Ангелина Асланиди
Программа хореографического отделения учреждения дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. В процессе хореографического образования и воспитания учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГРЕЧЕСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ. 6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОД ОБУЧЕНИЯ 10
Публикация «Программа хореографического отделения учреждения дополнительного образования» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 11
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 12
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 13
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 14
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 16
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 17
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 18
УСЛОВИЯ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 20
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 21
Введение.
Греческие народные танцы.
Один из самых выразительных средств общения во всём мире друг с другом – это язык танца, хореографическое искусство которое понятно каждому человеку. Оно способствует взаимопониманию и сближению между народами.
Танец это такое же древнее искусство, как и сам человек, и охватывает большую часть всей его жизни.
На протяжении своей многовековой истории понтийские греки создали интереснейшую танцевальную традицию, являющуюся ярчайшим элементом национальной культуры. Греки сохранили у себя живую культуру танца, не потерявшую свои ритуальную традицию и по сей день. Любой танец, в сущности, представляет собой знаковый текст, сообщение которого формируется с помощью многочисленной системы кодов, основным из которых является код кинематический, т. е. система оценок различного рода движений, совершаемых человеком или частями его тела. Оценочность реализуется посредством универсальных операторов человеческой логики — бинарных оппозиций, или двоичных противопоставлений, восходящих в представлениях человека к непреодолимой антитезе «жизнь - смерть».
Морфологически, танцевальный текст складывается из следующих элементов.
1. Знак - начальный элемент, т. е. определенное положение ног, головы, ступней, рук и т. д.
2. Поза или па - более комплексный компонент, складывающийся из имеющихся в
распоряжении конкретной культуры знаков.
3. Танцевальное движение - наиболее сложный элемент, представляющий собой последовательность поз и па.
Понтийские танцы исполняются обычно на праздники, связанные с календарной обрядностью и с обрядностью жизненного цикла, танцы, в основном круговые, исполняются замкнутым кругом. Танцуют мужчины и женщины. Музыкальным сопровождением обычно служат кемендже (понтийская лира).
Наиболее употребимым способом сцепления танцоров в греческих танцах является сцепление за ладони или за плечи, реже сцепление за корпус.
Следующей специфической чертой понтийского греческого танца является характер шагов. Главная отличительная особенность здесь - почти полное отсутствие шагов накрест. Ещё одной интересной особенностью танцевальной традиции греков-понтийцев является наличие шагов влево и общего продвижения по часовой стрелке, а так же наличие в танце различных переходов исполняемых всеми танцорами.
Общее количество понтийских танцев привести довольно сложно, «Понтийская энциклопедия» более 45) танцев.
Пояснительная записка.
Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, с вязанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий, народными инструментами.
Хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Прививает детям любовь к танцу, соразмерно формирует их танцевальные способности, развивает чувство ритма, национальную отзывчивость на музыку, координацию движений, воспитания художественного вкуса и интереса. Помогает детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать уверенность в себе, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, постановку корпуса, что необходимо, не только для занятия танцам, но и для здоровья в целом.
В греческой народной культуре веками складывалась богатейшая, чрезвычайно разнообразная, самобытная хореографическая традиция, тесно связанная с вокальным и инструментальным исполнительством. В народных танцах греков сохранены традиции наших предков, они интересны и богаты: - обрядовые танцы, свадебный танец, танец сборщиков урожая, танец воинов и др.
Данная программа рассчитана на пять лет обучения возрастной диапазон обучающихся от 5 до 20 лет, с общим количеством детей в группах по 10-15 человек. Занимаются по группам:
№ Год Кол. гр. Возраст Кол. чел. Кол. дн. Кол. часов Общ. кол. часов
1 I 4 5-8 10-15 2 1 8
2 II 2 8-11 10-15 2 1 4
3 III 1 12-15 10-15 3 1 3
4 IV 1 12-15 10-15 3 1 3
5 V 1 16-20 10-15 3 1 3
Индивидуальные занятия 5-10 1 1 1
Цели и задачи обучения.
Главной целью программы является приобщение как можно большее количество детей к греческой/понтийской культуре, традициям и обычаям, народным песням и танцам, приобщение к искусству хореографии, развитие художественного вкуса и адаптация к условиям современной жизни.
Образовательные :
организация постановочной и концертной деятельности
развитие образного мышления обучающегося
изучения танцев современной материковой и островной Греции
изучение танцев других народов
Развивающие:
развитие у детей способностей к самостоятельной и коллективной работе.
развитие чувства раскрепощенности личности
развитие мотивации на творческую деятельность
Воспитательные:
создание художественной среды вокруг самоопределяющейся личности.
адаптация к современной жизни посредством изучения принципов и навыков общей культуры.
создание условий для межличностного общения
воспитание чувства патриотизма и любви к малой и большой Родине.
Принципы построения программы
Разноуровневость
Дифференциация
Системность
Образовательная программа рассчитана на пять лет обучения и включает три этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап – длится год и рассчитан на детей 5-8 лет. В это время решаются следующие задачи: дети развиваются физически, знакомятся с основными движениями народного танца и музыкой к ним, развивают способность самовыражаться посредством танца. К концу подготовительного периода дети уже могут исполнять саамы простые греческие/понтийские танцы (омал, тик, саригузи, различать особенности медленных и быстрых танцев и понимать народную греческую музыку, которая звучит, сопровождая танцы. Дополнительно к танцам ребята разучивают и поют народные песни.
Основной этап – длится два года возраст обучающихся 9-13 лет. На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной работы, нарабатывается техника исполнения танца, разучиваются новые танцевальные движения и новые хореографические композиции, совершенствуется актерское мастерство периодическим тренажем всех уже изученных танцев. При организации образовательного процесса используются методы: наблюдения, убеждения, стимулирования, создания ситуаций успеха для каждого ребенка.
Итоговый (ожидаемый) результат – определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы; развитие творческого мышления, памяти, воображения, нестандартного мышления, умения выразить чувства; приобретения и развития коммуникативных способностей, активности, сообразительности, умении импровизировать, двигаться под музыку. Формирование общей культуры, овладение основными танцевальными движениями; формирование представления о танцевальной культуре, развитие профессионального интереса, приобретение и закрепление теоретических знаний и практических умений оп развитию творческой индивидуальности, приобретение преподавательских навыков при работе в качестве помощника руководителя коллектива. Создание основного состава ансамбля в репертуаре, которого:
до 40 фольклорных греческих танцев
5 современных греческих танцев
4 танца народов Кавказа
Танцевальная сюита «В семье единой»
Народные греческие песни.
Образование средних и младших групп ансамбля со своими концертными хореографическими композициями.
Итоговый результат:
1-го года обучения – знакомство с народным творчеством греков и умение танцевать простейшие танцы.
2-го года обучения – приобщение к народному искусству Греции и умение танцевать до 10ти народных танцев. Участие в концертных программах.
3-го года обучения – изучение творчества греческого народа и творчества других народов. Умение танцевать до 20ти фольклорных танцев, один современный танец (сиртаки). Участие в концертных программах.
4-го года обучения – углубленное изучение творчества греческого народа и его духовного мира. Умение и танцевать до 30ти фольклорных и три современных греческих танца. Участие в концертной деятельности ансамбля «Прометей».
5-го года обучения - воспитание чувства патриотизма и любви к национальной греческой культуре, традициям и обрядам. Умение и танцевать до 40ка фольклорных и 8 современных греческих танцев. Умение танцевать танцы других народов. Участие в концертной деятельности ансамбля «Прометей».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Тема общее кол-во часов в том числе
Теоретические практические
1. Вводное занятие: техника безопасности 2 2
2. Введение в образовательную программу 2 2
3. Беседы
o О культуре Греции
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники 8 8
4. Изучение простейших элементов греческих танцев 40 2 38
5. Постановка танцев начального уровня
(Тик, омал, саригузи). Практические занятия 80 3 77
6. Итоговое и открытое занятия 4 4
7. Выездные занятия 8 8
Итого: 144 17 127
Содержание программы первого год обучения
Группа укомплектована детьми 5-8 лет, занятия по 2 раза в неделю.
1. Вводное занятие по технике безопасности «Правила поведения при пожаре»
2. Введение в образовательную программу
3. Беседы
o О культуре Греции
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники
4. Изучение простейших элементов греческих танцев
o Основные простейшие шаги в греческих танцах
o Азбука музыкального движения с прослушиванием музыкально-танцевального материала.
o Постановка простейших греческих танцев
5. Практические занятия
o Построение в колонну по одному, поклон, марш.
o Основной ход простейших танцев, рисунок - «по кругу».
o Разучивание танцев омал, тик, саригузи
o Периодический тренаж изученных танцев
o Участие в концертной программе с хореографическими композициями
o Участие в мероприятиях центра «Прометей»
6. Итоговое и открытое занятия для родителей детей и педагогов Центра.
7. Выездные занятия – посещение мероприятий других центров, посещение музеев и выставок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Тема общее кол-во часов в том числе
Теоретические практические
1. Вводное занятие: техника безопасности 1 1
2. Беседы
o Национальная греческая культура
o Обычаи и традиции греков
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники
o Основные национальные праздники Греции
o История танцевальной культуры и её связь с укладом жизни греков 10 10
3. Изучение простых греческих танцев с добавлением элементов 35 15 20
4. 2 Постановка фольклорных греческих танцев (кочари, сираница, пулим, коц, лицина, тригона, патула, диплон тик, монон тик). Практические занятия. 156 156
5. Итоговое и открытое занятия 4 4
6. Участие в концертных программах с хореографическими композициями
7. Выездные занятия 10 10
Итого: 216 26 190
Содержание программы второго года обучения
Группа укомплектована детьми 9-13 лет, занятия по 2 раза в неделю по 2 академчаса.
1. Вводное занятие по технике безопасности: «Правила поведения при пожаре», «Правила уличного движения»
2. Беседы
o Национальная греческая культура
o Обычаи и традиции греков
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники
o Основные национальные праздники Греции
o История танцевальной культуры и её связь с укладом жизни греков
3. Изучение простых греческих танцев с добавлением элементов
o Основные положения рук и ног в танцах
o Изучения усложненных добавочных элементов
4. Постановка фольклорных греческих танцев (кочари, сираница, пулим, коц, лицина, тригона, патула, диплон тик, монон тик). Практические занятия.
o Основные танцевальные ходы и фрагменты в греческих танцах
o Постановочная работа в народных греческих танцах
o Постановочная работа в современных греческих танцах
o Периодический тренаж изученного материала
5. Итоговое и открытое занятия для родителей детей и педагогов Центра.
6. Создания хореографических композиций для участия в концертных программах.
7. Выездные занятия – посещение мероприятий других центров, посещение музеев и выставок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Тема общее кол-во часов в том числе
Теоретические практические
1. Вводное занятие: техника безопасности 1 1
2. Беседы
o Национальная греческая культура
o Обычаи и традиции греков
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники
o Основные национальные праздники Греции
o История танцевальной культуры и её связь с укладом жизни греков 10 10
3. Музыка в национальных греческих танцах и танцах других народов. 30 10 20
4. Постановка фольклорных (кочари, сираница, депат, пулим, коц, лецо, лицина, лячо, тригона, патула, диплон тик, монон тик, сэра) и современных греческих танцев (сиртаки) 165 165
5. Итоговое и открытое занятия 2 2
6. Участие в концертных программах с хореографическими композициями
7. Выездные занятия 8 8
Итого: 216
Содержание программы третьего года обучения
Группа укомплектована детьми 9-13 лет, занятия по 2 раза в неделю по 2 академчаса.
1. Вводное занятие по технике безопасности: «Правила поведения при пожаре», «Правила уличного движения»
2. Беседы
o Национальная греческая культура
o Обычаи и традиции греков
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники
o Основные национальные праздники Греции
o История танцевальной культуры и её связь с укладом жизни греков
3. Народная греческая музыка в танце с прослушиванием музыкального материала, музыка в танцах других народов.
4. Постановка фольклорных (кочари, сираница, депат, пулим, коц, лецо, лицина, лячо, тригона, патула, диплон тик, монон тик, сэра) и современных греческих танцев (сиртаки, хасапико). Практические занятия:
o Разучивание усложненных фрагментов греческих танцев
o Постановочная работа в народных греческих танцах
o Постановочная работа в современных греческих танцах
o Знакомство с элементами танцев других народов (симд, горский)
o Создание концертной программы
5. Итоговое и открытое занятия для родителей обучающихся, педагогов Центра и членов общества «Прометей».
6. Создания хореографических композиций для участия в концертных программах.
7. Выездные занятия – посещение мероприятий других центров, ансамблей, посещение музеев и выставок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Тема общее кол-во часов в том числе
Теоретические практические
1. Вводное занятие: техника безопасности 1 1
2. Беседы
o Национальная греческая культура
o Обычаи и традиции греков
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники
o Основные национальные праздники Греции
o История танцевальной культуры и её связь с укладом жизни греков 10 10
3. Изучение танцев современной материковой и островной Греции 25 5 20
4. Постановочная работа с усложненными элементами греческих танцев (кочари, сираница, депат, пулим, коц, лецо, лицина, лячо, тригона, патула, диплон тик, монон тик, сэра, самсон, титара, трия кочари, апопан тека, диплон омал, мосхоф). Практические занятия. 155 155
5. Знакомство с танцами других народов (симд, горский кабардинский). 10 10
6. Итоговое занятие. 2 2
7. Создание концертной программы, выездные занятия. Формирование основного состава ансамбля 13 13
Итого: 216
Содержание программы четвертого года обучения
Группа укомплектована обучающимися с 14 лет, занятия по 3 раза в неделю по 2 академчаса.
Основной задачей четвертого года обучения является создание ансамбля национального танца
1. Вводное занятие по технике безопасности: «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Беседы
o Национальная греческая культура
o Обычаи и традиции греков
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники
o Основные национальные праздники Греции
o История танцевальной культуры и её связь с укладом жизни греков, просмотр видео материала
3. Изучение танцев современной материковой и островной Греции
4. Практические занятия
o Разучивание усложненных фрагментов греческих танцев
o Постановочная работа в народных греческих танцах (кочари, сираница, депат, пулим, коц, лецо, лицина, лячо, тригона, патула, диплон тик, монон тик, сэра, самсон, титара, трия кочари, апопан тека, диплон омал, мосхоф)
o Постановочная работа в современных греческих танцах (сиртаки, хасапико, зимбетико)
5. Постановочная работа над танцами других народов (симд, горский, кабардинский)
6. Итоговое и открытое занятия для родителей обучающихся, педагогов Центра и членов общества «Прометей».
7. Создание концертной программы.
8. Выездные занятия – посещение мероприятий других центров, ансамблей, посещение музеев и выставок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Тема общее кол-во часов в том числе
Теоретические практические
1. Вводное занятие: техника безопасности 1 1
2. Беседы
o Национальная греческая культура
o Обычаи и традиции греков
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники
o Основные национальные праздники Греции
o История танцевальной культуры и её связь с укладом жизни греков 8 8
3. Изучение танцев современной материковой и островной Греции 10 10
4. Постановочная работа с усложненными элементами греческих танцев (кочари, сираница, депат, пулим, коц, лецо, лицина, лячо, тригона, патула, диплон тик, монон тик, сэра, самсон, титара, трия кочари, апопан тека, диплон омал, мосхоф).Практические занятия. 162 162
5. Музыка и танцы других народов 10 10
6. Создание танцевальной сюиты «В семье единой» 10 10
7. Создание концертной программы
8. Театральная постановка на тему: «Греческая народная свадьба» 15 15
9. Формирование основного состава ансамбля
10. Концертная деятельность
Итого: 216
Содержание программы пятого года обучения
Группа укомплектована обучающимися с 14 лет, занятия по 3 раза в неделю по 2 академчаса.
1. Вводное занятие, техника безопасности: «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Беседы
o Национальная греческая культура
o Обычаи и традиции греков
o Песни и танцы
o Национальные костюмы
o Православные праздники
o Основные национальные праздники Греции
o История танцевальной культуры и её связь с укладом жизни греков, просмотр видео материала
3. Изучение танцев современной материковой и островной Греции
4. Практические занятия
o Разучивание усложненных греческих танцев
o Постановочная работа в народных греческих танцах (кочари, сираница, депат, пулим, коц, лецо, лицина, лячо, тригона, патула, диплон тик, монон тик, сэра, самсон, титара, трия кочари, апопан тека, диплон омал, мосхоф, утсаи, тик лангефтон, тамсара, калон кориц)
o Постановочная работа в современных греческих танцах (сиртаки, хасапико, зимбетико, каломатьяно, вариация на тему «рибетико»)
5. Постановка танцев других народов (симд, горский, кабардинский, кенто)
6. Создание танцевальной сюиты «В семье единой» /фрагменты осетинского, азербайджанского, грузинского, цыганского, армянского, русского и греческого танцев соединяются в одну общую хореографическую композицию /.
7. В концертную программу ансамбля входят основные наиболее интересные народные и современные греческие танцы, музыкально хореографические этюды и другие концертные номера.
8. Театральная постановка на тему: «Греческая народная свадьба». Раскрывает народные традиции и обряды греков.
9. Концертная деятельность. Гастроли по России и за рубежом.
Условия для функционирования творческого хореографического объединения «Прометей».
Учебные помещения, оснащенные зеркалами.
CD, DVD аппаратура и CD, DVD диски
Проигрыватель MD, и MD диски
Музыкальный центр
Синтезатор
Национальные инструменты
Кемендже – понтийский смычковый инструмент /лира/
Таул – понтийский ударный инструмент
Костюмерная
Концертные костюмы соответственно репертуару
Ноутбук
Используемая литература
1. Базарова Н. «Классический танец» издательство «Искусство» 1975 г.
2. Газеты и журналы Греции: журнал «Эллада», газета «Танаис», газета «Эфксинос понтос», книга «Греция- путешествие в историю и культуру» (изд. 2006г. г. Коропи.
3. Журнал «Внешкольник»
4. «Концепция художественного образования Российской Федерации» Министерства образования РФ. Москва 2001 г.
5. Методические рекомендации «Требования к составлению образовательных программа дополнительного образования детей» составитель Тотиева К. Г. г. Владикавказ 2005 г. издательство «Республиканский дворец детского творчества».
6. Методические разработки.
7. Программа для учреждений дополнительного образования детей» выпуск №2 издательство «Москва» 2001 г.
8. «Ритмика и танец: программа для отделений общеэстетического образования. Управление учебных заведений. Москва 1980 г.
9. «Танцы народов мира» антология. 1971 г.
10. Учебные видео материалы с национальными греческими музыкой и танцами.
11. информационный портал системы дополнительного образования детей https://dopedu.ru/
12. сайт информационно методического журнала «Внешкольник» https://vneshkolnik.su/