Алёна Звягина
Автоматизация звуков [м], [м’]
▼ Скачать + Заказать документы
Звук [М]
Артикуляция звука
Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.
Постановка звука
По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.
Практический материал по автоматизации звука М
1. Повтори слоги.
Темочки:
Ма - мо Ма - мо - му Ам - ом - ум - ым
Мо - ма Му - мы - ма Ум - ом - ам - ым
Му - мы Мо - ма - му Ым - ом - ам - ум
Мы - му Му - ма - мы Ом - ум - ым - ам
2. Повтори слова.
Звук в начале слова : Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.
Звук в середине слова : Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.
Звук в конце слова :
Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.
Стечение согласных звуков в слогах и словах : Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.
3. Повтори предложения.
Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.
4. Повтори чистоговорки.
Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.
5. Повтори пословицы, поговорки.
Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.
6. Повтори скороговорки.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
7. Повтори загадки.
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда перестает.
(Муха) Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина) Голова на ножке,
А коса на улице.
(Морковь)
В голове горошки.
(Мак)
8. Выучи стихотворения.
Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я морскому кораблю
Дам названье «Мама!».
(Я. Аким) Можно мне? - Спросила мышка?
Что ты? Ты еще малышка.
(Г. Сатир)
9. Игра «Подскажи словечко»
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
И шалить без передышки
Целый день могли. (мартышки). В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка). Прицепившись к задней шине,
Маша едет на. (машине).
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой. (мыли).
10. Игра «Наоборот»
Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы, которые начинаются со звука М.
Глупый - (мудрый)
Много - (мало)
Большой - (маленький)
Сухой - (мокрый)
11. Перескажи рассказ
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
На, Мурка молоко.
Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!
Звук [М’]
Артикуляция звука
См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.
Постановка звука. По подражанию.
Практический материал по автоматизации звука
1. Повтори слоги.
Мя - ме - мю Мя - мя - мя
Мя - мю - ме Ямь - ямь - ямь
Ми - мя - мю Ми - ми - ми
Мю - ме - ми Ме - ме - ме
Мё - ми - мя Имь - имь - имь
Мю - мю - мю Емь - емь - емь
2. Повтори слова.
Звук в начале слова :
Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.
Звук в середине слова :
Имя, замять, знамя; домик, комик, камин, домино, витамин, замирать; комета, камень, поменять, заметка, замена, камелия, перемена; намёк, помёт.
Стечение согласных звуков в слогах и словах : Тме, дме, бме, вме, сме. Отмена, отменить, отмести; подменить, подметать; обмен, обменять; вместе; смета, смелый.
3. Повтори предложения.
У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.
4. Повтори чистоговорки.
Ми - ми - ми - я пою ноту ми. Ми - ми - ми - идём сами.
5. Повтори пословицы, поговорки.
С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел.
6. Повтори загадки.
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет. (Метла). Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
(Мяч)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь) Рогатый, а не бодается.
(Месяц)
7. Выучи стихотворение.
Мячик.
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной,
Этот мячик очень мил:
Стёкол он еще не бил!
(Г. Виеру)
8. Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной. (медведь). Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку. (мячик).
Не влезает в книжку
Косолапый. (мишка).
9. Игра «Наоборот».
Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы, которые начинаются со звука МЬ.
Война - (мир) быстро - (медленно)
Ссориться - (мириться) твердый - (мягкий)
10. Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются.
У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!