Розыева Ольга
Программа психолого-педагогической реабилитации неуспешных в учебной деятельности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Программа содержит материалы из опыта работы по комплексному психолого-педагогическому сопровождению учащихся начальной школы, разработанной специалистами на основе анализа типичных учебных трудностей неуспешных в учебной деятельности младших школьников.
Пояснительная записка
Одна надежда может поднять дух,
Одна секунда может стоить рекорда,
Одна жизнь может изменить мир,
. И одно слово может начать Движение.
Публикация «Программа психолого-педагогической реабилитации неуспешных в учебной деятельности младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В начальную школу приходят разные по уровню развития и подготовленности к обучению учащиеся. Учатся они не одинаково: одни схватывают все на лету, другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия. В школе встречаются учащиеся, которые в силу индивидуальных психофизических особенностей не справляются с учебной программой, а учебные требования для них непосильны.
По данным специалистов, из-за чрезмерного темпа и объема программного материала у учащихся рассматриваемой категории снижается учебная успеваемость. Слабая успеваемость, становится существенным фактором для отрицательного отношения к такому ученику со стороны одноклассников. Постоянными спутниками таких учащихся становятся тревожность, чувство неуверенности в себе. Постоянные негативные переживания приводят к агрессии или к депрессивным расстройствам.
Сегодня, значимым становится полноценное развитие каждой личности в максимально возможном диапазоне её индивидуальных психологических ресурсов.
Разработанная программа составлена на основе требований к результатам освоения начальной образовательной программы ФГОС НОО.
Целью программы является : способствовать формированию поэтапной организации психолого-педагогической реабилитации неуспешных учащихся.
Задачи:
1. Организовать проведение занятий в активных формах, направленных на развитие коммуникативных универсальных действий.
2. Создать условия для индивидуальной и групповой работы с неуспешными учащимися для их дальнейшего личностного роста.
3. Способствовать развитию личностных качеств обучающихся в процессе занятий, настойчивости в получении конечного результата.
4. Способствовать приобретению навыков организации учебной деятельности на уроках.
Новизна программы заключается в том, что с неуспешными учащимися проводятся нетрадиционные занятия, которые направлены на достижение личностных результатов.
Структура программы. Программа включает в себя следующие этапы:
1-й этап - поиск предпочитаемых учащимися каналов взаимодействия с окружающим миром, развитие образной сферы – умения мыслить образами, проявлять самостоятельность и творчество в создании образов.
2-й этап - восстановление доверия к миру через принятие себя.
3-й этап - развитие познания и эмоционально-волевой регуляции деятельности с постепенным переходом от внешней мотивации принуждения к внутренней мотивации деятельности.
4-й этап - оказание помощи самими младшими школьниками, другим ребятам, находящимся на предыдущих этапах реабилитационного процесса.
Рекомендации по содержанию и проведению занятий
I четверть. Занятие № 1 «Игры на знакомство»
Цель: создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Задачи:
- развивать координацию движений
- повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье учащихся
- развивать навыки общения, умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы
- развивать быстроту реакции
Ход занятия:
1. Знакомство. Ритуал приветствия.
Игра «Давай-ка познакомимся»
Основная часть. Постановка проблемы, определение цели занятия.
2. Игра «Хоровод знакомств»
Игра «Здравствуйте!»
Игра «Счет»
Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и ладошками. Все дети стоят в кругу, рассчитываются. Во время первого похлопывания по коленкам (дети чуть наклонились) говорят вслух все вместе: «Первый, первый» и хлопают в ладоши: Раз, два, три. Повторяют: «Первый, первый» и хлопают в ладоши: Раз, два, три. Во время третьего похлопывания, повторяют: «Первый, первый» и называют любое число, которое есть в круге, при этом, не сбиваясь с ритма. Желательно во время называния другого числа смотреть на адресата (участники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса).
Игра «Почтальон»
3. Рефлексия эмоционального состояния.
Занятие № 2 «Сказочное животное»
Цель: способствовать повышению уровня развития креативности младших школьников.
Задачи:
- развитие таких качеств младших школьников, как любознательность, оригинальность, продуктивность;
- развитие творческого воображения, свободного раскрепощенного мышления;
- стимулирование творческого подхода, подготовка детей к творческой деятельности : овладение приемом «Объединение»;
- эмоциональное сплочение младших школьников.
Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Дидактический материал: рабочие тетради, цветные карандаши, мячик массажный.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: умение создавать обобщения, устанавливать аналогии; умение применять и преобразовывать символы, модели для решения познавательных задач; владение основами самоконтроля.
- Личностные результаты: интерес к новому содержанию и общему способу действия; мотивация достижения.
Ход занятия.
1. Разминка. Упражнение «Поздоровайся как…»
Цель: создание эмоционального настроя на занятие.
Упражнение «Три животных»
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия.
Учащимся предлагается записать три животных, которые им очень нравятся. Затем ведущий говорит: «Зачитываем 1 животного, кто вы в школе? 2 – животного, кто вы дома? 3 – животного, кто вы с друзьями»?
Основная часть. Постановка проблемы, определение темы и цели занятия.
2. Упражнение «Кто больше знает?»
Ведущий предлагает детям по очереди называть разных животных, используя природные стихии: вода, земля, воздух (игра с мячом). Кто не знает или повторяет уже сказанное – выбывает из игры. В конце игры остаются трое «знатоков».
Игра «Да - нет»
Ведущий задумывает животное и предлагает детям при помощи вопросов отгадать его.
Перед началом игры он подчеркивает, что животных очень много и если пытаться просто угадать, будет долго и неинтересно. Поэтому лучше задавать вопросы, указывающие на различные признаки (Летает? Домашнее? Рога есть? Хищник? и т. д.).
Чтобы дети стремились задавать только «толстые» вопросы, сужающие круг поиска, ведущий ограничивает их количество (например, не больше 15 вопросов).
Игра проводится дважды, при этом животные должны принадлежать к разным классам ( например: змея, акула, олень).
Упражнение «Новые названия»
Ведущий: Ребята, когда мы называем неживые предметы, то очень часто уже по названию понятно, что это за предмет, что он делает, зачем нужен. Например: самолет – сам летает, пылесос – пыль сосет, расческа –расчесывает и т. д. Можете ли вы привести свои примеры?
А вот когда речь идет о животных, то по названию непонятно, что животное делает, где живет, чем питается, что интересного и необычного есть в нем. Вот если бы и у животных были такие же «говорящие названия», как и у предметов! И был бы тогда не «крокодил», а «плавучий острозуб»; не «жираф», а «длинношеий листоед»; не «бегемот», а «толстопузик гигантский» и т. д. Давайте попробуем придумать новые названия животным.
Для выполнения упражнения класс делится на две группы: первая – называет животное, вторая – придумывает новое название. Затем группы меняются ролями.
3. Беседа «Сказочные животные»
Ведущий: Вы сейчас придумывали названия реальным живым существам. Но животные бывают еще и сказочные. В сказках встречаются животные, которые есть на самом деле, но в сказках они разговаривают, живут в домах, работают и т. д. А бывают и необычные, фантастические животные, которых в действительности не существует. Приведите примеры таких животных и объясните, что в них необычного.
Ведущий систематизирует ответы детей и показывает, что большинство сказочных животных – это варианты объединения частей реальных существ (может изменяться также количество частей). Например:
Русалка: человек + рыба.
Кентавр: человек + конь.
Единорог: конь с рогом во лбу.
Змей-Горыныч: трехголовая змея + птица и т. д.
4. Рисуночный тест. Придумать, нарисовать несуществующее животное и дать ему название.
5. Рефлексия. Учащиеся по - желанию рассказывают и показывают своих нарисованных животных.
Занятие № 3 «Графическая музыка»
Цель: научиться детей снимать психологическое напряжение.
Задачи:
- развивать умение при работе с мышечными зажимами;
- формировать навык управления своей эмоциональной сферой и расширять сенсомоторные способности;
- оптимизировать и стимулировать общий тонус тела;
-стабилизировать и активизировать энергетический потенциал организма.
Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Дидактический материал: рабочие тетради, цветные карандаши, музыка, индивидуальные коврики.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: умение договариваться о распределение ролей в совместной деятельности.
- Личностные результаты: формирование установки на управление своей эмоциональной сферой.
Ход занятия.
1. Разминка. Ритуал приветствия.
Игра «Добрый день!»
Игра «Молекулы».
Основная часть. Постановка проблемы, определение цели занятия.
2. Упражнения, направленные на работу с телесными установками [13, элементы упражнений с. 327].
Глазодвигательные упражнения.
«Растяжки».
Ползание.
3. Упражнение на развитие сенсомоторных способностей.
Задание «Графическая музыка» [9, с. 131].
Цель – развивать умение находить образы через восприятие музыки. Учащимся предлагается под музыку, с закрытыми глазами, в тетради рисовать линии. Необходимо делать спокойные, размашистые движения кистей руки. Когда музыка остановится, дети должны тоже остановиться. Затем дается задание, найти образ на рисунке, обвести его и разукрасить.
4. Релаксация под музыку.
5. Ритуал прощания. Проговаривание речевки :
Девчонки, до свидания! (говорят мальчики).
Мальчишки, всем пока! (говорят девочки).
Пусть завтра нас разбудит свежий ветер (говорят все вместе,
Удачи всем нам, до утра (говорят все вместе).
6. Рефлексия.
II этап - 2 четверть
Занятие № 1 «Самопрезентация»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Задачи:
- изучить уровень развития эмоциональной сферы учащихся;
- развивать воображение, слухоречевое восприятие, мелкую моторику;
- формировать умения учащихся правильно выполнять дыхательные упражнения;
- оптимизировать и стимулировать общий тонус тела;
-стабилизировать и активизировать энергетический потенциал организма;
Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Дидактический материал: рабочие тетради, цветные карандаши.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.
- Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Ход занятия.
1. Знакомство. Ритуал приветствия.
Игра «Горячий стул». Стул ставится перед классом, учащиеся выходят из-за парт и садятся на него перед всем классом. На стуле можно сидеть всего 1минуту, т. к. он «горячий». Предлагается детям на местах, за партой, подумать и в течение 1 минуты рассказать о себе: имя, любимое занятие, любимый цвет.
Игра «Чей голосок?». Цель – создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Основная часть. Постановка проблемы и определение цели занятия.
2. Дыхательное упражнение [13, элементы упражнений с. 288-290].
Глазодвигательные упражнения. И. п. - стоя. Ребенок следит за предметом, не поворачивая головы, язык поворачивается в противоположную от глаз сторону.
Пальчиковая психогимнастика («Дружба»).
3. Задание «Рисование двумя руками».
4. Релаксация.
5. Рефлексия. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки кладутся в корзину (коробку, затем выборочно зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Занятие № 2 Тренинг «Необитаемый остров»
Цель: помочь учащимся в сплочении коллектива.
Задачи:
-создавать условия для психологического комфорта. Ход занятия.
1. «Рукопожатие и поклон» Цель: снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия.
2. Ведущий объясняет: Капитан и два его помощника будут сейчас набирать команду на корабль для путешествия, будьте внимательны. Помощники подходят к учащимся по - очереди и говорят: «Возьми, пожалуйста (протягивает карандаш, что ты возьмешь с собой в дорогу?». Таким образом, им надо найти ребят, которые догадаются, что надо сказать «спасибо» после того, как им протягивают карандаш.
Дальше рассказывает ведущий: Вы плывете на корабле по Тихому океану. Вдруг он терпит крушение, недалеко от необитаемого острова. У вас всего пол часа, чтобы перенести необходимые вещи на плот. У ваших команд есть возможность взять с собой 6 вещей из перечисленных, чтобы обустроиться на острове и жить там, до прибытия спасателей.
1. Миски, кружки, ложки
2. Сигнальная ракетница
3. Географические карты и компас
4. Консервы мясные
5. Хоз. инвентарь
6. Канистра с питьевой водой
7. Аптечка
8. Винтовка с запасом патронов
9. Медицинский спирт
10. Шоколад
11. Золото, бриллианты
12. Большая собака
13. Рыболовные снасти
14. Туалетное мыло, шампунь
15. Теплая одежда
16. Соль, сахар, витамины
Ведущий: Огласите список вещей.
- Кто у вас будет лидером?
- Как будите распределять обязанности?
- Как будите делить съестные запасы между членами группы?
- Как будите принимать общее решение?
-Будут ли в вашей группе микрогруппы?
Ведущий: А теперь придумайте своим вещам другие предназначения и расскажите об этом.
3. Рефлексия. «Пожелание по кругу».
Занятие № 3 «Мои особенности»
Цель: определение самооценки и соотнесение ее со своим выбором.
Задачи:
- учить детей анализировать свои сильные и слабые стороны;
- развивать умение делать выводы относительно своих возможностей и находить средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе;
-помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей.
Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Дидактический материал: рабочие тетради, цветные карандаши.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
- Личностные результаты: формирование уважительного отношения к другому мнению.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия.
Вопрос учащимся: С каким настроением вы пришли на занятие? Что необходимо сделать, чтобы оно улучшилось?
Игра «Сам о себе». Предлагается детям рассказать о себе что-то такое, кто в классе этого не знает (1, 2 предложения).
Игра «Гляделки». Учащиеся формируют пары, один человек садится на стул, другой встает у него за спиной. Стулья расположить по кругу. Один ребенок без пары, стоит за стулом. Задача ведущего, не поворачивая головы, только подмигивая глазом, «переманить» к себе с другого стула ребенка и т. д.
Цель – создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Основная часть. Постановка проблемы и определение цели занятия.
2. Беседа с учащимися о том, что все люди друг от друга отличаются. Предложить детям ответить на этот вопрос и систематизировать ответы: внешность, характер, способности, интересы. При работе в тетрадях выполняют диагностический рисуночный тест «Дерево» [12, с. 132 - 136].
3. Игра «Мои слабые и сильные стороны». Работа в тетрадях. Каждый ребенок рисует у себя солнышко, пишет 1 свое качество положительное, другое – отрицательное и передает тому, кому захочет. Таким образом, когда тетрадь вернулась к хозяину, происходит анализ качеств.
4. Подвижная игра «Тутти – Фрутти». Стоя в кругу, дети по парам загадывают и называют вслух фрукты. Затем дети «перемешиваются фруктами». Ведущий стоит в центре и говорит слова: «Пришла Маша (свое имя) на базар и купила….(яблоки). Все дети, кто задумал яблоко, меняются местами, а ведущий должен успеть занять свободное место и он становится тем фруктом, на чье место встал.
5. Релаксация. Взрослый читает притчу «Ворон и павлин».
6. Рефлексия занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что узнали о себе и о других?
- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
- С каким настроением вы заканчиваете занятие?
III – этап
Занятие № 1 «Разноцветные миры»
Цель: формирование навыков доброжелательного отношения у детей младшего школьного возраста друг к другу.
Задачи:
- Формирование навыков толерантного отношения.
- Развитие чувства эмпатии.
- Расширение и активизация словарного запаса.
- Формирование благоприятного психологического микроклимата в классе.
Дидактический материал: цветные карандаши, альбомы.
Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Ход занятия.
Учащиеся заходят в класс по билетикам и рассаживаются за столы в группы по цветам (синий, красный, желтый, зеленый).
«К занятию все готово,
Билеты продаются за вежливое слово»
1. Упражнение «Похожи – не похожи»
Ребята, повернитесь лицом к своему соседу по парте, посмотрите внимательно друг на друга и выполните задание: Поднимите руки вверх только те,
- у кого голубые глаза
- светлые (темные) волосы
- у кого разный цвет глаз
- у кого разная длина волос
- у кого имена содержат букву «А»
- у кого встречается одинаковый цвет в одежде
А теперь сложнее задание ко всему классу «Посмотрите на одноклассников и поднимите руки те, кто…» :
- кто родился летом, зимой, весной, осенью,
- у кого есть брат (сестра,
- кому 10 лет
- кто умеет танцевать
- не умеет еще хорошо читать
- кто имеет друга в классе?
У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга, но это не помешало вам иметь друга. Мешает ли вам дружить, играть, заниматься то, что у вашего соседа другой цвет глаз или волос?
Цель – создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Основная часть. Постановка проблемы и определение цели занятия.
2. Упражнение «Сказка о том, как появился разноцветный мир» [11, с. 34].
3. Задание учащимся. Вам необходимо придумать и нарисовать свой мир, использую только цвет вашей микрогруппы (дома, жители, название мира).
Рефлексия. Проходит обсуждение рисунков, они на стене или доске вывешиваются и соединяются между собой мостиками. Делается вывод: хоть мы и отличаемся друг от друга, все мы разные, но дружить это нам не должно мешать.
Занятие № 2 «Классификация понятий»
Цель: формировать мотивацию к познанию.
Задачи:
- Закреплять умение преобразовывать одни фигуры в другие.
-Развивать умение выделять логическую последовательность в рассуждениях, строго выполнять словесную инструкцию.
- Развивать сообразительность учащихся.
Тип: практическое занятие.
Дидактический материал: массажный мячик, конверты с заданиями «Геометрические фигуры», «Классификация понятий».
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем поискового характера.
-Личностные результаты: способность обучающихся к саморазвитию.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия. [6, элементы упражнений с. 47].
Игра «Имя + прилагательное». Предлагается игра с массажным мячиком. Учащимся объясняется, он тяжелый и колючий, постарайтесь его поймать четко в руки. Ведущий объясняет задание: Как только поймали мячик, крутим его в руках, называем свое имя и к нему подбираем прилагательное, такое, чтобы вас оно описывало (характеризовало).
Цель – создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Основная часть. Постановка проблемы и определение цели занятия.
2. Задание «Строим дома» [9, с. 8]. Цель – учить детей классифицировать фигуры по форме, устанавливать равенство между группами предметов.
3. Задание «Сделай по-другому» [9, с. 24]. Цель – учить детей преобразовывать одни фигуры в другие.
4. Тест «Классификация понятий». Цель – развивать наглядно-образное мышление.
Рефлексия.
«Карта настроения». В конце занятия учащиеся заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к занятию, вписывая то, что понравилось (не понравилось).
IY четверть – 4 этап
Занятие № 1 «Дневник взросления»
Цель: определение личностных предпочтений.
Задачи:
- создание условий для осознания и принятия себя как уникального и неповторимого человека;
- формирование адекватного «образа Я»;
- развитие зрительно - предметного восприятия, воображения.
Тип: практическое занятие с диагностическим заданием.
Дидактический материал: рабочие тетради, простой карандаш, альбом
(тетрадь) «Дневник взросления».
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: формирование умения планировать личные цели и задачи для дальнейшего индивидуального развития.
- Личностные результаты: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Ход занятия.
1. Установление контакта.
Упражнение «Красная тряпка».
Каждый участник в тетрадях письменно заканчивает такие предложения:
- «Я терпеть не могу, когда…»
- «Я не могу слышать о…»
- «Я пугаюсь, когда…» и т. д. Затем (по желанию) идет обсуждение детьми.
Упражнение «Восковая палочка». Группа стоит в кругу, близко друг к другу,
выставив ладони на уровне груди внутри круга, руки согнуты в локтях. В кругу «Восковая палочка». Ребенок в этой роли качается, а группа мягко перепасовывает ее от одного человека к другому. Затем делается анализ:
- Было ли страшно довериться другому человеку?
- Страшно ли находиться в темноте?
- Что вы чувствовали с закрытыми глазами?
Цель – формировать желание и умения обсуждать среди одноклассников собственные переживания.
Основная часть. Постановка проблемы и определение цели занятия.
2. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Цель – выявление индивидуальных различий [13, с. 86 - 89].
3. Упражнение «Это я». Заполнение страницы «Дневника взросления». Обсуждение групповое: «Каждый человек – это целый мир. Каждый человек интересен…».
4. Написание кратковременных и долговременных целей.
Рефлексия группового опыта. Осознание собственного внутреннего мира. Групповая беседа на тему: «Я люблю…» Используются направления по желанию детей: кушанья, игрушки, занятия и т. д.
Список рекомендуемой литературы
1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе : Методическое пособие. / Е. А. Алябьева – М. : Сфера, 2004. – 88с.
2. Ворожцова, Е. С. Музыка и игра в детской психотерапии. / Е. С. Ворожцова – М. : Издательство института психотерапии, 2004. – 90с.
3. Галанов, А. С. Игры, которые лечат. / А. С. Галанов – М. 2005. – 96с.
4. Детские народные подвижные игры / сост. А. В. Кенеман – М. : Просвещение, 1995. – 224с.
5. Ильина, М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения. / М. Н. Ильина – СПб. : Питер, 2100. – 205с.
6. Королева, Е. В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие. / Е. В. Королева, П. Г. Юрченко – М. : АРКТИ, 2008. – 80с.
7. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Учебное пособие. / И. Ю. Кулагина – М. : РОУ, 1996. – 180 с.
8. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина – М. : Генезис, 2000. – 192с.
9. Новикова, В. П., Тихонова, Л. И. Геометрическая мозайка в интегрированных занятиях: Игровые занятия в начальной школе. Методическое пособие. / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 80с.
10. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе. / Р. В. Овчарова – М. : Сфера, 2004. – 240с.
11. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. / М. А. Панфилова – М. : ГНОМ и Д, 2002. – 160с.
12. Погосова, Н. М. Цветовой тренинг. / Н. М. Погосова – СПб. : Речь, 2007. – 152с.
13. Рогов, Е. Н. Настольная книга практического психолога : Учебное пособие : / Е. Н. Рогов - М. : Владос, 2001. – 480с.
14. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. / А. В. Семенович – М. : Генезис. 2008. 474с.
15. Староверова, М. С. Неуспешность детей в школе : как с этим бороться. / М. С. Староверова - М. : Сентябрь, 2006. – С. 93-106.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2014. – 35с.
17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практическое пособие. / К. Фопель – М. : Генезис, 2001. – 160с.