Ванчикова Мария Тумуровна
Проект «Я помню, я горжусь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»
Авторский проект
«Я помню, я горжусь!»
(к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.)
автор проекта :
Воспитатель: Ванчикова М. Т.
…Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Юрий Воронов
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Я помню, я горжусь!“» размещена в разделах
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях.
Проект «Я помню, я горжусь!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев – все это входит в понятие «патриотизм».
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Актуальность проекта
С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Война коснулась каждой семьи. И пусть не все воевали, не все имеют награды, но каждый человек, независимо от возраста, внес свой неоценимый вклад в Великую Победу. В каждой семье есть свой герой: участник войны, труженик тыла, ребенок войны. «Основной долг всех последующих поколений нашей страны - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Толстой Л. Н. писал «Страна, позабывшая свою историю, культуру, традиции своих героев обречена на вымирание»
Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Проблема
… Знать свои корни - это главное условие формирования гражданственности, патриотизма. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России…
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой Отечественной войне, о защитниках Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе, о героях наших дней.
Отсюда, в преддверии годовщины празднования Дня Победы, возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (с ноября по май)
Участники проекта : дети старшей группы «Колокольчики», педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта : Развитие у детей старшего дошкольного возраста, и их родителей гражданской позиции, чувства сопричастности к истории ВОВ, через историю семьи, патриотических чувств, уважения к историческому военному прошлому страны, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны: герои войны, награды, труженики тыла.
• Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через поисково-исследовательскую деятельность в создании «Книги памяти», художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
• Воспитывать уважение к подвигам в бою и тылу, гордость за свой народ, любовь к родине.
• Познакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам, землякам.
• Познакомить с именами героев наших дней, воспитывая чувство уважения и гордости за их подвиг.
•Показать, как русский народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.
•Уточнить и расширить знания о музее, памятнике воинам ВОВ в нашем селе.
•Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями художественной литературы, живописи, музыки, связанными с темой Великой Отечественной войны и Днём Победы.
•Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Ценность проекта «Я помню, я горжусь!» заключается в использовании принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта.
Практическая значимость
Проект «Я помню, я горжусь!» направлен на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах творческой деятельности. Во время компьютерных технологий, у нас появляются новые возможности. В наших силах восстановить утраченную связь поколений. Мы можем - а, следовательно, обязаны, полученные знания как бесценное сокровище, передать нашим детям. Идея проекта такова : совместно с родителями, на основе поисково-исследовательской деятельности, узнать, как можно больше об истории страны, села, своей семьи во время Великой Отечественной войны.
Гипотеза проекта :
Ознакомление детей с раннего возраста с историей Великой Отечественной войны: герои войны, награды, труженики тыла, герои нашего времени, будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста, уважения к историческому военному прошлому страны, любви к Родине.
Ожидаемые результаты
У детей будут сформированы простейшие представления о легендарном прошлом нашей Родины, о военных событиях 1941–1945 годов, понимание важности победы в ВОВ, уважение к героям войны, и к героям нашего времени, чувство гордости за свой народ.
• У родителей будет сформирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании и образовании своих детей.
• У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.
•
• Реализация проекта
Подготовительный этап (ноябрь)
Мероприятия Цели
Работа с детьми
Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (мониторинг).
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Формирование у детей знаний о войне».
Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала.
Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями). Выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта.
Выявить степень информированности родителей по данной теме.
Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы.
Основной этап (декабрь-май)
Декабрь
Мероприятия Цели
Работа с детьми
Беседа
«Наше Отечество. Начало войны».
НОД «Они сражались за Родину».
Речевое развитие
Рассматривание репродукции художника А. Широкова
«За Родину»
Экскурсия в музей имени Жамсо Тумунова.
Чтение рассказа
«Победа будет за нами!»
С. П. Алексеев
Работа с родителями
Консультация
«Как рассказать детям о войне»
Работа в семейных проектах
«Моя семья в истории Победы»
Папка-передвижка
«Давным-давно была война…»
Поговорить с детьми о событиях Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ.
Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям.
Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию картины. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает Родину. Способствовать осознанию детьми подвига, совершенного народом. Закреплять имеющиеся знания о ВОВ.
Систематизировать и обобщить знания детей о родном крае, традициях сохранения памяти о воинах героях. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к памяти героев войны.
Закреплять знания детей о том, как народ защищал свою Родину во время ВОВ.
Воспитывать чувство уважения и гордость за их героические подвиги.
Предложить несколько советов и рекомендаций по созданию у детей наиболее полного представления о ВОВ, подвигах народа в ней.
Способствовать развитию творческой и поисковой деятельности родителей и детей по данной теме.
Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Январь
Работа с детьми
Сюжетно-ролевая игра
«Военный госпиталь».
Беседа
Герои наших дней:
«Подвиг Алдара Цыденжапова»;
«Подвиг Даримы Аликовой».
НОД
«Священная война»
Беседа
«Блокада Ленинграда»
Просмотр мультфильма-
сказки «Воробушек»
(Студия «Мультподъем», 2014 г.)
Работа с родителями
Выпуск стенгазеты
«900 дней мужества»
Семейный просмотр художественного фильма
«Жила-была девочка»
Режиссер В. Эйсмонт, 1944 г.
Познакомить с профессиями в военном госпитале. Помочь подобрать необходимые атрибуты, распределить роли врача, медсестры, санитаров, бойцов, установить правила. Воспитывать чувства уважения и сопереживания к солдатам.
Продолжить знакомить детей с историей родной страны, ее героическим прошлым, познакомить детей с военно-патриотической песней А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, гордость за них.
Дать представление детям о блокаде Ленинграда, как героическом поступке людей, воспитывать уважение к памяти героев, воспитывать патриотические чувства к Родине.
Расширять представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Расширить знания родителей по теме проекта.
Привлечь родителей к совместному просмотру познавательно-тематического фильма о тяготах и героизме жителей блокадного Ленинграда.
Формировать историческую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков.
Февраль
Работа с детьми
Дидактические игры
«Чья форма», «Ордена и медали»
Конкурс чтецов
«Поэтические строки о войне»
НОД «Военная техника»
Сюжетно-ролевая игра
«Разведчики»
Просмотр мультфильма
«Солдатская сказка»
(Киевнаучфильм, 1983 г.)
Просмотр презентации
«Боевая слава наших земляков»
Работа с родителями
Фотовыставка
«Они сражались за Родину».
«Герои наших дней»
Военно-спортивная игра
«Зарница»
Закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии. Сформировать у детей представление об орденах ВОВ.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Продолжать учить читать стихи громко с чувством и с выражением.
Продолжать закреплять у детей умение использовать различные приемы лепки.
Закреплять умение скреплять детали между собой. Развивать конструкторские способности и умения. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Совершенствовать игровые навыки, расширять словарный запас (военной тематики). Помочь подобрать необходимые атрибуты, распределить роли установить правила.
Расширять представление детей об армии (в годы ВОВ воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).
Пополнить знания детей о боевой славе наших земляков, его вкладе в историю Победы в ВОВ.
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Создать радостную, бодрую атмосферу. Предоставить детям и родителям возможность активного отдыха.
Март
Работа с детьми
Речевое развитие
Рассказывание по картине
С. Володина «Валерия»
НОД «Города-герои»
Экскурсия в школьную библиотеку
«Вечной памятью живы»
Беседа
«Маленькие герои большой войны»
Викторина
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Экскурсия в библиотеку СП «Таптанай»
«Степные орлы Таптаная против Вермахта» автор книги военный историк Бато-Жаргал Бубеевич Дармаев. Улан-Удэ,2019 год.
Работа с родителями
Оформление альбома
«Наши герои»
Выставка творческих работ
«Этих дней не смолкнет слава!»
Буклет
«История празднования Дня Победы»
Продолжать учить детей рассматривать картины. Формировать умение замечать в ней самое главное, правильно понимать содержание картины. Воспитывать уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, гордость за них.
Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов.
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов.
Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России; воспитывать симпатию и уважение к сверстникам военных лет.
Закреплять и систематизировать знания детей о событиях войны; расширять их представления о войне и жизни народа во время войны.
Формирование знаний детей о героическом прошлом нашей страны, её защитниках; о воинах – земляках, воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Продолжить работу по взаимодействию родителей, детей и воспитателей.
Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности.
Расширить представления о Дне Победы, об истории и традициях его празднования.
Апрель
Работа с детьми
Беседа
«История георгиевской ленты»
Чтение:
Л. Кассиль «Солдатская медаль»,
«Памятник солдату»
Экскурсия в музей имени Жамсо Тумунова
«Боевая слава наших земляков»
Строительная игра
«Памятник героям ВОВ»
НОД
«Поздравительная открытка для ветеранов»
Просмотр мультфильма
«Легенда о старом маяке»
(«Союзмультфильм»
В. Бордзиловский)
Композиция «Бессмертный полк»
Работа с родителями
Рисование плакатов
«Нет войне!»
Презентация семейнных
проектов
«Моя семья в истории Победы»
«Памятник «Три черных крыла»»
Памятка
«Детям о ВОВ»
Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.
Воспитывать бережное отношение к книгам.
Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали в нашем селе, с нашим земляком, первым романистом Жамсо Тумуновым.
Продолжать развивать конструкторские способности, самостоятельность при распределении действий между собой.
Продолжать учить обыгрывать свои постройки.
Воспитывать чувство благодарности к ветеранам войны и труда, желание заботиться о них. Продолжать учить детей вырезать силуэт предмета по контуру. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, творчество и самостоятельность.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к Родине средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
Привлечение родителей к рисованию плакатов по теме.
Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Познакомить детей с памятником «Три черных крыла» в нашем селе, рассказать об истории его построения, о людях, которые его воздвигли в память о своих павших воинах – земляках, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своих земляков.
Предложить несколько советов по созданию у детей наиболее полного представления о ВОВ, подвигах русского народа в ней.
Май
Работа с детьми
Беседа
«Салют Победы»
Выставка рисунков
«Никто не забыт, ничто не забыто»
НОД Речевое развитие
«9 мая – День Победы»
Праздник
«Я помню, я горжусь!»
Экскурсия к памятнику Славы погибшим воинам
Возложение цветов.
Акция
«Голубь мира и добра»
«Бессмертный полк»
Конкурс рисунков на асфальте
«Мы за мир!»
Работа с родителями
Рекомендации родителям
«День Победы»
Акция
«Ветеран живет рядом»
Праздник
«Я помню, я горжусь!» Закрепить знания детей о защитниках Родины в годы ВОВ, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам.
Продолжать учить детей задумывать сюжет рисунка. Развивать самостоятельность при выборе материала. Воспитывать гордость за своих солдат и за свою Родину.
Расширять представления детей о великой Победе нашей армии в ВОВ. Закреплять умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию картины, рассказа. Активизировать словарь пословицами и поговорками. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. Закрепить представление о праздновании Дня Победы. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Создание праздничного настроения.
Формировать патриотическое воспитание у дошкольников, чувство благодарности и гордости за великий подвиг нашего народа. Понимать торжественность значения «минута молчания». Учить детей заботиться о дорогих народу памятных местах.
Воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство единения с людьми всей планеты в борьбе за мир. Вызывать чувство гордости за условия, созданные для детей в нашей стране.
Воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство единения с людьми всей планеты в борьбе за мир.
Рассказать об истории возникновения движения «Бессмертный полк», воспитывать почитание и уважение к историческому прошлому своей Родины, своих воинов- земляков.
Сформировать у родителей активную позицию в воспитании у детей чувства патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны.
Заключительный этап (май)
Подведение итогов реализации проекта
Итоговая диагностика
познавательных процессов
Презентация проекта
Фотоматериалы результативности проектной деятельности. Соотнесение результатов работы с поставленными целями, анализ всех результатов.
Выявить степень информированности детей по окончании проекта.
Распространение опыта в детском саду.
Работа с педагогами
1. Консультация «Великая Отечественная война и формирование исторического сознания молодого поколения».
2. Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.
3. Деловая игра с педагогами «По страницам великой Победы».
4. Рекомендации проведения конкурса чтецов ко Дню Победы, конкурсов, выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
5. Распространение опыта работы «Тема Великой Отечественной войны в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
6. Распространение опыта работы «Герои наших дней» в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Заключение
Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех её участников, помогает сохранить наше наследие, историческую память.
В результате работы над проектом повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны. О значимости дня Победы, о том, что такое война и почему важен мир, необходимо рассказывать уже в раннем возрасте, ведь от того, какие ценности мы сформируем у них сейчас, зависит будущее.
Дети научились ориентироваться в истории нашей страны, получили углубленные знания о её защитниках, о героях наших дней, о том, как их родные и близкие принимали участие в Великой Отечественной войне.
У детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия, также сформировались такие понятия, как герои наших дней.
Знакомство с историей ВОВ способствовало формированию у дошкольников чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны, героям наших дней. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны. Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь.
Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Участие в проекте родителей благоприятно сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.
Когда в сердцах детей живёт любовь,
Стремление к согласию и дружбе,
А в чистоте их помыслов и слов
Уже нам сомневаться и не нужно,
Когда сочувствие читается в глазах,
К Отчизне нежность, уваженье к дедам,
Мы можем улыбнуться и сказать,
Что празднуем великую победу!
Литература
1. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника. М. : Школьная пресса, 2007.
2. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.
3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.
4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
5. Ершова З. А., Краскина Н. А. «Никто не забыт, ничто не забыто».
6. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. – 2005. №1;
7. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (5);
8. Соболева Г. Священная война. – В кн. : О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.
9. День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. – № 5. – С. 3.
10. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – с. 4.
11. Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?» //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. С. 6.
12. Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.
13. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
14. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.
15. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
16. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/под редакцией Кондрыкинской. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
17. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М. : Аркти, 2005.
18. Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
19. Шаламова Е. И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е. И. Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.
20. Шаламова Е. И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е. И. Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с. 26–32.
21. Конкевич С. В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационный материал. Детство-Пресс, 2012 г.
22. ««Степные орлы Таптаная против Вермахта» Б. Б. Дармаев. Улан-Удэ, 2019 г.
Интернет-ресурсы
1. https://mama.ru/articles/multfilmy-o-velikoi-otechestvennoi-voine (ссылка на мультфильмы для детей на сайт maam.ru)
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/03/viktorina-dlya-vospitat.
3. https://ped-kopilka.ru/roditeljam/konsultaci-dlja-roditelei-v-detskomsadu.
4. https://stranamasterov.ru/node/355327
5. https://diafilmy.su/3005-podvig-sovetskogo-naroda.html
6. https://materinstvo.ru/art/rasskazy-detyam-o-velikoi-otechestvennoi-voine
7. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou/den-pobedy-v-detskom-sadu/scenari-k-9-maja-den-pobedy-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html?page=3
8. https://stranakids.ru/stihi-o-gorodakh-geroiakh/5/
9. https://www.alegri.ru/prazdnik-v-dome/kalendar-prazdnikov/9-maja-den-pobedy/raskazy-o-voine-dlja-mladshih-shkolnikov.html
10. https://vashechudo.ru/raznoe/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-dlja-detei.html
11. https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/855
12. https://www.liveinternet.ru/tags/%EF%F0%E0%E7%E4%ED%E8%EA+%CF%EE%E1%E5%E4%FB/page2.html
13. https://pikabu.ru/story/ordena_i_medali_velikoy_otechestvennoy_voynyi_19411945_gg_1231915
14. https://www.solnet.ee/holidays/s21.html
15. https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-dlja-shkolnikov
16. https://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html
17. https://stranakids.ru/deti-geroi-rasskazy-o-geroiakh-vov-1/
18. https://doshkolnik.ru/9-maya.html?start=33