Куликова Елена
Воспитание сенсорной культуры у детей раннего возраста
Е. А. Куликова, воспитатель первой категории, МБ ДОУ ЦРР – детский сад № 28, г. Яровое, Алтайский край.
Цель работы – научить детей познавать окружающий мир через сенсорику и мелкую моторику пальцев рук.
Работая с маленькими детьми, я заметила, как важно развивать сенсорную культуру у детей раннего возраста. Чем развитие у ребенка мелкая моторика пальцев рук, тем успешнее он выполняет все упражнения, задания и тем лучше развита речь, легче пройдет процесс подготовки к школе. На практике я вижу, когда дети приходят в детский сад многие из них затрудняются правильно назвать цвет, форму предмета, слабо развита мелкая моторика пальцев рук, речь.
Публикация «Воспитание сенсорной культуры у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Какую я провела работу по воспитанию сенсорной культуры у детей раннего возраста?
1. Теоретическая часть. Изучила методическую литературу и материалы в сети интернет. Выделила основные задачи, актуальность темы, методы и приемы воспитания сенсорной культуры, ожидаемый результат. В начале года провела диагностику детей по сенсорному развитию и определила уровень развития сенсорных способностей у каждого ребенка, результаты записала в таблице. Определила для себя план работы на весь учебный год. Наиболее эффективный результат дает дифференцированный подход к детям. Я стремилась к созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе - это было одним из главных принципов моей успешной работы.
2. Практическая часть. Создание в группе полноценной предметно - пространственной развивающей среды (ППРС, пополнение новыми материалами: разнообразными дидактическими, развивающими, пальчиковыми играми была одна из главных задач нашей группы. В процессе учебного года проводила работу с родителями, они внесли большой вклад в развитие ППРС группы. Родители разрабатывали и изготовляли своими руками вместе с детьми яркие, познавательные, красочные дидактические игры, сенсорные доски, пальчиковый театр, папки – раскладушки для консультаций. В этом вопросе пришла на помощь методическая литература, публикации в сети интернет (фото 2).
Для эффективности воспитания сенсорной культуры у детей провела для родителей мастер – класс «Пальчиковые и дидактические игры как средство воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста». После этого организовала выставку «Творчески с выдумкой» с разнообразными дидактическими играми, картотеками игр. Выставка прошла познавательно, интересно и с пользой для родителей (фото 1).
Из опыта работы я сделала вывод, что не все родители уделяют своим детям достаточно времени. Для решения этой проблемы использовала такие методы, как консультации для родителей в устной форме (беседы, так и в печатной (папки – передвижки, методическая литература, памятки). Провела родительское собрание по данной теме.
Консультации: «Пальчиковая гимнастика в раннем возрасте»; «Сенсорные игры для детей раннего возраста»; «Что такое пальчиковые и дидактические игры? Значение игр в воспитании сенсорной культуры у малышей»; «Воспитание сенсорной культуры у детей раннего возраста»; «Развиваем мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях. Упражнения, игры, советы».
В течение года разработала конспекты по данной теме согласно плану вос - питательно - образовательного процесса по сетке занятий в группе и показала ряд открытых занятий. Разработала авторские дидактические игры для детей раннего возраста, картотеку пальчиковых игр, научила детей играть в них. Поделилась своим опытом на методическом объединении для педагогов ДОУ по теме: «Содержание предметно – пространственной развивающей среды в группе» с экскурсией в группу и между группами. Обмен опытом. Подготовила консультацию для педагогов ДОУ «Воспитание сенсорной культуры у детей раннего возраста. Теория и практика.
Совместно с детьми изготовила в группе разнообразные простые на взгляд игры, но для детей они были самыми красивыми и любимыми. Малыши полюбили игры и часто играли в них. В нашей группе много пособий сделанных своими руками: связанных, сшитых, сплетенных (фото 3).
Важно помнить! Все занятия должны проходить в игровой форме, в хорошем настроении и не забывать хвалить ребенка при любых результатах! Сохранять терпение и любовь к детям!
Вывод: В конце года провела диагностику детей. У большинства детей был высокий результат освоения сенсорных способностей и развития мелкой моторики пальцев рук. С большим желанием, терпением, оптимизмом и общими усилиями мы все вместе достигли желаемой цели – научили детей познавать окружающий мир через сенсорные эталоны, правильно называть цвета, форму и величину предметов, сформировали навыки самостоятельной деятельности, развили творческие способности детей, любознательность и речь.
Буду рада, если мой опыт пригодится Вам в воспитании и обучении детей раннего возраста. Удачи Вам!