Получи документы

«Можно ли воспитывать без наказания?». Статья

Марина Курочкина
«Можно ли воспитывать без наказания?». Статья
▼ Скачать + Заказать документы

Данная статья была написана мною для авторского журнала "Дошколенок", который я выпускаю раз в месяц для родителей своих воспитанников. С удовольствием делюсь ею с вами!

Воспитание и наказания

Рождаясь, ребенок попадает в огромный мир, диктующий правила, нормы поведения, мораль, ценности и ориентиры. И хотя маленький ребенок - это миниатюрная копия взрослого человека, он не способен моментально впитать в себя правила общества, в котором он воспитывается. Овладение нормами и правилами поведения происходит в процессе взросления ребенка и занимает довольно большой временной промежуток. Ребенок не может "вписаться" в общество, не совершая при этом ошибок. И часто результатом ошибок является наказание

Публикация «„Можно ли воспитывать без наказания?“, Статья» размещена в разделах

Так можно ли правильно воспитывать ребенка, но не наказывать его при этом?

В последнее время сложилась тенденция воспитания детей "по книжкам". То есть родители в процессе воспитания руководствуются книжными догмами типа: наказания могут "сломать" личность ребенка, делают детей агрессивными. И как правило, дети таких родителей, прожившие без наказаний лет до 10-ти, находятся в плену своих желаний и чувств и как правило, не могут управлять ими. Такие дети уверены в том, что они могут делать все, что заблагорассудится, не боясь быть наказанными. Чувство безнаказанности - не самое хорошее чувства и порой страшно представить, какими могут быть последствия такого воспитания.

Однако, прежде чем вы выберете какое-либо наказание, попытайтесь понять его смысл. Вообще, виды наказаний можно разделить на три группы.

В первую группу мы отнесем наказания, основанные на ощущении боли. Эти наказания вызывают у ребенка страх поступать тем или иным образом, если ранее за этот поступок последовало болевое ощущение.

Наказания второго типа основываются на лишении ребенка родительской любви. Как в первом, так и во втором случае наказание основывается на чувственной сфере ребенка - ребенок либо боится ощутить боль, либо боится остаться без родительского внимания и любви.

Третья группа наказаний - это лишение ребенка какого-либо удовольствия. Это может быть поход на аттракционы или в зоопарк,просмотр любимых мультиков, ежедневная игра на компьютере. Такой вид наказания, несомненно расстроит ребенка, но не столь остро затронет его чувства напрямую, а просто ограничивают его желания и их исполнение. Ребенок знает, что наказание такого рода закончится, как только он снова "будет вести себя хорошо".

С формами физических наказаний мы все знакомы с детства. Кого не били ремнем, не шлепали, не ударяли? Психологи выступают против наказаний, основанных на физическом воздействии. И главным аргументом психологов остается утверждение, что под воздействием физического наказания ребенок вряд ли изменит "плохую" модель поведения на "хорошую". Возможно, он действительно будет казаться хорошим, но чаще всего лишь в присутствии того человека, от которого последовало наказание. То есть, если бьющего нет рядом, то ребенку можно будет вести себя "плохо". Поэтому с помощью физического наказания невозможно сформировать сознательное поведение ребенка, придерживающееся общепринятой морали. Последствия физических наказаний часто оказываются трагичными для формирующейся личности маленького ребенка. Они невидимы, но от этого не менее драматичны. Избивая ребенка раз за разом, можно лишить его воли, тем самым превратив его в раба или изворотливую личность. В связи с этим, ребенок лишится непосредственности, открытости, независимости. Не сможет в дальнейшем иметь свою собственную позицию, реализовывать заложенный в нем потенциал. Лидерские качества таких детей, как правило, проявляются крайне редко. Они боятся быть инициативными, боятся высказывать свое личное мнение, поскольку просто боятся ошибок.

Следующим негативным последствием применения данного наказания может стать агрессия со стороны наказуемого по отношению к сверстникам. Сдать сдачи взрослому ребенок не может, а вот отыграться на ровесниках или даже младших и слабых детях ему вполне под силу. С течением времени все "вбиваемые кнутом" положительные ценности в сознании ребенка перерождаются в противоположные. Отсюда такие протестные формы поведения, как драки, пьянка, наркотики.

Наказывая ребенка посредством лишения его родительской любви, вы обрекаете малыша на одиночество, страх, чувство беззащитности и ужас в глазах маленького ребенка. Поэтому, одевая на себя маску безразличности, говоря ребенку, что вы его больше не любите, запирая его в другой комнате или в ванной, вы повергаете маленького человечка в ужас. Ведь он не знает, насколько серьезны ваши намерения, и верит каждому вашему слову.

Лишая ребенка моментов радости, вы непременно огорчите его. Малыш расстраивается, плачет, злится на вас, особенно если вы "давно ему обещали".

На первый взгляд все три вида наказания неприемлемы из-за того воздействия, которое они оказывают на формирующуюся личность ребенка. Но, как было сказано выше, обойтись без наказания в процессе воспитания вряд ли получится. Что же делать?

Первое и самое главное условие - это любовь к ребенку. Он должен чувствовать, знать, что его любят. Любят таким, какой он есть. Тогда и наказание будет распространяться не на личность самого ребенка, а на его конкретный поступок. И теряя на время любовь родителей, ребенок будет знать, что это временно. Что мамину любовь потерять насовсем невозможно

Если вы решили наказать ребенка, необходимо донести до него смысл нарушенного правила. Почему нельзя ломать игрушки? Почему нельзя баловаться спичками? Задача родителей - объяснить, почему же действия ребенка являются плохими. "Потому что от неосторожного обращения со спичками может начаться пожар, который может причинить много вреда". Объяснив смысл, нужно удостовериться, что ребенок его понял. То есть ребенок должен конкретно знать, почему именно этого делать нельзя. Следующий шаг - это сделать требования и спрос едиными для всех. Ведь баловаться спичками нельзя не только ребенку, но и маме, и даже бабушке. Далее вполне можно договориться с ребенком о том наказании. которое последует за нарушением общепринятого правила.

Важным моментом является возраст ребенка, поскольку овладеть всеми правилами и нормами с младенчества он просто не может. Бесполезно просить не крутиться полуторагодовалого карапуза - ему ведь так интересно рассмотреть все то, что его окружает. Еще один важный момент - нельзя наказывать маленького ребенка за проступок спустя длительное время. Ребенок "плохо" себя ведет, но мы не можем наказать его прилюдно. Ждем возвращения домой, кормим ребенка, укладываем спать и только после сна наказываем. В этом случае ребенок вряд ли сможет связать между собой события (проступок и наказание) ведь они имеют большой временной промежуток. Психологи утверждают, что эффект от наказания несравнимо больше, если следует сразу за проступком, а еще лучше - опережает его.

Мы рассмотрели основные моменты наказания ребенка в процессе его воспитания и адаптации к жизни в социуме. Главное - обеспечить ребенку любовь, взаимопонимание, уважение. Та наглядная обстановка, в которой растет ребенок, будет для него эталоном поведения в будущем. То, какой он видит свою семью и отношения в ней, сыграет немаловажную роль в восприятии окружающего мира.

Публикации по теме:

Наша статья в журнале «Дошкольное воспитание»Наша статья в журнале «Дошкольное воспитание» Наша статья в журнале "Дошкольное воспитание" Девочки! Хочу поделиться радостью!Недавно я получила бандероль с журналами "Дошкольное воспитание".

Памятка родителям и педагогам «Правила наказания детей» Памятка родителям и педагогам "Правила наказания детей"1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что оно справедливо, что, даже.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Можно ли воспитывать без наказания?». Статья
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 08:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Можно ли воспитывать без наказания?». Статья» (включая файлы) размещена пользователем Марина Курочкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД