном выдохе, определяется возрастом: 5 лет — 4-5 слов, не больше, 6 лет — 5-6 слов, не больше, 7 лет — 6-7 слов, не больше.