Гущина Екатерина Геннадьевна
Сказки как инструмент воспитания нравственных ценностей, здорового образа жизни
Маленький человек появляется на свет. И, практически с самого рождения на него обрушивается огромный поток информации: средства массовой коммуникации, детский сад, а затем и школа, интернет, ближайшее окружение всё это играет огромную роль в развитии личности ребёнка, в становлении его, как члена общества. И от того, каким будет это информационное поле, будет зависеть дальнейшее направление его развития.
Публикация «Сказки как инструмент воспитания нравственных ценностей, здорового образа жизни» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Влияние некоторых из этих факторов в наше время не всегда направлено на воспитание духовности и нравственности, а иногда и способствует размыванию общих представлений о нравственных нормах. А ведь основная цель именно нравственного воспитания это создание благоприятных условий детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
Результаты социологических исследований дают основание утверждать, что противоправное поведение среди детей и подростков связано с недостатком в нравственном воспитании, духовной обеднённости среды, в которой воспитывается ребёнок. Именно это становится основной причиной антиобщественных взглядов, участие в сообществах негативной направленности.
Именно поэтому очень важно начинать профилактику асоциального поведения с дошкольного возраста, направляя воспитательную работу на формирование нравственных и этических ценностей у детей.
Как говорил в своё время Белинский: «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке»
А что легче всего воспринимается детьми? Конечно, это сказки. Сказки, которые понятны для детей. Которые дают правильные ориентиры. Которые учат добру и справедливости.
Авторская сказка «Как Волчонок дружить научился» была написана и поставлена как небольшой спектакль для воспитанников старших и подготовительных групп. Артистами выступали сами дети. После спектакля дети обсуждали сюжет сказки, поведение героев, высказывали свои рассуждения на эту тему.
Сказка про то, как Волчонок научился дружить.
В густом лесу под сенью лип и ёлок,
Где ручеёк хрустальный под горой,
Жил поживал лесной народ весёлый
Одной большою дружною семьёй.
Ходили зайцы в гости к рыжим белкам,
Медведь в футбол с лисятами играл.
Черничным пирогом с большой тарелки
Колючий Ёж соседей угощал.
Ежиха шарфы всем к зиме вязала,
Енот друзьям с уборкой помогал,
Лосиха книжечки зверятам выдавала,
Чтоб каждый на досуге почитал.
В большом лесу всегда царила дружба,
Был вежливым в лесу и стар и мал.
Друг другу каждый, если было нужно,
Советом или делом помогал.
Так жил лесной народ и веселился.
Царил покой в зелёном их мирке.
Но неожиданно вдруг рядом поселился
Волчонок в этом маленьком леске.
И начались с тех пор в лесу несчастья.
Вот куст Волчонок на поляне поломал.
На клумбе яркой, пышной и прекрасной
Цветы ногами он нарочно растоптал.
И тут Енот не выдержал: «Как можно?
Ведь эта красота нам всем нужна!»
И начал снова сеять осторожно
Цветов красивых в землю семена.
Зайчата тут Волчонку прокричали:
«Зачем же куст ломать? Ведь он живой!»
И ветки аккуратно подвязали
На щепки прошлогоднею травой.
«Подумаешь,- ответил им Волчонок,
Кустов в лесу полным полно кругом».
«Лес надо нам беречь,- сказал Зайчонок,-
Ведь это же для всех нас общий дом!»
Так как-то сразу лес вдруг изменился,
Всё реже стал звучать весёлый смех.
Ни разу ни за что не извинился
Волчонок, хоть успел обидеть всех.
Сказал ему однажды Ё ж при встрече:
Возьми вот яблочек, полезные они. Люблю я чипсы, колу и орешки.
А эти яблоки мне даром не нужны.
Взял у Лисёнка самокат без спроса,
Разбил окно в избушке Барсуков,
Обёртку прямо на тропинку бросил,
Наговорил Лосихе грубых слов.
А, между тем, за днями дни летели.
И вот в один из тёплых ясных дней
В тени под старой и скрипучей елью
Собрать решил Волчонок всех зверей.
Он праздновать собрался День Рождения.
И всех к себе на праздник пригласил.
Но время шло, а вот по приглашению
Совсем-совсем никто не приходил.
В лесу затихли сразу разговоры,
И даже птичьих песен не слыхать.
Зверята все к себе забились в норы
И не хотят Волчонка поздравлять.
И понял тут Волчонок, в чём всё дело.
И вспомнил беды все, что натворил.
За всё плохое, что когда-то сделал,
Прощения у всех он попросил.
Он зайцам посадить помог деревья,
Еноту подарил большой букет.
Потом пошёл к лисятам поскорее,
И взял с собой большой кулёк конфет.
Теперь Волчонок хочет быть здоровым,
А с чипсами ему не по пути.
Полезным вкусным яблоком садовым
Теперь друзей и сам он угостит.
Как здорово, когда добром и светом
С друзьями делишься, лишь только не скупись!
И пусть добро к тебе придёт ответом.
И пусть и светлей и легче станет жизнь!
Кроме театрализованной постановки, данную сказку можно использовать в качестве основы для мультфильма, который могут создать и озвучить сами дети. Ведь всё, что ребёнок пропускает через себя, что вызывает эмоциональный отклик, становится прекрасным инструментом для формирования личности ребёнка и его социализации. А всё заложенное в дошкольном детстве постепенно становится прочным фундаментом взрослой жизни.