Елена Фролова
Автоматизация звуков посредством развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает его работоспособность, внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. В связи с этим, на каждом занятии учитель-логопед включает упражнения и игры на развитие мелкой моторики.
Публикация «Автоматизация звуков посредством развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Все же первостепенной задачей для учителя-логопеда является постановка и введение звуков в самостоятельную речь ребенка. Этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Для решения обеих задач мною были подобраны и разработаны игры, которые стимулируют интерес ребенка к самостоятельной работе, поддерживают положительный эмоциональный фон во время занятия и развивают творческие способности воспитанника.
Игра «Художник». Вариант 1.
Цели:
1. автоматизировать звук [Р] в словах и фразах;
2. развивать мелкую моторику;
3. развивать творческие способности и воображение.
Оборудование: геометрическая фигура красного цвета, предметные картинки, в названии которых есть звук [Р], прищепки.
Ход игры:
Ребенку предлагается стать художником и перекрасить все картинки в красный цвет. Для этого необходимо вытянуть карточку: а) назвать и прикрепить прищепкой к фигуре (этап автоматизации звука в словах); б) добавить к названию картинки слово красный (автоматизация звука во фразе): например, красная ракета и т. п.
Игра не ставить в рамки ни педагога, ни ребенка, поэтому логопед для реализации целей занятия подбирает фигуру любого цвета и отрабатывает нужный материал, автоматизируя поставленный звук.
Игра «Художник». Вариант 2.
Цели:
1. автоматизировать поставленный звук во фразе;
2. закреплять и дифференцировать знания детей по лексическим темам: например, овощи, транспорт, дикие животные и т. п.
3. отрабатывать навык согласования существительного с прилагательным;
4. развивать мелкую моторику;
5. развивать творческие способности и воображение.
Оборудование: фигура необходимого цвета, трафарет, кисточка.
Ход игры:
Ребенку предлагают стать волшебником и перекрасить все овощи (транспорт, диких животных) в один цвет. Он накладывает трафарет на фигуру, проводит кисточкой по картинке и называет фразу.
Например, при автоматизации звука [Л’] накладываем трафарет на фигуру фиолетового цвета. Ребенок называет: фиолетовая морковь, фиолетовая репа и т. п.
Игра «Подарки».
Цели:
1. автоматизировать поставленный звук в предложениях;
2. отрабатывать навык согласования существительного с прилагательным;
3. развивать мелкую моторику;
4. развивать творческие способности и воображение.
Оборудование: фигура необходимого цвета, предметные карточки, в названии которых есть звук [Р], картинки с девочкой и мальчиком.
Ход игры:
Логопед говорит ребенку, что сегодня мы приглашены на день рождения к брату и сестре. Девочку зовут Рая, а мальчика – Рома. Уточняется, что ребятам мы будем дарить подарки определенных цветов. Ребенок выбирает любимые цвета именинников и прикрепляет их к фигуре. Например, Рая любит розовый цвет и все подарки она хочет получить только любимого цвета, а Роме дарим оранжевые подарки.
Фраза строится по схеме: Рае/Роме я подарю розовую/оранжевую кукурузу и т. п.
Игра «Собери картинки».
Цели:
1. автоматизировать поставленный звук в словах;
2. развивать мелкую моторику;
3. развивать творческие способности и воображение.
Оборудование: трасса для машинки со станциями, предметные картинки, в названии которых есть звук [Ж], машинка.
Ход игры:
На станциях выкладываются картинки, машинка начинает движение по трассе, ребенок произносит звук Ж-ж-ж, как только доезжает до станции, называет картинку (например, желудь, забирает с собой и продолжает свой путь до домика. На финише карточки выкладываются в ряд и повторно называются.
Игра «Найди клад».
Цели:
1. автоматизировать поставленный звук в словах;
2. развивать мелкую моторику;
3. развивать творческие способности и воображение.
Оборудование: пластмассовая сетка, предметные картинки, в названии которых есть звук [З], акриловые разноцветные камушки.
Ход игры:
Под сетку кладутся вразброс картинки и накрываются камушками. Ребенок, собирая камушки находит клад-картинку и называет ее.
В этой игре может участвовать 2 ребенка, тогда перед детьми ставится задача собрать большее количество картинок.
Игра «Выложи узор».
Цели:
1. автоматизировать поставленный звук в словах;
2. развивать мелкую моторику;
3. развивать творческие способности и воображение.
Оборудование: пластмассовая сетка, ракушки, фасоль, речевой материал по автоматизации звука.
Ход игры:
Логопед проговаривает речевой материал для автоматизации звука, ребенок повторяет за взрослым и выкладывает узор (если у ребенка возникают затруднения в придумывании узора, то педагог вместе с воспитанником заранее его обговаривает). Затем сетка поднимается, и ребенок оценивает результат.