Лариса
Проект «Азбука дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности: игры, прогулки, беседы, дети подробно знакомятся с ПДД, рассмaтривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Совместно с дошкольниками мы определили план работы.
Тип: творческо-информационный
Вид: познaвательно-игровой
Продолжительность проекта : долгосрочный (4месяца)
Публикация «Проект „Азбука дорожного движения“» размещена в разделах
Возраст участников проекта : средний
Участники проекта :воспитатели, родители, инспектор ГИБДД
Форма работы: групповая, фронтальная.
Постановка проблемы:
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тaйная войнa, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Если обрaтить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений :
незнaние дошкольниками элементарных правил;
стремление к сaмостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знaние и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов покaзывают, что у детей дошкольного возрaста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Актуальность проекта :
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Перед обществом встаё т вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Гипотеза
Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, я изучила специальную методическую литературу. Работу по данной проблеме вела не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. По результатам предварительной работы было решено создать познавательно-игровой проект «Красный, жёлтый, зелёный», который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.
Считается, что дорога и игра – это два несовместимых понятия. Однако это не совсем так. Дорога и игра – это два взаимосвязанных понятия. Если необходимо научить ребёнка безопасному поведению на дороге, то с ним надо играть. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.
Цель проекта :
Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.
Способствовать формирования у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей среднего возраста знания о культуре поведения на дороге.
Обучать умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве.
Развивающие:
Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
Разработка наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей подготовительного возраста.
Воспитательные:
Воспитание патриотического чувства по отношению к родному посёлку.
Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Ожидаемый результат:
создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе;
расширение кругозора воспитанников;
повышение социальной компетенции дошкольников;
повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Методы реализации проекта :
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
4. Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
5. Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
изготовление стендов с наглядной информацией;
заочные и очные консультации;
участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
выпуск буклетов;
тематические родительские собрания;
обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
семейные конкурсы;
анкетирование;
совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта :
Нормативно-правовое
Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.98 г.
Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
1. Информационное:
информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
мультимедийные презентации,
2. Организационное:
сотрудничество с управлением ГИБДД,
работа по управлению деятельностью участников проекта.
3. Материально-техническое:
уголок безопасности в групповых помещениях;
дорожно-транспортная площадка;
выносные макеты дорожно-транспортных средств;
игротека
методические и дидактические пособия, картотека.
4. Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,
материалы по передовому педагогическому опыту.
Кадровое: в проекте участвуют :
дети дошкольного возраста,
родители воспитанников,
старший воспитатель,
музыкальный руководитель,
инструктор по физическому воспитанию,
инспектор ГИБДД.
Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей дошкольного возраста использованные для индивидуальных и коллективных групп:
1. Дидактические игры:
1.1. “Законы улиц и дорог”
1.2. “Час пик”
1.3. “Транспорт”
1.4. “Дорожные знаки”
1.5. “Знаки на дорогах”
1.6. “Светофор”
1.7. “Мы идем и едем”
1.8. “Ловкий пешеход”!
1.9. “Перекресток”
1.10. “Назови знак”
1.11. “Слушай-запоминай”
1.12. “Угадай, какой знак”
2. Домино “Дорожные знаки”
3. Коллекция дорожных знаков и машин.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”
5. Альбом “Автотранспорт”.
6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”
7. Игра “Автошкола”
8. Обучающие игры по правилам дорожного движения : Четвертый лишний
2. Игра в слова
3. Группы дорожных знаков
4. Виды транспорта
5. «Теремок»
6. Объяснялки
7. Узнай дорожный знак
9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.
10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.
11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.
12. Книжки-раскраски
Осуществление проекта
1 этап: Подготовительный.
1. Наблюдение за движением транспорта и работой водителя.
2. Знакомство с литературными произведениями С. Михалкова.
3. Носов Н. «Автомобиль»
4. Дорохов А. «Заборчик вдоль тротуара»
2 этап: Основной
Организационные формы работ
Разделы проекта Виды деятельности воспитателя Виды деятельности детей
Художественно-речевая деятельность Чтение художественной литературы В. Арбекова «Про умных зверушек», Н. Носов «Автомобиль»
Составление рассказов, разучивание стихов, пословиц, загадок, песен.
Беседы: «Правила для пешеходов», «Мы - пассажиры», «Что делает работник ГИБДД?», «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?».
«О чём говорят дорожные знаки»
«Светофор и его сигналы»
«Мы знакомимся с улицей»
«Знай и выполняй правила уличного движения»
«Будем внимательны и осторожны» Рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов
Игровая деятельность 1. Четвертый лишний
2. Игра в слова
3. Группы дорожных знаков
4. Виды транспорта
5. «Теремок»
6. Объяснялки
7. Узнай дорожный знак
Продуктивная деятельность 3. Рисование: «Улица нашего посёлка»
«Весёлый светофор» Раскрашивание альбомов по теме, штриховка «Машина». Аппликация «Светофорчик», «Автобус», «Мой дом».
Участие в конкурсе детского рисунка «По безопасной дороге в безопасное будущее»
«Новый знак» Цель: Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать.
1-е место в конкурсе рисунков
Моделирование ситуаций «Запрещается-разрешается»
«Играем на улице»
«По дороге из детского сада»
Развлечения Спортивное «Красный, жёлтый, зелёный»
Музыкальное «Незнайка на улице»
Работа с родителями Анкетирование: «Я и мой ребёнок на улице»
Викторина «Знай правила движения, как таблицу умножения».
КВН «Правила дорожные, знать каждому положено». (совместное мероприятие с детьми)
Папки-передвижки о безопасности дошкольников на дорогах.
Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Проведение инструктажа по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Консультации
Результативность проекта :
Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
Совместно с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей среднего возраста, формирование у детей среднего возраста знания о культуре поведения на дороге, обучению умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Объединённые усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.
Фотоматериал реализации проекта :
Советы родителям дошкольников:
* Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
* Закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним.
* Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком то, что увидели.
* Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о том, что прочитали.
* Закрепите правила поведения на улице и в транспорте:
- ходить по тротуару следует с правой стороны;
- прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны;
- переходить дорогу полагается только шагом;
- необходимо подчиняться сигналу светофора;
- в транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень, чтобы не упасть;
- нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки;
- входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;
- играть можно только во дворе.
Список использованной литературы.
1. Лапшин В. И. Правила дорожного движения РФ.
М. «Транспорт» 1999 г.
2. Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения».
М. «Просвещение» 1973 г.
3. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения».
М. «Просвещение» 1975 г.
4. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора»
М. «Просвещение» 1989 г.
5. Юрянин «Светофор» М. Издательство «Детская литература» 1971 г.
Литература.
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стершна Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - 2002.
2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице //Дошкольное воспитание. №3. 1981.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А., Куцакова Л. В., Мерзлякова СИ., Сахарова В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М. : Просвещение, 2001.
4. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание. 1980. №2. С. 65-66.
5. Гаткин Е. Я. Безопасность ребенка. — М. : Лист, 1997.
6. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. 1985. № 6; 1986. № 7.; 1987. № 7, 9.
7. Дети и дорога : Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 1994.
8. Добру шин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 1999.
9. Зернов Н. Г., Ковригин А. Е. Как предупредить детский травматизм // Особенности развития и гигиена дошкольника. — М. : Знание, 1987.
10. Клименко В. П. Обучайте дошкольников правилам движения. - М. : Просвещение, 1973.
11. Кобренкова С Отвести беду. //Дошкольное воспитание. №6. 1990.
12. Майорова Ф. С Изучаем дорожную азбуку : перспективное планирование, занятия, досуг. — М. : Скрипторий, 2005.
13. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М., 2002.
14. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.
15. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М. : Советский спорт, 1999.
16. Пономарев В. Т. Энциклопедия безопасности. — Л. : Сталкер
17. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1979.
18. Федяевская В. М. За безопасность детей на улице. — М: Изд. Института Санитарного Просвещения, 1952.
19. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М. : А