ирина волкова
Конспект занятия для подготовительной группы «Почему белые медведи не живут в лесу»
Тема: Почему белые медведи не живут в лесу.
Автор: Волкова Ирина Григорьевна
Цель: Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни.
Задачи: Образовательные: формирование представлений об особенностях сезонного поведения белых медведей, их приспособленности к среде обитания.
Развивающие:развивать познавательный интерес, творческие способности, смекалку, сообразительность, эрудицию.
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „Почему белые медведи не живут в лесу“» размещена в разделах
- Белый медведь
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать любознательность, уважение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Образовательная область: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование: Фотографии с изображением медведей, рыб, тюленей, Северного Ледовитого океана, глобус.
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ :
1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
- Дорогой друг, отгадай загадку:
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
Отгадай кто это?
На нашей планете живет всего восемь видов медведей : Большая панда, очковый медведь, бурый, барибал, белый медведь, гималайский медведь, медведь губач, малайский медведь (Взрослый показывает картинки с изображением видов медведей).
- В современном мире медведей становится все меньше, а некоторые виды медведей находятся на грани исчезновения. Как ты думаешь, почему? ( ответ ребенка: мало еды, охота на этих животных, исчезновение лесов и т. д.) Что же делать, как помочь? Чтобы суметь оказать помощь, нужно много знать и уметь.
2. Актуализация имеющихся знаний.
- Сегодня мы с тобой узнаем о белом медведе и среде его обитания.
- Что ты можешь рассказать о белом медведе? ( наводящие вопросы: Где живет? Почему называют белым? Чем питается)
3. Формирование новых знаний.
Белые медведи обитают в суровых условиях Артики. Живут медведи на льдах океана. Белый медведь – самый крупный вид медведей и наземных хищников вообще. Длина может достигать 3 м, масса- 1000кг. Белая шерсть делает их незаметными среди снега и льда. Густая, плотная шерсть хорошо защищает тело медведя от холода. Под шкурой белого медведя имеется толстый слой жира, он достигает 10см позволяющий выжить в холодном климате. У белого медведя самые короткие уши среди других видов, это предохраняет животное от потерь тепла. Лапы не обмерзают и не скользят по льду, так как подошвы обросли шерстью.
Белый медведь может долго плыть со скоростью 4-5км в час, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. С поразительной ловкостью медведь передвигается по самым тяжелым льдам, проходя 30-40 км в день. Охотятся медведи на тюленей, питаются рыбой, северными оленями. Поедают выброшенных волнами морских животных, на побережье разоряют птичьи гнезда, ловят мелких зверьков, летом- ягоды, водоросли и другой растительный корм. Иногда они разрушают склады в лагере полярников.
Белый медведь зимой не засыпает так как обеспечен пищей круглый год.
В начале зимы медведицы выходят с прибрежных льдов на остров, устраивают берлогу в глубоком снегу, где в декабре- феврале у них появляются 1-2 маленьких (массой 900 г) медвежонка. В логове медведица находится, пока подрастут детеныши, а растут они быстро. Вскоре семейство покидает остров и перебирается на морской лед. Малыши остаются с мамой примерно 2,5 года. Учатся охотятся на тюленей и рыбу.
27 февраля Международный день полярного медведя. Целью этого Дня является повышение внимания широкой общественности о катастрофических воздействиях глобального потепления на площадь ледового покрытия вод, где находится естественная среда обитания полярного медведя. Причины потепления климата обьясняются таким понятием, как парниковый эффект. Он заключается в повышении температуры нижних слоев атмосферы. Что приводит к парниковому эффекту? Пожары в лесной местности, нефтепромысел и промышленность, удобрение и обработка почвы, уничтожение лесов, образование свалок. Дорогой друг, скажи мне чем мы сможем помочь сохранить популяцию полярного медведя. (не жечь в лесу костры, не мусорить, не ломать деревья, не загрязнять водоемы и т. д).
Физкультминутка.
Массаж рук «Зимняя разогревалочка».
Если мерзнут руки, (ребенок медленно растирает одну ладонь о другую).
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки (растирает ладошки все быстрее)
Совсем как ледышки, (хлопки)
Потом как лягушки, (по коленям хлопки)
Потом как подушки, (кулачками друг о дружку)
Но вот понемножку (продолжает растирать)
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня, (Вытягивает вперед раскрытые ладони)
Вот, потрогайте меня.
(М. Рузина)
4. Первичное закрепление новых знаний.
Дидактическая игра «Что я знаю о Северном полюсе».
Взрослый берёт глобус. Показывает его ребенку и задает вопросы.
Задание 1. «Где находится Северный полюс?». (Нет зеленного цвета, значит нет лесов. Нет коричневого цвета, значит, нет земли. А белого цвета очень много, значит, Северный полюс покрыт снегом).
Задание 2. «Какие животные живут на Северном полюсе?». (Белые медведи, северные олени, тюлени, полярная лисица, кольчатая нерпа, морж, песец)
Задание 3. «Почему белые медведи не едят пингвинов». (Медведи не охотятся на пингвинов, так как эти животные далеко друг от друга. Медведи живут в Артике на Северном полюсе, а пингвины – в Антарктиде на Южном полюсе.
Задание 4. «Найди лишнее слово: Белый медведь, снег, вода, океан, рыба, птица, роза» (роза – лишние слово)
Игра «Узнай «северные слова».
Взрослый берёт медвежонка и предлагает поиграть:
-Мы с медвежонком будем называть слова, а когда среди них встретятся «северные», ты хлопнешь в ладоши.
Снег, ледник, жара, морж, пустыня, холод, цветок, льдина, лес, снежинка, поле, колокольчик, олень, северное сияние, радуга, пингвин, рыба, белый медведь, бурый медведь.
5. Итог занятия.
- Почему белые медведи не живут в лесу? (Среда обитания, животные живут в тех местах, где они обитают и к чему приспособлены).
- Чем кормятся? (рыбой, тюленями, моржами, белухами, северными оленями, морскими птицами и яйцами, летом- ягодами, водорослями и растительной пищей).
- Окрас шкуры? (белый).
- Почему белые медведи не скользят на льдинах? (потому что лапы обросли шерстью).
- Почему белые медведи не мерзнут в лютые морозы (под шкурой медведя находится толстый слой жира)
- Кто заботится о медвежатах? (мама медведица).
Рефлексия.
2. Закончи предложение:
Я узнал…
Мне понравилось.
Я смогу научить…
Мое настроение…
Если тебе было интересно и ты усвоил новый материал, то поставь человечка наверх пирамидки, а если что- то было не понятно, требуется повторить, расположи его внизу пирамидки.