Ванчикова Мария Тумуровна
Проект «Я помню, я горжусь» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
▼ Скачать + Заказать документы
…Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Юрий Воронов
Пояснительная записка
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях.
Публикация «Проект „Я помню, я горжусь“ к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект «Я помню, я горжусь!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев – все это входит в понятие «патриотизм».
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Актуальность проекта
С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Война коснулась каждой семьи. И пусть не все воевали, не все имеют награды, но каждый человек, независимо от возраста, внес свой неоценимый вклад в Великую Победу. В каждой семье есть свой герой: участник войны, труженик тыла, ребенок войны. «Основной долг всех последующих поколений нашей страны - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Толстой Л. Н. писал «Страна, позабывшая свою историю, культуру, традиции своих героев обречена на вымирание»
Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Проблема
… Знать свои корни - это главное условие формирования гражданственности, патриотизма. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России…
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой Отечественной войне, о защитниках Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе, о героях наших дней.
Отсюда, в преддверии годовщины празднования Дня Победы, возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (с ноября по май)
Участники проекта : дети старшей группы «Колокольчики», педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта : Развитие у детей старшего дошкольного возраста, и их родителей гражданской позиции, чувства сопричастности к истории ВОВ, через историю семьи, патриотических чувств, уважения к историческому военному прошлому страны, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны : герои войны, награды, труженики тыла.
• Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через поисково-исследовательскую деятельность в создании «Книги памяти», художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
• Воспитывать уважение к подвигам в бою и тылу, гордость за свой народ, любовь к родине.
• Познакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам, землякам.
• Познакомить с именами героев наших дней, воспитывая чувство уважения и гордости за их подвиг.
•Показать, как русский народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.
•Уточнить и расширить знания о музее, памятнике воинам ВОВ в нашем селе.
•Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями художественной литературы, живописи, музыки, связанными с темой Великой Отечественной войны и Днём Победы.
•Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, чтобы исследовать трудовой и героический подвиг в годы Великой Отечественной войны своих предков – прадедушек и прабабушек, чья юность была опалена войной. Идея проекта такова : совместно с родителями, на основе поисково-исследовательской деятельности, узнать, как можно больше об истории страны, села, о подвигах героев – земляков, своей семьи во время Великой Отечественной войны, показать силу народа в тяжёлые годы войны.
Ценность проекта «Я помню, я горжусь!» заключается в использовании принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта.
Практическая значимость
Проект «Я помню, я горжусь!» направлен на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах творческой деятельности. Во время компьютерных технологий, у нас появляются новые возможности. В наших силах восстановить утраченную связь поколений. Мы можем - а, следовательно, обязаны, полученные знания как бесценное сокровище, передать нашим детям.
Гипотеза проекта :
Ознакомление детей с раннего возраста с историей Великой Отечественной войны : герои войны, награды, труженики тыла, герои нашего времени, будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста, уважения к историческому военному прошлому страны, любви к Родине.
Ожидаемые результаты
У детей будут сформированы простейшие представления о легендарном прошлом нашей Родины, о военных событиях 1941–1945 годов, понимание важности победы в ВОВ, уважение к героям войны, и к героям нашего времени, чувство гордости за свой народ.
• У родителей будет сформирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании и образовании своих детей.
• У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.
•
• Реализация проекта
Подготовительный этап (ноябрь)
Мероприятия Цели
Работа с детьми
Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (мониторинг).
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Формирование у детей знаний о войне».
Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала.
Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями). Выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта.
Выявить степень информированности родителей по данной теме.
Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы.
Основной этап (декабрь-май)
Декабрь
Мероприятия Цели
Работа с детьми
Беседа
«Наше Отечество. Начало войны».
НОД «Они сражались за Родину».
Речевое развитие
Рассматривание репродукции художника А. Широкова
«За Родину»
Экскурсия в музей имени Жамсо Тумунова.
Чтение рассказа
С. П. Алексеев
Работа с родителями
Консультация
«Как рассказать детям о войне»
Работа в семейных проектах
«Моя семья в истории Победы»
«Книга памяти»
Папка-передвижка
«Давным-давно была война…»
Поговорить с детьми о событиях Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ.
Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям.
Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию картины. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает Родину. Способствовать осознанию детьми подвига, совершенного народом. Закреплять имеющиеся знания о ВОВ.
Систематизировать и обобщить знания детей о родном крае, традициях сохранения памяти о воинах героях. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к памяти героев войны.
Закреплять знания детей о том, как народ защищал свою Родину во время ВОВ.
Воспитывать чувство уважения и гордость за их героические подвиги.
Предложить несколько советов и рекомендаций по созданию у детей наиболее полного представления о ВОВ, подвигах народа в ней.
Способствовать развитию творческой и поисковой деятельности родителей и детей по данной теме.
Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Январь
Работа с детьми
Сюжетно-ролевая игра
«Военный госпиталь».
Беседа
Герои наших дней:
«Подвиг Алдара Цыденжапова»;
«Подвиг Даримы Аликовой».
НОД
«Священная война»
Беседа
«Блокада Ленинграда»
Просмотр мультфильма-
сказки «Воробушек»
(Студия «Мультподъем», 2014 г.)
Работа с родителями
Выпуск стенгазеты
«900 дней мужества»
Семейный просмотр художественного фильма
«Жила-была девочка»
Режиссер В. Эйсмонт, 1944 г.
Познакомить с профессиями в военном госпитале. Помочь подобрать необходимые атрибуты, распределить роли врача, медсестры, санитаров, бойцов, установить правила. Воспитывать чувства уважения и сопереживания к солдатам.
Продолжить знакомить детей с историей родной страны, ее героическим прошлым, познакомить детей с военно-патриотической песней А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, гордость за них.
Дать представление детям о блокаде Ленинграда, как героическом поступке людей, воспитывать уважение к памяти героев, воспитывать патриотические чувства к Родине.
Расширять представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Расширить знания родителей по теме проекта.
Привлечь родителей к совместному просмотру познавательно-тематического фильма о тяготах и героизме жителей блокадного Ленинграда.
Формировать историческую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков.
Февраль
Работа с детьми
Дидактические игры
«Чья форма», «Ордена и медали»
Конкурс чтецов
«Поэтические строки о войне»
НОД «Военная техника»
Сюжетно-ролевая игра
«Разведчики»
Просмотр мультфильма
«Солдатская сказка»
(Киевнаучфильм, 1983 г.)
Просмотр презентации
«Боевая слава наших земляков»
Работа с родителями
Фотовыставка
«Они сражались за Родину».
«Герои наших дней»
Военно-спортивная игра
«Зарница»
Закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии. Сформировать у детей представление об орденах ВОВ.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Продолжать учить читать стихи громко с чувством и с выражением.
Продолжать закреплять у детей умение использовать различные приемы лепки.
Закреплять умение скреплять детали между собой. Развивать конструкторские способности и умения. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Совершенствовать игровые навыки, расширять словарный запас (военной тематики). Помочь подобрать необходимые атрибуты, распределить роли установить правила.
Расширять представление детей об армии (в годы ВОВ воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).
Пополнить знания детей о боевой славе наших земляков, его вкладе в историю Победы в ВОВ.
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Создать радостную, бодрую атмосферу. Предоставить детям и родителям возможность активного отдыха.
Март
Работа с детьми
Речевое развитие
Рассказывание по картине
С. Володина «Валерия»
НОД «Города-герои»
Экскурсия в школьную библиотеку
«Вечной памятью живы»
Беседа
«Маленькие герои большой войны»
Викторина
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Экскурсия в библиотеку СП «Таптанай»
«Степные орлы Таптаная против Вермахта» автор книги военный историк Бато-Жаргал Бубеевич Дармаев. Улан-Удэ,2019 год.
Работа с родителями
Оформление альбома
«Наши герои»
Выставка творческих работ
«Этих дней не смолкнет слава!»
Буклет
«История празднования Дня Победы»
Продолжать учить детей рассматривать картины. Формировать умение замечать в ней самое главное, правильно понимать содержание картины. Воспитывать уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, гордость за них.
Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов.
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов.
Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России; воспитывать симпатию и уважение к сверстникам военных лет.
Закреплять и систематизировать знания детей о событиях войны; расширять их представления о войне и жизни народа во время войны.
Формирование знаний детей о героическом прошлом нашей страны, её защитниках; о воинах – земляках, воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Продолжить работу по взаимодействию родителей, детей и воспитателей.
Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности.
Расширить представления о Дне Победы, об истории и традициях его празднования.
Апрель
Работа с детьми
Беседа
«История георгиевской ленты»
Чтение:
Л. Кассиль «Солдатская медаль»,
«Памятник солдату»
Экскурсия в музей имени Жамсо Тумунова
«Боевая слава наших земляков»
Строительная игра
«Памятник героям ВОВ»
НОД
«Поздравительная открытка для ветеранов»
Просмотр мультфильма
«Легенда о старом маяке»
(«Союзмультфильм»
В. Бордзиловский)
Композиция «Бессмертный полк»
Работа с родителями
Рисование плакатов
«Нет войне!»
Презентация семейнных
проектов
«Моя семья в истории Победы»
«Памятник «Три черных крыла»»
Памятка
«Детям о ВОВ»
Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.
Воспитывать бережное отношение к книгам.
Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали в нашем селе, с нашим земляком, первым романистом Жамсо Тумуновым.
Продолжать развивать конструкторские способности, самостоятельность при распределении действий между собой.
Продолжать учить обыгрывать свои постройки.
Воспитывать чувство благодарности к ветеранам войны и труда, желание заботиться о них. Продолжать учить детей вырезать силуэт предмета по контуру. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, творчество и самостоятельность.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к Родине средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
Привлечение родителей к рисованию плакатов по теме.
Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Познакомить детей с памятником «Три черных крыла» в нашем селе, рассказать об истории его построения, о людях, которые его воздвигли в память о своих павших воинах – земляках, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своих земляков.
Предложить несколько советов по созданию у детей наиболее полного представления о ВОВ, подвигах русского народа в ней.
Май
Работа с детьми
Беседа
«Салют Победы»
Выставка рисунков
«Никто не забыт, ничто не забыто»
НОД Речевое развитие
«9 мая – День Победы»
Праздник
«Я помню, я горжусь!»
Экскурсия к памятнику Славы погибшим воинам
Возложение цветов.
Акция
«Голубь мира и добра»
«Бессмертный полк»
Конкурс рисунков на асфальте
«Мы за мир!»
Работа с родителями
Рекомендации родителям
«День Победы»
Акция
«Ветеран живет рядом»
Праздник
«Я помню, я горжусь!» Закрепить знания детей о защитниках Родины в годы ВОВ, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам.
Продолжать учить детей задумывать сюжет рисунка. Развивать самостоятельность при выборе материала. Воспитывать гордость за своих солдат и за свою Родину.
Расширять представления детей о великой Победе нашей армии в ВОВ. Закреплять умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию картины, рассказа. Активизировать словарь пословицами и поговорками. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. Закрепить представление о праздновании Дня Победы. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Создание праздничного настроения.
Формировать патриотическое воспитание у дошкольников, чувство благодарности и гордости за великий подвиг нашего народа. Понимать торжественность значения «минута молчания». Учить детей заботиться о дорогих народу памятных местах.
Воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство единения с людьми всей планеты в борьбе за мир. Вызывать чувство гордости за условия, созданные для детей в нашей стране.
Воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство единения с людьми всей планеты в борьбе за мир.
Рассказать об истории возникновения движения «Бессмертный полк», воспитывать почитание и уважение к историческому прошлому своей Родины, своих воинов- земляков.
Сформировать у родителей активную позицию в воспитании у детей чувства патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны.
Заключительный этап (май)
Подведение итогов реализации проекта
Итоговая диагностика
познавательных процессов
Презентация проекта
Фотоматериалы результативности проектной деятельности. Соотнесение результатов работы с поставленными целями, анализ всех результатов.
Выявить степень информированности детей по окончании проекта.
Распространение опыта в детском саду.
Работа с педагогами
1. Консультация «Великая Отечественная война и формирование исторического сознания молодого поколения».
2. Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.
3. Деловая игра с педагогами «По страницам великой Победы».
4. Рекомендации проведения конкурса чтецов ко Дню Победы, конкурсов, выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
5. Распространение опыта работы «Тема Великой Отечественной войны в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
6. Распространение опыта работы «Герои наших дней» в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Заключение
Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех её участников, помогает сохранить наше наследие, историческую память.
В результате работы над проектом повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны. О значимости дня Победы, о том, что такое война и почему важен мир, необходимо рассказывать уже в раннем возрасте, ведь от того, какие ценности мы сформируем у них сейчас, зависит будущее.
Дети научились ориентироваться в истории нашей страны, получили углубленные знания о её защитниках, о героях наших дней, о том, как их родные и близкие принимали участие в Великой Отечественной войне.
У детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия, также сформировались такие понятия, как герои наших дней.
Знакомство с историей ВОВ способствовало формированию у дошкольников чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны, героям наших дней. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны. Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь.
Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Участие в проекте родителей благоприятно сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.
Когда в сердцах детей живёт любовь,
Стремление к согласию и дружбе,
А в чистоте их помыслов и слов
Уже нам сомневаться и не нужно,
Когда сочувствие читается в глазах,
К Отчизне нежность, уваженье к дедам,
Мы можем улыбнуться и сказать,
Что празднуем великую победу!
Литература
1. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника. М. : Школьная пресса, 2007.
2. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.
3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.
4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
5. Ершова З. А., Краскина Н. А. «Никто не забыт, ничто не забыто».
6. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. – 2005. №1;
7. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается : Праздники в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (5);
8. Соболева Г. Священная война. – В кн. : О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.
9. День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. – № 5. – С. 3.
10. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – с. 4.
11. Федоренко П. «Почему ты шинель бережешь?» //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. С. 6.
12. Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава…» //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.
13. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
14. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.
15. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
16. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию/под редакцией Кондрыкинской. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
17. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М. : Аркти, 2005.
18. Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
19. Шаламова Е. И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е. И. Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.
20. Шаламова Е. И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е. И. Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с. 26–32.
21. Конкевич С. В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационный материал. Детство-Пресс, 2012 г.
22. ««Степные орлы Таптаная против Вермахта» Б. Б. Дармаев. Улан-Удэ, 2019 г.
Интернет-ресурсы
1. https://mama.ru/articles/multfilmy-o-velikoi-otechestvennoi-voine (ссылка на мультфильмы для детей на сайт maam.ru)
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/03/viktorina-dlya-vospitat.
3. https://ped-kopilka.ru/roditeljam/konsultaci-dlja-roditelei-v-detskomsadu.
4. https://stranamasterov.ru/node/355327
5. https://diafilmy.su/3005-podvig-sovetskogo-naroda.html
6. https://materinstvo.ru/art/rasskazy-detyam-o-velikoi-otechestvennoi-voine
7. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou/den-pobedy-v-detskom-sadu/scenari-k-9-maja-den-pobedy-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html?page=3
8. https://stranakids.ru/stihi-o-gorodakh-geroiakh/5/
9. https://www.alegri.ru/prazdnik-v-dome/kalendar-prazdnikov/9-maja-den-pobedy/raskazy-o-voine-dlja-mladshih-shkolnikov.html
10. https://vashechudo.ru/raznoe/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-dlja-detei.html
11. https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/855
12. https://www.liveinternet.ru/tags/%EF%F0%E0%E7%E4%ED%E8%EA+%CF%EE%E1%E5%E4%FB/page2.html
13. https://pikabu.ru/story/ordena_i_medali_velikoy_otechestvennoy_voynyi_19411945_gg_1231915
14. https://www.solnet.ee/holidays/s21.html
15. https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-dlja-shkolnikov
16. https://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html
17. https://stranakids.ru/deti-geroi-rasskazy-o-geroiakh-vov-1/
18. https://doshkolnik.ru/9-maya.html?start=33