Евгения Давыдова
Проект «Лес многоэтажный дом»
МДОУ Детский сад «Звездочка» п. Курорт Дарасун Карымского района
Авторский проект
«Лес многоэтажный дом»
Воспитатель: Давыдова Е. С.
2023-2024г
Содержание
1. Актуальность.
2. Цели, задачи экологической тропы
3. участники проекта
4. Итоги проделанной работы
5. Ожидаемые результаты.
6. Список литературы
1. Актуальность
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
2. Цели и задачи проекта.
Цель: Воспитание у детей экологической грамотности, бережного отношения к природе, формирование личности ребенка, как части природы, его экологической культуры и экологического сознания.
Задачи:
1. Познакомить детей с экосистемой «Лес многоэтажный дом», как сообществом растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
2. Познакомить детей с разновидностями леса (с хвойными деревьями, береза, смешанным лесом).
3. Расширять знания детей об этажах леса, растениях и животных, обитающих на них, их взаимосвязях друг с другом, приспособленности к жизни в разные сезоны
4. Познакомить детей с условиями взаимодействия человека с объектами экосистемы «Лес многоэтажный дом».
5. Познакомить с правилами поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов)
6. Познакомить с последствиями уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов и т. п.).
3. Участники тропы :
воспитатели, родители, воспитанники детского сада.
4. Итоги проделанной работы
«Лес многоэтажный дом» — действующий макет, который был создан весной этого года в нашем Детском саду «Звездочка». Создавая макет, я постаралась, чтобы он органически вписался, заняв место на центральной стене коридора первого этажа.
В комплекс входит природа Забайкальского края. Дети и взрослые, заходя в сад первого этажа, часто говорят: «Мы попали в сказку!». Меня это радует — значит, 2 месяца работы по его созданию не пропали даром.
Макеты экологического комплекса должны работать созвучно особенностям восприятия дошкольников и давать воспитателю широкие и разнообразные возможности для формирования основ экологической культуры.
Что представляет собой новый действующий макет «Лес- многоэтажный дом»? Цель, которую я ставила перед собой, была создать очередной дизайн-проект работающей природной зоны — уголка природы, посредством которого можно будет интересно, в игровой сказочной форме, с элементами драматизации дать детям систему экологических знаний и понятий (в данном случае по таким блокам программы экологического образования дошкольников «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой, как «Растения (Что в доме-природе растет)», «Животные (Что в доме-природе живет)», «Лес (Лесной дом)» и «Человек и природа (Если ты человек, веди себя по-человечески)».
Центральной частью макета является дуб. На котором располагается дупло белки и белка делающая запасы на зиму грибы и желуди. Высота дерева - как у настоящего дуба. Он представляет собой лесной дом, на разных уровнях которого живут различные животные и птицы: между корнями — муравейник с муравьями, в дупле -белка, на ветках гнезда разных птиц, медвежонок в берлоге, на ветках уже созрели желуди, часть которых усыпали траву вокруг дерева.
Другая часть макета представляет образец кустарниковой и травянистой флоры: травянистые растения, мох, грибы
Из чего же все это сделано? Дуб — из очень прочного материала, изолон и фоамиран (прорезиненная бумага на клею). Он полностью имитирует настоящее дерево, а грибы-трутовики на его стволе и желуди у корней самые что ни на есть настоящие. Ветки с листьями и желудями — искусственные, как и грибы-муляжи, травянистые растения и цветы. Искусственные серые камни похожи на настоящие, они сделаны из того же материала, что и ствол дуба. Птичьи гнезда и яйца, размещенные на ветках и под кустарником, - так же выполнены из фоамирана. А ковровое покрытие подбиралось под цвет травы. Берлога медведя, выполнена из половинки пластмассового таза и настоящего мха и сухих ветвей кустарников. Муравейник- выполнен из ватмана и мха, а муравьи из пластмассовых бутылочек и ватных палочек. По бокам макета расположила русскую красавицу березку, листья вырезала ножницами с ажурными лезвиями, так березка выглядит более живой и натуральной, по сопкам нашего Забайкалья разгуливает лось, жующий листву с кустарников, на опушке присел заяц прусак. На второй половине макета под кустом спряталась хитрая лиса, поджидающая свою добычу. На лесной полянке расположила лекарственные растения и конечно же полевые цветы с насекомыми и птицы пархающие в небе.
Таким образом, макет «Лес многоэтажный дом», сделанный в натуральную величину, в любое время года дает возможность педагогу с детьми рассмотреть и проанализировать, чем отличается дерево от кустарника и травянистых растений и как связано все в природе «живыми ниточками».
Расположив детей на скамейки вокруг себя под сенью дуба, педагог читает с детьми рассказ Михаила Пришвина «Этажи леса», слушая который дети одновременно воочию видят, что разные птицы и звери в лесу селятся на разных «этажах»: черви, личинки насекомых, мелкие птички, вроде соловья, вьют свои гнезда прямо на земле, дрозды, зарянки, малиновки — повыше в кустарниках, дупляные птицы (дятел, синички, совы) еще выше, на разной высоте по стволу дерева, а на самом верху — хищники (ястребы, орлы). В отличие от людей, жители этих лесных этажей не могут меняться друг с другом: каждый обязательно живет только на своем этаже.
Я считаю, что созданный макет поможет максимально наглядно донести до каждого ребенка мысль о том, что «природа — это дом для всех живых существ и человек должен об этом всегда помнить. В природе нет вредного и полезного, она самоценна. В ней все целесообразно и взаимосвязано, существование живого существа не может зависеть от наших симпатий или антипатий» (Н. А. Рыжова).
Знакомясь с его многочисленными обитателями, для одних из которых дуб — столовая, для других — дом, а для кого-то и то и другое, дети рассматривают замечательную карту «этажей» этого дерева от «подвала» до «крыши» и познают, каким образом их обитатели связаны с дубом.
5. Ожидаемые результаты.
1. У детей накоплены знания об экосистеме «Лес», его этажах и их обитателях, взаимосвязях внутри этой экосистемы.
2. У детей развит познавательный интерес к жизни леса: дети самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в обсуждении.
3. Детям знакомы положительные и отрицательные результаты влияние человека на природу, последствия уничтожения деревьев, роль леса в жизни человека.
4. Дошкольники знают правила поведения и правила взаимодействия в природе, обогащён опыт отношения к природе. Получают эстетическое удовольствие от общения с ней.
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей: 1993г.
2. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М. : Карапуз-Дидактика, 2005.
3. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка. Дошкольное воспитание № 7, 2000.