Саргылана Колесова
Программа дополнительного образования «Олонхо — Жипто»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 5 «Радуга» ГО «город Якутск»
С. Л. Колесова
«Олонхо - ЖИПТО»
Авторская программа дополнительного
образования
Для занятий с детьми 5-7 лет
Якутск
В наш век современных компьютерных и нано технологий
далеко на задний план уходят фольклор, обычаи и традиции народов
Саха. Не только дети, но и многиевзрослые все больше отдаляются
Публикация «Программа дополнительного образования „Олонхо — Жипто“» размещена в разделах
от своих истоков. Родители все реже читают своим детям на ночь
сказки, отмечают исконно народные праздники, чтут традиции и
обычаи своих предков. Своевременно и целесообразно в наше время
обратиться к народному творчеству для физического и духовного
обогащения подрастающего поколения.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 5
до 6 лет, проявляющих интерес ктеатрализации, интеллектуальных
игр, желание систематически заниматься ими, развивая свои
умственные способности и расширяя свой кругозор в различных
областях знаний: истории, географии, литературе, и в других
областях.
Программа «Олонхо - ЖИПТО» является одним из средств
приобщение детей к Олонхо посредством «ЖИПТО». Набор в
группу на дополнительное образование осуществляется на
добровольной основе с учетом рекомендаций педагогов, родителей,
работающих с детьми. Состав группы по 8 – 20 детей и более.
Цель программы - создание условий для
интеллектуального, художественно-эстетического развития детей
посредством театрализованного вида ЖИПТО.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес к интеллектуальным играм,
как к форме полноценного досуга.
Отбор наиболее перспективных в направлении
интеллектуальных игр детей.
Формировать коллектив – интеллектуальной команды, способный
к активной театрализованной интеллектуальной деятельности.
Дидактические задачи
1. Познакомить детей дошкольного возраста с интеллектуальными
играми народов Саха, эпосом «Олонхо», посредством тренировки
памяти, внимания, театрализации.
2. Учить правилам игры, созданию атрибутов и использованию
интеллектуальной игры «ЖИПТО».
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков,
использованию художественного слова:
- умение правильно формулировать и излагать свои мысли,
- отстаивать свою точку зрения,
- находить аргументы и контраргументы в диалогах и спорах,
- развитие театрализованных навыков
4. Развивать умение логически мыслить и решать различные
проблемы и задачи.
5. Пополнить знания ребёнка более широкими и углубленными
сведениями из различных областей знаний, искусства, философии,
краеведения.
Воспитательные задачи.
1. Создать для ребёнка интеллектуальную развивающую среду,
способствующую всестороннему развитию его личности.
2. Сформировать у ребёнка потребность к пополнению своего
кругозора новой информацией.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Стимулировать субъективное осмысление каждым ребёнком
реальной действительности и своей сопричастности с окружающим
миром.
5. Организовать коллективную творческую деятельность наоснове
взаимной поддержки, дружелюбия, умения договариваться и
находить общий язык и интересы.
6. Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей, их
отношение к себе.
Интеграция образовательной и театрализованной деятельности
Эпос Олонхо ЖИПТО
Приобщение детей к эпосу
Олонхо
Интеллектуальное и
художественно-эстетическое
развитие посредством ЖИПТО
«Ньургун Боотур
Стремительный», «Модун Эр
Соготох», «Эьэ харахарахтаах
Элэс Ботур бухатыыр», «Кун
Дьирибинэ», «ЭлэсБоотур»
Настольная и напольная версии
ЖИПТО
Ознакомление
Учить слушать
Привить интерес к эпосу олонхо
Учить создавать атрибуты
подготовить костюмы
персонажей научить выступать
на сцене
групповые;
коллективно - групповые (общие для 2-3 групп);
товарищеские встречи с командами других образовательных
учреждений;
республиканские и городские конкурсы интеллектуальных игр
Занимаясь по данной программе, ребята развивают свои
интеллектуальные способности, коммуникативные навыки,
знакомятся с различными интеллектуальными упражнениями,
формирующими и развивающими такие характеристики интеллекта,
как память, внимание, эрудиция и т. д.
Набор в интеллектуальный кружок дошкольного возраста
обусловлен тем, что в этом возрасте повышенный уровень
активности, любознательности, желание играть в интеллектуальные,
театрализованные игры во многих направлениях сопрягаются с
сюжетными играми.
Основной особенностью обучения детей является
использование интеллектуальной игры «ЖИПТО», предполагающих
совмещение элементов умственной и физически – театрализованной
активности, частую смену деятельности, большое количество
упражнений и игр на развитие коммуникативных и речевых
навыков, на сплочение коллектива. Дети по этой программе
знакомятся с эпосом народа Саха посредством интеллектуальной
игры «ЖИПТО», а также осваивают уже известные им простые
формы (загадки, ребусы и т. д.). С постепенным участием в
соревновательной деятельности команд кружка всерьез, но активно
соревнуются между собой на кружковых занятиях, участвуют в
интеллектуально – театрализованных досуговых мероприятиях.
Формы организации образовательно-воспитательного процесса
Показатели качества выполнения программы «Олонхо -
ЖИПТО» :
проявление повышенного интереса к интеллектуальным играм;
знание правил и условий основных интеллектуальных игр;
умение работать с театрализованными персонажами «Олонхо»,
находить ответы на интересующие вопросы;
достаточно развитый словарный запас и другие характеристики
интеллекта (определяется по системе тестов) :
умение играть в команде, сплоченность, дисциплина, уважениек
товарищам.
Критерии и механизмы оценки уровня освоения программы
«Олонхо - ЖИПТО»
Диагностика осуществляется по контрольным срезам на
определение уровня развития словарного запаса, эрудиции, объема
памяти, знание эпоса «Олонхо» и его основных персонажей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
При прохождении программы предполагается, что
пребывание в кружок станет для большинства детей ступенькой для
реализации и развития интеллектуального, творческого,
партнёрского потенциала. Промежуточные результаты освоения
Программы формулируются в соответствии с Федеральными
государственными образовательным стандартом (ФГОС) через
раскрытие динамики по всем направлениям развития детей.
Воспитанники проявляют умение объединяться с детьми
для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли,
поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет
подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать
последовательность действий. Умеет соблюдать правила игры.
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя
роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (положительные и отрицательные
герои) и ведет ролевые диалоги.
В дидактических играх противостоит трудностям, по правилам
игры.
Адекватно воспринимает в театрализованной постановке в образе
героев Олонхо и имеет простейшие представления о театральных
профессиях.
Умеет считать до 10 (количественный счет, отвечать на вопрос
«Сколько очков?».
Умеет сравнивать два предмета по размеру (большой и маленький
круг) на основе вставление их друг к другу или наложения.
Узнает песни по мелодии героев из Олонхо.
Может петь тойук, четко произносить слова; вместе с другими
детьми—начинать и заканчивать осуохаем.
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки,
самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой
музыкального произведения.
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, якутский
орнамент, подскоки, движение парами по кругу, кружение по
одному и в парах, Может выполнять движения с предметами (с
мечем, саламой, чорооном)
Дети по этой программе должны знать :
заложенную программой информацию исторического,
географического, литературного наследия народов Саха;
правила интеллектуальной игры «ЖИПТО».
Дети по этой программе должны уметь :
воплощаться в героев эпоса «Олонхо»;
анализировать различные ситуации в игре;
применять полученные знания в игровых соревновательных
ситуациях.
№ Темы Цель
1 Введение в программу
Знакомство с
историческими героями
«Олонхо»
Дать представление о героях эпоса
«Олонхо»
2 Малые формы
интеллектуальной игры
«ЖИПТО»
Знакомство и выполнение различных
упражнений
3 Игры на развитие
интеллекта и эрудиции.
Развитие интеллектуальных способностей
детей.
4 Игры на расширение и
углубление объема
информации
Расширение и углубление знаний эпоса
«Олонхо»
5 Театрализованные игры
с персонажами
«Олонхо»
Снятие напряжение и релаксация
6 Досуговые программы,
конкурсы,
театрализованные
постановки
Развитие эмоциональной сферы детей.
7 Интеллектуальные
игры: самостоятельная
и творческая
деятельность детей
Развитие логического мышления и
личностных качеств: самостоятельность,
наблюдательность, находчивость,
сообразительность
8 Подготовка к городским
и республиканским
играм
Развитие мотивации детей.
Тематический план
Содержание программы по разделам :
1. Введение в программу.
Предполагает знакомство с понятием «интеллектуальной игры»
ЖИПТО» и героическими эпосами «Олонхо» народов Саха (в виде
театрализованных игр, знакомство с кружком интеллектуальных
игр «ЖИПТО».
2. Малые формы устного творчества и интеллектуальная игра
«ЖИПТО»
Занятия представляют собой знакомство и выполнение различных
упражнений, развивающих интеллект в несложных игровых формах
(загадки, шарады, ребусы и т. д., что позволяет уже с первых
занятий привить интерес к игре «ЖИПТО», учитывая постоянное
желание ребенка играть.
3. Игры на развитие интеллекта и эрудиции:для всех видов
памяти, внимания, быстроты реакции, логического и
ассоциативного мышления также предполагают большое количество
театрализовано-игровых моментов, разнообразие и частуюсмену
форм игры «ЖИПТО», их сравнительно небольшую длительность:
«Кто быстрее», «Сходство-различие», «Сообщение по алгоритму».
4. С помощью игры «ЖИПТО» углубленнои расширенно
планируются с опорой на уже имеющиеся знания, на углубление
изучение исторического эпоса «Олонхо», (география, литература,
история). Для первого этапа игры по разделам: «История
возникновения Олонхо», «ЖИПТО», «герои «Олонхо» и т. д. Темы
игр: «Кто быстрее», «Верхний мир», «Говорим по-якутски» и т. д.
5. Театрилизованные игры, тестирование - наиболее приемлемая
форма для снятия напряжения, релаксации. Для первого этапа эти
упражнения проводятся с элементами подвижных игр и направлены
не только на отдых, но и на сплочение команд, на тренировку
коммуникативных навыков. Тестирование в основном не сложное, в
форме игр, знание героев «Олонхо», хотя и предполагающее
выявление уровня развития интеллекта, эрудиции, черт характера.
6. Досуговые программы также в большей степени состоят из
элементов коммуникативных, сплачивающих игр, театрализованных
игр «ЖИПТО» предполагающих большую подвижность и
эмоциональность детей. Например: «Поиск клада», «Веселые
испытания».
Методические принципы и научно методические основы,
разработка методического обеспечения программы «Олонхо -
ЖИПТО».
7. Интеллектуальные игры: самостоятельная и творческая
деятельность детей. Интеллектуальные игры способствуют
гимнастике ума, способствуют формированию культуры мышления
и тренирует мозг, усиливают характер и воображение, дают большое
эстетическое наслаждение и полезны для гармоничного развития
личности. Обучаясь интеллектуальной игре дети развивают
логическое мышление и важные личностные качества:
самостоятельность, наблюдательность, находчивость,
сообразительность, усидчивость, развивают конструктивные
умения, учатся планировать свои действия, обдумывать их,
размышлять в поисках результата, проявляя при этом творчество.
8. Подготовка к городским и республиканским соревнованиям.
Посредством проведения турниров между воспитанниками детского
сада, выявляются победители и будущие участники окружных и
республиканских соревнований. После с ними проводится
усиленная подготовка к турнирам.
Методические принципы работы:
- самоуправление, как способ организации образовательного
процесса;
- самоопределение ребёнка в выборе видов, целей и содержания
деятельности;
- осознанность целей деятельности ребёнка как субъекта
собственного развития;
- единство образовательно-воспитательного процесса и образа
жизни, традиций народов Саха;
- восхождение от простого к сложному на разных этапах занятий,
преемственность и последовательность содержания занятий;
- разнообразие форм и методов работы, тем и областей знаний для
театрализованных игр, чередование направлений в тренировке
различных характеристик интеллекта.
Методическое обеспечение программы.
1. Методические разработки интеллектуальных программ, сценарии
игр (заложенных в программу).
2. Дидактический материал по разделам «Тесты», «Ребусы»,
«Конкурсы», «Занимательные задачи и головоломки», «Викторины»,
«Кроссворды», «Сценарии», «Загадки, скороговорки», «Заметки»,
«Интеллектуальные игры», «ЖИПТО», «Игры, общение, отдых»,
«Новый год», «КВН», «герои Олонхо», «Своя игра».
3. Реквизит к игровой программе :
- игровые снаряды, игровой стол, табло, фишки, куклы герои
«Олонхо» и т. д.
4. Технические средства: магнитофон, проектор, слайды,
аудиокассеты, экран, ит. д.
5. Настольные игры: «Лото», «ЖИПТО», «Домино», «Шашки»,
шахматы, и т. д.
Старшая группа (1 занятие 20-25 мин.)
Содержание занятий Количество
часов
1 квартал (12 занятий) Всего:5
часов (300
мин.)
Диагностика
Ознакомление с игрой «ЖИПТО». История и происхождение. 60 мин.
Ознакомление с народным эпосом «Олонхо» 60 мин.
Изучение правил игры «ЖИПТО». Правил перестановки
фишек. Легкие формы игры «ЖИПТО».
60 мин.
Изучение «Олонхо», мифы о 3 мирах, о духах земли и образы
персонажей.
60 мин.
Изучение героев «Олонхо».Для начального этапа программы
на примере «НьургунБоотурстремительный».
60 мин.
2 квартал (12 занятий) Всего:5
часов (300
мин.)
Народный календарь. Беседа о природе. 60 мин.
Упражнения для игры «ЖИПТО» 60 мин.
«Олонхо» о животных 60 мин.
Игра «ЖИПТО» в сочетании с пением: 60 мин.
Поделки и рисунки по теме «Олонхо», разрисовывание
игрового поля «ЖИПТО».
60 мин.
3 квартал (12 занятий) Всего:5
часов (300
мин.)
Народный календарь. Беседа о природе. Пластические этюды
героев «Олонхо».
70 мин.
Знакомство с театрализованной игрой «ЖИПТО». 70 мин.
Народные песни, героев «Олонхо». 70 мин.
Игры «ЖИПТО»с использованием танцевальных движений
героев Олонхо.
70 мин.
Диагностика и выступление детей. 20 мин.
Подготовительная группа (1 занятие 25-30 мин.)
Содержание занятий Количеств
о часов.
1 квартал (12 занятий) Всего: 6
часов (360
мин.)
Диагностика
Народный календарь. Поговорки. Ремесла. Театр. 90 мин.
Вокальная разминка. Народные песни 90 мин.
Игра «ЖИПТО– Олонхо» 90 мин.
Народные танцы, элементы хоровода 90 мин.
2 квартал (12 занятий) Всего: 6
часов (360
мин.)
Народный календарь. Танха. Коляда. Святки. Крещение, театр
Обряды и обычаи зимы.
90 мин.
Игра «ЖИПТО– Олонхо» 90 мин.
Оркестр из народных инструментов. 90 мин.
Беседа о «Олонхо» песен и стихов, игр ит. д. 90 мин.
3 квартал(12 занятий) Всего: 6
часов (360
мин.)
Народный календарь. Сороки (встреча птиц, приметы весны по
якутскому календарю, поговорки, загадки. Музыкальный
материал к Олонхо
85 мин.
Игры «ЖИПТО– Олонхо» 85 мин.
Постановка спектакля «Олонхо» 85 мин.
Разучивание народного танца ит. д. 85 мин.
Диагностика и выступление детей. 20 мин