Ольга Деева
Занятие в подготовительной группе по автоматизации и дифференциации в речи звуков [Л], [Р] на основе краеведческого материала
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели:
• Развитие артикуляционной моторики
• Коррекция звукопроизношения.
• Коррекция звукопроизношения.
• Развитие фонематического восприятия.
• Развитие речевого дыхания.
• Развитие зрительно-пространственного гнозиса.
Коррекционно-развивающие цели:
• Накопление и обогащение активного словаря по теме «Урал».
• Развитие грамматического строя речи (употребление существительных ед. числа
родительного падежа).
• Закреплять умение пользоваться в речи распространенным предложением.
Публикация «Занятие в подготовительной группе по автоматизации и дифференциации в речи звуков [Л], [Р] на основе краеведческого материала» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Активизация познавательных процессов.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Развитие коммуникативных навыков.
• Развитие самоконтроля и взаимоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи.
Предварительная работа: автоматизация звуков «р.», «л» в слогах, словах, предложениях, стихах, текстах. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, стихах.
Оборудование: предметные картинки диких животных Урала (зверей, птиц). Буквы Р., Л.
Магнитофон, музыкальная запись игры «Мишка».
1. Организационный момент.
Работа над развитием дыхания. Логопед. Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!
Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Дети делают вдох и выдох три раза.
А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра и начнем занятие.
2. Артикуляционная гимнастика: для губ: «улыбка» ,«трубочка»;
для языка: «лопаточка», «чашечка», «качели».
3. Введение в тему занятия. Логопед. Посмотрите на карточки.
Прочитайте слова на карточках.
Почему слова невозможно прочитать?
(буквы «р., л» написаны неправильно (зеркальное изображение)
Поговорим об Урале.
Еще поговорим о звуках и буквах. Сколько букв в слове «Урал»?
Назовите вторую букву. Назовите последнюю букву.
Дети находят буквы, напечатанные в зеркальном изображении. Сравнение слов (Урал, написанных правильно и неправильно.
4. Дидактическое упражнение
«Назовите диких животных Урала». Логопед. Назовите, каких диких животных, которые живут на Урале, вы знаете?
Назовите, кто на картинках (раздаточные картинки на столах). Сравнение: все ли животные названы.
5. Дидактическая игра «Звери – птицы»
Логопед. Как можно разделить картинки на 2 группы? Дифференцируя понятия звери, птицы, логопед просит одного ребенка назвать только птиц, другого - только зверей. Далее логопед предлагает детям порассуждать о том, чем птицы отличаются от зверей.
У птиц перья - у зверей шерсть. У птиц две лапы - у зверей четыре. Птицы летают - звери ходят и т. д.
6. Дидактическая игра «Кому картинку»
Логопед предлагает детям назвать животных, в названии которых есть звуки [л] и [р. ]. Дети определяют наличие или отсутствие заданного звука и раскладывают картинки к соответствующей букве.
Буква Л: Белка. Дятел. Лось. Волк. Ласточка. Соловей.
Буква Р. : Ворона. Сорока. Рысь. Бобр. Барсук. Воробей.
Назовите слова, где вообще отсутствуют звуки р., л.
7. Физкультурная минутка. Коммуникативная игра «Мишка».
На прогулку косолапый Дети вперевалочку
Вышел мишка погулять, ходят в свободном По тропинке громко топал. направлении.
Друга он пошел искать.
«Где ты, где ты, мой товарищ? Отводят
Без тебя так трудно жить!» руки в стороны
Встретил мишка наш лисенка
И сказал: «Давай дружить» Встают в пару
Мишка с другом покружился Кружатся
Он в лесу устроил бал парами.
А потом остановился, Гладят друг
По головке гладить стал друга по голове.
Спиночки друзья чесали Поворачиваются
Вправо, влево, вверх и вниз трутся спинками.
И немножко потолкались,
Крепко, крепко обнялись. Обнимаются.
(сл. Картушиной)
8. Дидактическая игра «Вправо – влево».
Логопед предлагает назвать лесных обитателей, которые смотрят влево, вправо.
9. Дидактическая игра «Кого не стало?».
Логопед предлагает детям закрыть глаза и убирает одного-двух персонажей.
10. Итог Что получилось на занятии? Что было трудно выполнить?