Елена Атрощенко
Автоматизация звука. Рекомендации для родителей и игровые задания для закрепления звука в произношении
▼ Скачать + Заказать документы
Вниманию родителей предлагаются рекомендации по автоматизации звука.
Данные рекомендации способствуют более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи; развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке, формированию навыка звукового анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит активизация памяти, внимания, мышления.
Темочки:
Автоматизация звука проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. После постановки звука наступает этап его автоматизации (закрепления). Предлагаются упражнения на автоматизацию звука изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы), в спонтанную речь ребенка. Продолжительность постановки звуков и их автоматизация может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
Важно!:
- задания на автоматизацию поставленного звука должны выполняться дома ежедневно;
-звук, слог, слово, рассказ, стихотворение сначала произносит взрослый и только потом ребенок повторяет речевой материал за взрослым;
-перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков (напоминаем ребёнку местоположение язычка, «Следи за язычком!»);
- первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно, длительно ;
-на протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением: зрительный, слуховой, тактильный;
- обязательно уточняем и объясняем лексическое значение слова, словосочетания, которое произносит ребёнок.
Обычно логопед,занимаясь с ребёнком,даёт речевой материал для закрепления поставленного звука дома и помимо повторения данного речевого материала, его можно использовать в различных речевых играх в зависимости от этапа автоматизации. Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных игровых заданий.
Игровые задания :
Автоматизация звука в слогах:
«По веревочке ходим» . Положить длинную верёвку на пол. Ребёнок приставляет носок ноги к пятке и на каждый шаг произносит слог.
«Цветочек» . Сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением слогов.
«Скажи громко-тихо». Взрослый громко называет слог,а ребёнок тихо повторяет слог за взрослым.
«Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик (башню)». Ребёнок перекладывает бусинки (палочки) и повторяет за взрослым слоги.
«Послушай и повтори». Взрослый хлопает в ладоши, ребёнок повторяет слог в зависимости от количества хлопков.
«Половинка». Взрослый называет начало слова,а ребёнок добавляет недостающий слог (шко-ла, пче-ла)
Автоматизация звука в словах, словосочетаниях:
«Вспомни и назови». Взрослый называет 3-5 слов из речевого материала на заданный звук,а ребёнок вспоминает и перечисляет слова. Можно попросить назвать слова по порядку.
«В гостях у гномов» («Назови ласково»). Взрослый называет большой предмет, а ребёнок называет маленький (ваза-вазочка).
«Один-несколько –много». Взрослый называет слово в един. числе,а ребёнок называет
«Несколько – много».(Жук – жуки – много жуков).
«Сосчитай». Взрослый называет слово из речевого материала на заданный звук, а ребёнок называет: 1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 4 шишки, 5 шишек.
«Мой, моя, моё, мои».Взрослый называет слова из речевого материала на заданный звук, а ребёнок вспоминает слово, про которое можно сказать «мой» (мой сыр, мой сад, мой самокат).
«Начни слово со слога (СА,СО, СУ, СЫ)». Ребёнок вспоминает и называет слова, которые начинаются со слога СА (сани, сад, сахар, салат).
«У меня нет». Ребенок называет картинку (игрушку, потом прячем за спину, а ребёнок говорит : «У меня нет». При этом отрабатываем употребление существительных в родительном падеже.
«Строим башню». Для ее проведения вам понадобятся кубики. Назвать как можно больше слов на заданный звук. Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
«Подзорная труба».Из втулки от бумажных полотенец сделать что-то вроде подзорной трубы. Ребёнок смотрит в импровизированную подзорную трубу и называет предметы в названии которых есть закрепляемый звук(«Я вижу шкаф, машину,.»). При этом отрабатываем употребление существительных в винит. падеже.
А ещё через неё можно переговариваться, взрослый шёпотом произносит слова или предложения, ребёнок слушает через трубочку, затем повторяет громко, что услышал.
«Какой? Какая? Какое?».Взрослый называет слово из речевого материала на заданный звук и просит ребёнка описать данный предмет (сахар – сладкий, белый,вкусный).
«Где спрятался звук (в начале,в середине,в конце слова?» Взрослый называет слово,а ребёнок называет место звука в слове.
Автоматизация звука в предложении, чистоговорках:
«Подружи слова». Взрослый называет 2-3 слова,а ребёнок придумывает с ними предложение.
«Исправь предложение». Послушать предложения и найти ошибки, исправь их.
(Суп ест Соню. Сосна сидит на сове. Сапоги надели Саню.)
«Собери предложение» Предложите ребёнку составить предложение из данных слов:
«В, лужу, зеленая, лягушка, прыгнула.»
«Доскажи словечко» .Взрослый произносит чистоговорку и просит ребёнка добавить подходящее по смыслу слово, а затем повторить чистоговорку полностью (ла-ла-ла -кошка на окне (спала)
Автоматизация звука в связной и спонтанной речи:
На этом этапе работы используются различные виды работ: пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов и скороговорок.
Перед тем как пересказать, взрослый читает ребёнку текст, затем просит ребёнка ответить на вопросы по тексту полным предложением. Взрослый повторно читает текст и просит ребёнка пересказать его и назвать слова с заданным звуком.
При заучивании стихотворений с ребёнком, взрослому необходимо прочитать стихотворение эмоционально и с выражением, объяснить непонятные для ребенка места или незнакомые слова в тексте. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения рассказать ребёнку о том, кто и когда написал это замечательное произведение, показать иллюстрации в книге. После подготовительной работы можно начинать процесс заучивания.
[Методы заучивания стихотворений:
Слуховой. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
Визуальный. Создаём простой «картинный план»(вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь) на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. А затем по этому плану ребёнок несколько раз рассказывает стихотворение.
Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает.
Можно использовать несколько методов, ведь главное — результат!
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его во время автоматизации,а в дальнейшем следить за звукопроизношением ребенка в спонтанной речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок! Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребенком вас обязательно порадуют!
Успехов Вам и Вашим детям!