Татьяна Рябова
Дидактические игры по техническому творчеству «Мыслим и творим, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Негодяева С. В., Рябова Т. В.,
Авторские дидактические игры по техническому творчеству
«Мыслим и творим, играя»
В настоящее время в мире уделяется большое внимание робототехнике и конструкторским идеям. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является техническое творчество и моделирование. Научно-техническое развитие ребенка – главное составляющее современной системы образования. Задача педагогов – развивать и воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой творческий специалист технического профиля.
Публикация «Дидактические игры по техническому творчеству „Мыслим и творим, играя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Именно в дошкольном возрасте возникают первые попытки познать мир через его созидание. Дети вместе с воспитателем в детском саду постоянно заняты исследованием, изучением, экспериментированием, созданием чего-то нового. Дошкольники учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс, что значит начать с идеи и замысла и воплотить их в реальность.
Детское техническое творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он экспериментирует и создает что-то новое для себя и других. К этой деятельности относятся конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Техническое творчество – самая интересная область детской увлеченности, мир фантазии, поисков и экспериментов.
Наш детский сад является экспериментальной площадкой Основным материалом для технического творчества являются разные виды конструкторов, с которых и начинается знакомство дошкольников с данным видом деятельности. Такой вид детской деятельности как конструирование способствует формированию технического мышления : ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует моделированию новых объектов, развитию его пространственного, инженерного мышления.
В нашем детском саду мы используем различные виды конструкторов:
- LEGO;
- Металлический;
- Магнитный;
- «Фиксики»;
- Строительный набор;
- Деревянный «Юный архитектор»;
- «Архитектор»;
- Мягкий;
- «Универсал»;
- «Фанкластик».
Главная деятельность дошкольника – это игра. Поэтому наши педагоги разработали серию игр, направленных на развитие инженерного мышления и технического творчества с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологии.
Игра «Поле чудес».
Цель: Закреплять умение детей классифицировать виды конструкторов, создавать технические объекты по заданным деталям.
Материал: Волчок с разделенными секторами. Набор карточек с изображением деталей разных видов конструкторов, наборы конструкторов.
Ход игры : Играют от одного до 10 человек. Играющие по очереди вращают волчок с определенным набором карточек. Первая деталь, которая выпала на секторе волчка служит началом создания постройки (объекта). Вторая деталь – ее продолжением и т. д. Когда объект построен, играющие заменяют один набор карточек на другой с новым видом конструктора.
Примечание: Перед игрой дети договариваются сколько раз каждый играющий будет крутить волчок.
Вариант игры : Можно сделать несколько волчков, и каждый играющий или группа играющих выбирает себе по жребию набор карточек с определенным видом конструктора.
Игра «Бюро находок».
Цель: Закреплять умение дошкольников воспринимать объект по признаку части, формировать умение «читать» схемы технических моделей.
Материал: Наборы конструкторов, наборы карточек с изображениями схем технических моделей.
Ход игры : Играющие по жребию выбирают карточки с изображением схемы технической модели. Задача играющих найти все детали схемы этой модели.
Игра «Голосовая почта».
Цель: Развивать у детей умение создавать объект по описанию его деталей.
Материал: Набор карточек-схем с изображением технических объектов, наборы конструкторов.
Ход игры : Выбирается водящий. Водящий достает из коробки карточку, объявляет вид конструктора и начинает называть по порядку детали, из которых состоит данный объект. Задача играющих создать объект по его деталям.
Игра «Дом вверх дном».
Цель: Формировать умение детей преобразовывать объект с помощью приемов фантазирования, создавая новые технические модели.
Материал: Набор карточек со схемами технических моделей, куб с изображением волшебников-преобразователей, наборы конструкторов.
Ход игры : Играющие по очереди выбирают карточку со схемой технической модели, затем с помощью куба выбирают волшебника-преобразователя. Задача каждого игрока создать новую техническую модель, используя значение волшебников.
Например, играющему выпал волшебник увеличения-уменьшения. Ребенок может изменить свою техническую модель с помощью увеличения/уменьшения деталей, создания модели из большего или меньшего по размеру конструктора, и т. д. Если выпал волшебник дробления-объединения, играющий может из имеющейся модели создать наиболее мелкие технические объекты и т. д.
Игра «Сделай сам».
Цель: Развивать умения дошкольников создавать технический объект по его признакам.
Материал: Набор карточек с изображением схем технических объектов. Наборы конструкторов.
Ход игры : Выбирается водящий. Он выбирает карточку и описывает технический объект по признакам (форма, размер, части, материал, рельеф и т. д.) Играющие выбирают тот конструктор, который посчитали нужным и начинают создавать технический объект по описанию водящего.
Игра «Кручу-верчу, построить хочу».
Цель: Развивать умение детей преобразовывать стандартные технические модели в новые объекты.
Материал: Кольца Луллия, набор карточек с изображением технических моделей, карточки с изображением видов конструктора, карточки с изображением волшебников-преобразователей, наборы конструкторов.
Ход игры : Играющие по очереди раскручивают в любом порядке три кольца и создают новую техническую модель по выпавшему в секторе набору комбинаций.
Игра «Инженериум».
Цель: Развивать умение дошкольников составлять и выполнять алгоритм действий, формировать навыки экспериментальной деятельности с оборудованием.
Материал: Набор карточек с изображением деталей разных видов конструкторов, наборы конструкторов.
Ход игры : Играющие по очереди выкладывают карточки и строят из выпавших деталей новые необычные технические объекты.
Примечание: Технические объекты получаются самые необычные, т. к. в одной постройке могут использоваться детали из разных видов конструктора.
Игра «Какой хочешь выбирай».
Цель: Развивать умение классифицировать виды конструкторов,
Материал: Карточки с изображением технических моделей, карточки с изображением видов конструкторов, наборы конструкторов.
Ход игры : Водящий выбирает карточку с изображением технической модели, затем играющие выбирают по жребию карточки с изображением или названием вида конструктора. Задача играющих построить одну и туже техническую модель из разных видов конструктора.
Игра «А, ну-ка, построй-ка». (матрица)
Цель: формировать умение составлять объект по заданным признакам.
Материал: матрица, наборы конструкторов.
Ход игры : Водящий предлагает каждому участнику игры взять одну из таблиц. (Водящий заранее заполняет ячейки таблицы). В таблицах представлены определённые имена признаков (количество, цвет, форма, рельеф, непосредственно указывающие на описание деталей конструктора. Из данных деталей каждый играющий должен создать какую-либо постройку.
Примечание: Водящий должен хорошо знать детали всех видов конструкторов.
Наши дети принимают активное участие в разработке новых игр и их вариативности.
Таким образом, инженерно-техническое творчество является для дошкольников одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и научным разработкам, а также формирует рационализаторские и изобретательские способности.
Список литературы:
• Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева «Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
• В. Н. Вараскин «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества»;
• В. Ф. Куличенко, А. И. Волков «Будущие инженеры»;
• Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/;
• О. Ю. Старцева «Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет»