Екатерина Шипова
Игры «10 пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Что есть всегда с собой? Правильно! Начи части тела. В частности, руки в любом положении тела могут быть активны. Поэтому создала несколько игр, которые можно разыгрывать на пальцах, не имея ничего под рукой. Играя с пальчиками, реализую логопедические задачи, подключая максимум органов чувств ребенка.
Исходное положение: ребенок растопыривает пальчики обеих рук. Далее он загибает каждый, выполняет какое-либо задание.
«10 слов на заданный звук».
Публикация «Игры „10 пальцев“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2022
Цель: Автоматизация звука. Развитие фонематических процессов.
Исходное положение все пальцы растопырены. Загибая по одному пальцу называет слово на заданный звук, например «Р» : ракета, кружка, комар.
В подготовительной группе можно усложнить задачу, подбирать слова с заданным местом звука в слове. Например, звук «Р» в начале слова: рубашка, рукава, рубанок. И так далее «Р» в середине или в конце слова.
Для детей с ограниченным запасом слов, которые больше 1-2-х слов назвать не могут, предлагаю другой вариант игры. Я проговариваю слова, утрируя какой –либо зык, возьмем снова «Р». А задача ребенка загнуть палец, если он слышит звук «Р». Таким, образом, опираясь на кратковременную память, в последствии, когда все пальцы загнуты, прошу его повторить те слова, которые запомнил или подобрать новые, разжимая при этом пальцы. Как правило, после этого 5-6 слов ребенок воспроизводит самостоятельно.
«10 слов предметов, признаков, действий».
Цель: обогащение словарного запаса, формирование предметного, глагольного, прилагательного словаря.
Начинаем с предметного словаря. Разглядываем все вокруг или специально подобранный материал (картинки, игрушки). Задаем вопрос ребенку: «Кто это? Или Что это?», указывая на какой-либо предмет. Начиная со средней группы, конечно, дифференцируем живые-неживые предметы. Обратите внимание, чтобы дети давали полный ответ: «Это змея Шуша, это кукла, это окно». И здесь добавляем движения пальцами! Я проговариваю, а ребенок загибает. Таким образом, у ребенка формируется ситуация успешности. Прошу посмотреть по сторонам, друг на друга и назвать все, что видит воспитанник. Как правило, после демонстрации 2-3 предметов, ребенок начинает проговаривать все предметы, которые видит вокруг.
Наращивание глагольного и прилагательного словаря происходит аналогично. В этой игре взрослый проговаривает слова, ребенок загибает пальцы. Но, важно учесть, что здесь необходимо постоянно задавать вопрос: «Какая Шуша?», если мы собираем признаки или: «Что делает Шуша?», при условии, что мы собираем действия. И только после этих вопросов, называть прилагательные или глаголы. Так как в этой игре роль ребенка пассивна, а всю основную деятельность несет взрослый, то необходимо, постоянно делать акценты, включающие ребенка в игровой процесс. Так, после названного действия, например: «Шуша шипит», нужно получить подтверждение у него: «Что делает? Шипит. Верно? Значит, загибай пальчик. Что еще делает Шуша? Ползет. Согласен? Загибай пальчик».
После нескольких повторений, воспитанник и сам начинает добавлять слова.
«10 слов признаков или действий».
Цель: обогащение словарного запаса, закрепление глагольного, прилагательного словаря; согласование окончаний по роду.
Поочередно воспитанник загибает пальцы рук, проговаривая признак или действие заданного предмета, изброженного на картинке или к игрушке, демонстрируемой специалистом (педагогом, родителем).
Для детей старшей и подготовительной группы можно усложнить задачу и подбирать действия или признаки только с заданным звуком. Например с тем же звуком «Р», признаками будут слова: красивая, красная; действиями: прыгает, кружится. На занятии возможен и такой вариант, дети берут игрушки, к которым будут подбирать признаки и действия, загибая при этом 10 пальцев.
Дети любят соревновательный элемент, поэтому эти игры проходят более эмоционально в подгрупповых занятиях. Тот, кто первый назовет нужные слова и зажмет все пальчики, становится победителем. Награда - бурные аплодисменты!