Булгакова Евгения Владимировна
Авторская программа кружка «Компьютерная игротека»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа по ознакомлению и обучению информатике детей от 5 до 7 лет является программой нового поколения и носит инновационный характер, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы дошкольника, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в игровую деятельность ребенка.
Публикация «Авторская программа кружка „Компьютерная игротека“» размещена в разделах
Образовательный процесс и обучение в школах сегодня уже немыслим без компьютеров. Дети тоже не остаются в стороне от глобального процесса компьютеризации, причем не только школьники, но и дошколята. В сегодняшних условиях скоротечного развития техники и информационных технологий педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок обязательно столкнется с компьютером. Это обстоятельство диктует необходимость построения данного курса именно такого содержания, в котором акцент делался бы на развитие мышления детей, а также формировались бы предпосылки их дальнейшей информационной подготовки, информационной культуры и системно-информационных взглядов на мир.
Данная программа ориентирована на развитие умения рассуждать строго и логически, на развитие логики, алгоритмического и системного мышления, развитие фантазии и творческого воображения. Она научит выделять и понимать знаки, систематизировать информацию, находить закономерности, следовать указаниям и т. д. Необходимость развить данные умения у ребенка связана с тем, что работа на компьютере постоянно заставляет нас строить мостик между окружающим нас миром и миром формального, миром цифр, искусственных языков, таблиц, файлов и значков. Большую роль в развитии выше указанных навыков у ребенка играют компьютерные игры. Специально созданные для дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что у ребенка развиваются все важнейшие операции мышления. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание.
При обучении малышей компьютерной грамоте необходим специальный подход с учетом возрастных особенностей. Программа «Компьютерная игротека» построена с учетом возрастных особенностей, рассчитана на 2 года обучения, предусматривает преемственность содержания по разделам, ориентирована на детей в возрасте 5-7 лет.
1 год обучения - представляет собой серию упражнений и игр, предваряющую традиционную информатику в компьютерном классе. В этот период закладывается первое представление о знаковом мире, способах получения информации, правилах обращения с компьютером, его составных частей, таких понятий как компьютерная графика. Происходит формирование основ логического, системного мышления, умений систематизировать, выделять часть из общего, умения находить закономерности, различать и выделять признаки, состав предметов, формируются такие понятия как: истинность и ложность высказывания, кодирование, множество, сопоставление, отрицание, знаки и символы.
2 год обучения - (6-7 лет) является продолжением программы первого года обучения, дополняет её, а также знакомит детей и формирует навыки применения и использования информационных технологий, графического редактора «Paint», программы Word Pad, конструирования, программирования. Знакомит с такими понятиями, как: жесткий диск, электронные носители, хранение информации, память, назначение и устройство компьютера, пиктограмма, сопоставление, алгоритм и т. д.
В непосредственной образовательной деятельности кружка «Компьютерная игротека» используется интерактивная доска и как наглядное средство, и как инструмент обучения и развития. Это делает образовательную деятельность не только плодотворной, но и интересной, привлекательной.
Особенностью данной программы является востребованность, индивидуальный, дифференцируемый подход к детям, реализация непосредственно-образовательной деятельности в области, включая средства информатизации (компьютерное оборудование и программное обеспечение) в игровую деятельность.
Цель программы : приобщить ребенка с раннего возраста к компьютеру, сформировать информационную картину и элементы информационной культуры в процессе организации компьютерной игровой деятельности ребёнка, облегчая дальнейшую его социализацию и вхождение в информационное общество.
Задачи 1 года обучения:
Образовательные:
• познакомить детей с электронной машиной – компьютером, его частями, назначении, применении, правилами обращения
• научить детей здоровье сберегающим правилам (осанка, положение глаз, рук и т. д.)
• познакомить со способами получения информации, ее видами и обработкой
• познакомить с главными знаковыми клавишами enter, пробел, shift
• знакомство с компьютерными играми и их правилами, развитие и совершенствование с их помощью процессов мышления
• формирование простейших представлений о свойствах, признаках и составных частях предметов, о множествах
• познакомить детей с такими понятиями, как: графика, последовательность событий, порядок действий, алгоритм, кодирование
•познакомить детей с возможностями графического редактора Paint
•познакомить детей с программой Word Pad
Развивающие:
• развитие ключевых компетенций (информационной, коммуникационной, компетенции разрешения проблем)
• развивать воображения, памяти, внимания
• формирование умения ориентироваться в символических изображениях и пространственной ориентации
• развить начальные навыки работы на компьютере (щелчок, двойной щелчок мышки, умение захватывать объект мышкой, вытягивать и отпускать, стрелки: вверх, вниз, влево, вправо
• совершенствование моторно-двигательных навыков мелких мышц рук
• развитие творческих способностей, речи, обогащение словарного запаса
Воспитательные:
• формировать культуру обращения с электронной техникой
• воспитывать познавательную активность
• воспитывать умение работать в коллективе, потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками.
Задачи 2 года обучения:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с основными понятиями информатики, компьютером и его частями
• формировать знания об этапах развития вычислительной техники
• продолжать формировать знания по понятиям: множество, симметрия, действие, порядок действия, признаки, кодировка и т. д.
• формировать знания об основных графических редакторах
• научить пользоваться графическим редактором «Paint» с помощью графического планшета
• научить кодировать информацию и расшифровывать ее
• формировать знания об известных популярных информационных программах
• формировать знания о графических редакторах
Развивающие:
• продолжать формировать наглядно-образного, наглядно-действенного, логического, алгоритмического, системного мышления, произвольного внимания и памяти
• продолжать формировать начальные навыки работы на компьютере (щелчок, двойной щелчок мышки, умение захватывать объект мышкой, вытягивать и отпускать, стрелки: вверх, вниз, влево, вправо
• продолжать развивать пространственную ориентацию
• продолжать формировать творческие способности ребенка, воображение
• научить детей рисовать, конструировать в графическом редакторе «Paint» с помощью графического планшета
• научить работать со вспомогательными частями компьютера
•научить создавать и программировать модели из конструктора ПервоРобот WeDo по двухмерным чертежам.
Воспитательные:
• продолжать формировать информационную культуру
• воспитывать в ребенке умение подчинить свои интересы определенным правилам
• воспитывать правильное, культурное обращение с техникой и содержания своего места
• воспитывать умение слышать команды и четко их исполнять
• воспитывать умение организовывать, планировать свою работу
Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.
Предполагаемый результат 1 года обучения:
По окончании программы 1 года обучения воспитанник должен
Знать: правила поведения в компьютерном классе, названия основных частей и дополнительных устройств компьютера, их применение; что такое компьютер; что такое информация, ее виды, 5 каналов получения информации; признаки и составные части предметов (цвет, форма, размер, название, что такое сопоставление, разрешающие и запрещающие знаки, отрицание, сопоставление, алгоритм, закономерность, пиктограмма, множества, кодирование
Уметь: использовать в своей работе клавиатуру и мышь, графический планшет находить необходимую для работы пиктограмму, собирать картинку из нескольких частей, находить предметы с одинаковым значением признака, объединять предметы по признакам, обобщать, находить закономерности, выделять существенный признак, находить лишний предмет, называть характерное действие предмета, расставлять события в последовательности, описывать свои действия, определять истинные и ложные высказывания, пользоваться разрешающими и запрещающими знаками, уметь кодировать информацию.
Владеть: операцией включения и выключения компьютера, входа и выхода из программ и игр, операцией собирания картинок с помощью мыши, операцией конструирования из деталей конструктора, навыками использования главных знаковых клавиш enter, пробел, shift; операцией объединения или выделения предметов по характерному признаку; нахождения лишнего предмета в группе предметов, операцией расстановки событий и правильной последовательности, операцией определения истинных и ложных высказываний.
Применять полученные знания, умения, навыки в образовательной деятельности, в группе, в повседневной жизни, в домашних условиях и самостоятельной деятельности.
Предполагаемый результат 2 года обучения:
По окончании программы 2 года обучения воспитанник должен:
Знать: правила поведения в компьютерном классе, здоровье сберегающие правила, что такое компьютер, его применение в жизни человека, этапы развития вычислительной техники, название и предназначение основных видов устройств компьютера, 5 каналов получения информации, основные популярные программы, виды графических редакторов, что такое палитра, инструменты палитры, способы рисования, конструирования; что такое симметрия, кодирование, множество, алгоритм.
Владеть: операцией входа, выхода из различных программ, основные пиктограммы в компьютерных играх, операцией объединения, обобщения, выделения предмета по отдельному признаку, операцией описания своих действий.
Уметь: использовать в своей работе мышь, клавиатуру, графический планшет, находить пиктограмму, осуществлять необходимые операции при работе в различных программах, конструировать по образцу, обобщать и находить предметы по признаку, составлять алгоритм событий, кодировать информацию, отображать на рисунке симметричную его часть, собирать и программировать модели реальных механизмов.
Виды и форма совместной деятельности: коммуникативные игры, беседа, обсуждение, сообщение, исследовательская деятельность, конструирование, проектирование, работа с развивающими и обучающими игровыми программами, работа с мультимедийными программными средствами, работа с интерактивной доской, турниры и выставки.
Структура занятий
Подготовительная часть
• Организация детей: создание эмоционального настроя, переключение внимания детей на предстоящую деятельность
• Познавательная беседа
• Подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере, установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения)
• Пальчиковая гимнастика.
Основная часть
• Обучающая игра на компьютере
Реализация вновь полученных (после игры) впечатлений в самостоятельной игре детей в игровом зале
Заключительная часть
• Подведение, анализ и оценка результатов проделанной работы
• Гимнастика для глаз
• Физминутка
• Релаксация
Продолжительность: реализация программы осуществляется через совместную деятельность, проводится по подгруппам по 9 человек. Программа рассчитана на 72 учебных часа. Дети 5-6 лет занимаются по 25 минут, 5-7 лет по 30 минут.
Данная программа разработана на основе следующих методических рекомендаций:
1. «Мир информатики» А. В. Могилев, Ассоциация 21 век 2003 г.
2. А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Всё по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет» М: Изд. Дом РАО Баласс, 2004 г.
3. А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников». – М. : изд. Дом РАО, Баласс, 2010 г.
4. А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова «Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь для 1-го класса»
5. А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова «Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя»- М. : «Баллас», 2003
6. «Информатика. Математика. Логика» Ю. А. Соколова. - М: Изд-во Эксмо, 2004 г. - 224 с., ил. - (Готовимся к школе по интенсивной методике).
Программа также включает в себя выборочные задания на основе учебника «Информатика. 1 класс» серии «Перспектива» Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнова.
Достоинством программы является использование цифровых информационных технологий и современных компьютерных программ.
Условия реализации программы или развивающая среда
Компьютерный класс – это развивающее пространство, которое вводит детей в мир информатики и способствует ускорению развития ряда психических функций, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решения и реализовывать их посредством манипуляций с компьютером.
В состав компьютерного класса входят :
1. Компьютеры (9 ноутбуков для детей и 1компьютер для педагога, система голосования (24 человека, интерактивная доска, 13 графических планшетов, 13 наборов конструктора «Перворобот Lego WeDo” ;
2. Оригинальная программно-методическая система развивающих, обучающих и диагностических компьютерных игр и других полезных программ, то есть необходимое программное обеспечение (в игротеке насчитывается свыше 80 игр);
3. Специально сконструированная эргономическая мебель для размещения компьютеров, сейф для хранения и зарядки ноутбуков;
Оборудование компьютерного класса соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим и психолого-педагогическим требованиям. Компьютерная техника, которая используется в детском саду, имеет гигиеническое заключение (сертификат, подтверждающий ее безопасность для детей.
Отчетность. В ходе реализации программы представляется отчетность в виде открытых итоговых занятий, ведения дневника по наблюдению за владением детьми навыков использования компьютера, консультации, родительские собрания.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Распределение учебных часов по полугодиям
(учебный час – 30 минут)
Год обучения Всего часов I полугодие
(01.09-28.12)
18 учебных недель II полугодие
(12.01-25.05)
18 учебных недель
1-й 34 18 часов 18 часов
2-й 34 18 часов 18 часов