Инна Григорьева
Автоматизация звуков с помощью мнемотехники
▼ Скачать
Нарушение звукопроизношения – самая распространенная из всех речевых аномалий. С каждым годом число детей имеющих речевые нарушения возрастает. Более 60% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по-прежнему неверно произносят звуки родного языка [13].
Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьезным препятствием в овладении чтением и письмом.
Причинами этого роста являются:
• общая соматическая ослабленность детей;
• педагогическая некомпетентность родителей;
Публикация «Автоматизация звуков с помощью мнемотехники» размещена в разделах
• эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте.
Целью данной работы является автоматизация шипящих звуков ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) с использованием приёмов мнемотехники, а также формирование интереса к процессу обучения у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Коррекционно-образовательными задачами данной работы являются
• Формирование умения чётко произносить, выделять и различать автоматизируемые звуки в различных речевых структурах.
• Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: совершенствование навыка определения места звука в слове (начало, середина, конец); совершенствование навыка звукового и слогового анализа и синтеза.
• Знакомство с буквами, которые обозначают звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], их графическим изображением.
• Совершенствование навыка составления схемы предложения и определения порядка слов в нём.
• Расширение, уточнение, активизация словаря.
• Совершенствование грамматического строя речи, упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных, совершенствование навыков употребления предложно-падежных конструкций.
• Совершенствование умения четко отвечать на вопросы логопеда, развитие навыков связного высказывания.
• Совершенствование кинестетических ощущений, двигательных навыков, координации движения и речи.
Коррекционно-развивающие задачи
• Развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.
• Развитие тонкой и общей моторики, пространственной ориентации, умение координировать речь с движениями.
• Развитие памяти, внимания, мышления, целостного восприятия предметов, воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Формирование положительной установки на участие в занятиях.
• Развитие эмпатии, навыков коммуникации, чувства партнёрства.
• Развитие навыков самоконтроля.
• Воспитание интереса к коллективной деятельности.
Коррекционно-оздоровительные задачи
• Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
• Профилактика умственного, зрительного утомления на занятиях.
Интеграция образовательных областей
• социально-коммуникативное развитие,
• речевое развитие,
• познавательное развитие,
• художественно-эстетическое,
• физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Методы обучения:
Словесный метод – ознакомление детей с ходом игры, её правилами.
Наглядный метод – прямой (показ способов выполнения упражнений) и косвенный (педагог побуждает детей к самостоятельному выполнению).
Практический метод – повторение упражнений, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме.
Практикум является сборником речевых игр, упражнений, приёмов мнемотехники, предназначенный для автоматизации и дифференциации шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] во всех видах речевой деятельности. В данной разработке представлен словесный и практический материал (картинный, игровой).
Достижению положительного результата способствует:
• максимальное насыщение картинного и речевого материала изучаемым звуком и отсутствие оппозиционных (смешиваемых) звуков;
• обеспечение доминантного характера изучаемого звука, установление «культа» звука;
• использование ритма и рифмы (рифмованный речевой материал способствует более продуктивной автоматизации звуков);
• занимательно-игровой характер речевых упражнений, повышающий речевую мотивацию детей;
• успешное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности;
• разнообразие речевых упражнений (слоговые цепочки, чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные изучаемым звуком; считалки; скороговорки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно-развивающие упражнения).
• использование приемов мнемотехники (мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы описания).
Материал, предложенный в пособии, превращает однообразную и моно-тонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.
Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова-нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии.
В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.
Автоматизация звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] проводится по традиционной в
логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.
I. Автоматизация изолированного звука
На этапе автоматизации изолированного звука в пособии представлены следующие игры:
«Звуковичок» - помогает освоить навык характеристики звуков ([Ш] – согласный, шипящий, глухой, всегда твёрдый; [Ж] – согласный, шипящий, звонкий, всегда твёрдый; [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий; [Щ] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий).
Методические указания:
Логопед: Наряди Звуковичка (глухой согласный звук – ребёнок одевает Звуковичку наушники; звонкий согласный звук – ребёнок одевает Звуковичку колокольчик; мягкий согласный звук – ребёнок обувает Звуковичка в зелёные ботинки; твёрдый согласный звук – ребёнок обувает Звуковичка в синие ботинки.
«Опиши звук». Формирование навыка характеристики звуков.
Методические указания. С помощью мнемоквадратов на липучках ребенок дает характеристику звуку.
Упражнение «Змейка». Помоги змейке добраться до своего домика.
Методические указания. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку).
Упражнение «Пчёлка жужжит». Помоги пчёлке собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей.
Методические указания. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ж-Ж-Ж. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку).
II. Автоматизация шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] в слогах
На этапе автоматизации звука на материале слогов в пособии представлены авторские сенсорные дорожки.
Сенсорные дорожки, они же пальчиковые шаги представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у детей развивается межполушарное взаимодействие, чувство ритма и совершенствуются движения кистей и пальцев рук.
Методические указания. На начальном этапе автоматизации дети «шагают» по дорожкам ведущей рукой, проговаривая слоги (чистоговорки, скороговорки, стихи.) На последнем этапе отрабатываются содружественные (одновременные) движения пальцами обеих рук с проговариванием слогов.
Сенсорные дорожки
III. Автоматизация шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] в словах
На этапе автоматизации звука на материале слов в пособии используются игры, рабочие игровые поля с авторскими картинками-символами разнообразных заданий.
Игры с лабиринтами (игры-бродилки) :
1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную фишку. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.
2. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, шапка — налево, камыш — вверх, шуба — направо.».
3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, указанной взрослым, — через одну.
4. Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит фишку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.
5. Игры – бродилки «Помоги Мишке добраться до Маши» (звук [Ш])