Стрелкова Наталья
Консультация для родителей «Нужно ли ребенку ходить в детский сад?»
▼ Скачать + Заказать документы
Нужно ли ребенку ходить в детский сад?
Многие современные родители очень часто спрашивают меня: «А надо ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, что те, кто не ходит, очень трудно адаптируются в школе?» И далее подобные вопросы остаются открытыми для них лишь потому, что родители сами решают ходить или не ходить ребенку в детский сад. И ответить однозначно они сами для себя не могут. Хотя, и к советам не прислушиваются.
Темочки:
До недавних пор все считали, что детский сад является необходимым условием в развитии ребенка. И да, «домашние» дети с трудом приспосабливались к школьным правилам, принятым в группе сверстников. Эти трудности объяснялись тем, что таких детей было мало и подавляющее большинство составляли именно «садиковские» дети. Очень часто в садик попадали целыми компания с одного двора, далее шли в один класс. И если в этот же класс попадал ребенок, который не посещал детский сад, то ему, конечно, приходилось непросто.
Сейчас ситуация намного изменилась. В нашем современном мире дети, не посещавшие детский сад, уже не исключение. Очень много «дошколок», куда дети ходят для общего развития, частные сады с двумя-тремя детьми, интернет ресурсы, помогающие детям осваивать и познавать окружающий мир. И детский сад отошел на второй план. И в общем и целом ребенок, воспитанный дома, вполне может быть развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада.
Но я все же советую родителям посетить государственное учреждение и присмотреться к детскому садику. Для чего? Поясню…Прежде всего – иметь возможность общаться со сверстниками, т. к. примерно с трех лет (а уж с четырех – это точно) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему подарить. В детском саду ребенок имеет возможность общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Ребенок узнает, что помимо членов семьи есть и другие взрослые, к словам которых нужно прислушиваться и просто подчиняться. Ведь опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений с учителями.
Идем далее… в детском саду ребенок адаптируется к определенным правилами поведения и учится соблюдать их, эти навыки ребенку необходимы в дальнейшей жизни. Ребенок развивается интеллектуально и физически, познает окружающий мир посредством игр. Но лишь «садикового» образования ребенку мало. Родители просто обязаны заниматься с малышом сами. Если ребенок целые дни проводит перед экраном телевизора, то в детском саду он получит несравненно больше. Лепка, конструирование, рисование, развитие речи, физкультурные и музыкальные занятия – это все то, чем обеспечит вашего малыша самый простенький государственный садик. И поверьте, это немало для малышей раннего и младшего возраста.
Могут ли родители обеспечить ребенку такие условия, не отдавая его в детский сад? В принципе, возможно и могут. Но лишь в том случае, если родитель действительно готов к этой трудной и очень серьезной работе. И если вы не хотите вести ребенка в сад, то вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку возможность общения со сверстниками и приобщение его к социализации. Ребенок дома должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми, желательно обеспечить ему постоянного друга-ровесника, возить его в гости и приглашать других детей к себе домой, приобщая его к компании сверстников. Эта задача вполне может быть осуществима, но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка со взрослыми. И мамы, находящиеся постоянно со свои малышом, считают, что не имеют права доверить своего драгоценного дитятко кому-то постороннему и чужому. И обидно то, что в число таких людей входят и родные малышу люди- бабушки, дедушки, тети и т. д. И если вы одна из таких мамочек и не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с вашим ребенком - вам нужно срочно менять эту позицию! Нельзя ограничивать мир ребенка лишь своей собственной персоной. Вы должны понимать, что вашему любимому малышу необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы. А что вы лучшая мама- в этом сомнений нет! Отдайте ребенка в кружок или секцию, где определенное время ваш малыш будет общаться с другим взрослым. Обращайте внимание на то, как ребенок ведет себя при этом общении, легко ли идет на контакт.
И так, вы решили отдать ребенка в детский сад. Но в каком возрасте ребенку лучше идти в детский сад?
Я считаю, что «самым-самым» возрастом сегодня считается четыре года, но и вполне допустимо –в три. К трем годам ребенок уже начинает интересоваться общением с другими детками, не боится оставаться без мамы на какое-то время, обладает навыками самообслуживания (умеет снимать одежду, кушать сам). Но по-настоящему получать удовольствие от общения со сверстниками и игр с ними ребенок будет лишь к четырем годам. Идеальный возраст знакомства с детским садом и адаптации к нему – 3-3,6 года. Постепенно увеличивая время нахождения в детском саду, малыш начнет привыкать к общению и некоторым правилам детского учреждения. Сначала можно ходить вместе с малышом на прогулку с группой, затем оставляя его одного на несколько часов. Главное в адаптации- не торопиться отдать малыша на весь день. Если вы увидите, что ребенок окончательно не против находиться в новой обстановке, то переходите к обычному посещению сада с его режимными моментами. Мягкая и постепенная адаптация к детскому саду – вот то условие, к которому нужно подвести своего ребенка и подготовиться самим родителям. Постарайтесь в домашних условиях больше разговаривать с малышом о времяпрепровождении в детском саду, ни в коем случае не пугать малыша детским садом. Слушайте сказки про садик, читайте стихи. Будьте сами морально готовы на расставание со своим ребенком. Спокойная мама- спокойный ребенок.
Но есть и другая сторона медали. Ребенок совсем не хочет идти в садик. Как поступить?
Часто слышу, что некоторых детей врачи называют - «несадиковские». Да и родители вполне с ними соглашаются. Что же означает это слово? И есть ли на самом деле такие детки? Я думаю, что таких детей, скорее всего, нет. Дело в том, готовы ли сами родители совместно с ребенком приложить усилия и не малые, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду. И будут ли оправданы их труды. Из опыта работы мне удалось выявить три группы детей, по которым малыши адаптируются к детскому саду.
1- дети, которые воспринимают смену обстановки очень категорично, для них это нервный срыв, стресс. Как правило, такие дети очень часто начинают заболевать.
2- дети, которые не особо проявляют признаки переживания, но при этом они так же начинают часто болеть.
3- дети, не реагирующие на смену обстановки, спокойно остаются в саду, проявляют интерес к окружающему миру.
Исходя из этого, можно сказать, что дети через одного относятся к первой или ко второй группе. Но это совсем не означает, что каждый второй ребенок «не садиковский». Детский сад - стресс для каждого ребенка, но стресс регулируемый и преодолимый. Адаптация и связанные с ней проблемы разрешимы, нужно лишь помочь малышу справиться со своими чувствами и эмоциями. Здесь стоит заранее подготавливать ребенка к посещению детского сада, и верить, что ваш малыш будет в нашей третьей группе по адаптации. Но везде бывают исключения. Иногда, особенности ребенка не позволяют адаптироваться ему в обществе. Возможно, ваш ребенок не достиг подходящего возраста. Или же темперамент ребенка мешает ему в адаптации. Темперамент - это врожденная характеристика, его нельзя изменить, но к сожалению, можно насильственным образом искажать. Сангвиники адаптируются к новой обстановке очень благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать флегматики - они просто медлительны и не успевают за сверстниками. А в садике- режим. Все делается по времени: кушать, спать, одеться и выполнять задание на занятии. Если вы видите, что сложности связаны именно с темпераментом, то обсудите это с воспитателем. Возможно, вы найдете обоюдный выход из ситуации.
Ну, и конечно, в садик не следует отдавать часто болеющих деток, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Здесь уже нужно учитывать его повышенную чувствительность к миру в целом. Возможно, вы найдете специализированные санаторно-курортные сады. Где и вам и вашему малышу будет комфортно. Режим санаторных садов мягкий и полностью адаптирован под таких деток.
В заключении хочу сказать, что только вы решаете отдавать ли ребенка в сад или нет. Вы несете ответственность за своего малыша. Надеюсь, после прочтения статьи многие из вас изменят свое мнение о «домашних» детках, о садах в целом и выберут лучшее будущее для своего ребенка! Всем удачи в ваших начинаниях!