Бэлэгма Дубжитова
Видео «Автобиография воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Белый месяц
Актуальность:
На Сагаалган мои родители преподносят бурхану хадаки 5 цветов. Я заинтересовался этим обычаем и решил узнать о хадаках.
Объект исследования: традиционная культура бурят
Предмет исследования: бурятский хадак
Цель:
- исследовать историю хадаков, традиции бурятского народа, связанные с хадаком.
Публикация «Видео „Автобиография воспитателя“» размещена в разделах
Для решения этой цели поставили следующие задачи:
- найти и изучить литературу по данной теме, узнать об истории хадака, также узнать значении хадака по цвету;
- определить уровень знаний учащихся своего класса о хадаке;
- систематизировать весь материал, написать исследовательскую работу о хадаке;
Я думаю, что хадак является символом гостеприимства нашего народа, что его преподносят самым дорогим гостям, а они, принимая его должны повесить на шею. Выполняя свою работу, я хочу проверить эту мысль. Это является гипотезой моей работы.
1. Из истории хадака.
В культуре бурят традиционные верования и обряды, возникли в глубокой древности и сосуществуют с буддийскими обрядами.
Хадак — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов, без которых не проходит ни один из его обрядов.
«Хадак» - тибетское слово, в переводе на бурятский язык означает «тэнгэри» (небо). Хадак самый почитаемый подарок, который преподносят высокоуважаемым людям, родителям и гостям. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, таким как свадьба, рождение ребенка, прибытие и отбытие дорогих гостей и т. д. Его преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, в виде подношения ламам и святым во время молебнов. Буряты обычно желают удачи, когда дарят хадак.
1. Разновидности хадака.
Хадак представляет собой отрез шелковой ткани длиной от 60 см. до 4 м. Каждый хадак имеет свое название, узор, цвет.
Различают 3 вида хадаков:
- Маленький хадак называется «эблик», который бывает длиной от 60 см до 1 метра.
- Юрын хадак (обычный хадак) - длинной от 1 до 1,5 метров.
- «Аюша хадак» от 2 до 4 метров.
Узоры на хадаках бывают очень своеобразными и интересными.
Хадаки бывают разных цветов:
• Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Это цвет святости и благополучия.
• «Нанзат хадак» - красного цвета, олицетворяющий образ древнейшего объекта почитания всех народов - Солнца и связанных с ним огня, света и тепла. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие. Символ домашнего очага. В эпосе бурят «красный» - «улаан» ассоциируется с важным культом, поэтому словосочетания Улаан-Баатар, Улаан-хаан харак-теризовали воина, богатыря, знаменосца. Красный - цвет власти и величия. Поэтому «Нанзат хадак» преподносят великим правителям, «хаанам» и президентам.
• «Шара хадак» - желтый хадак. Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни (жёлтый – цвет веры, процветания Учения Будды). «Шара хадак» преподносят богам и буддийским ламам.
• «Аюша хадак» - голубой хадак, самый почитаемый и наиболее распространенный хадак. Голубой цвет ассоциируется с небом и водной синью.
Будучи цветом неба и воды, он символизирует вечность и бесконечность. Голубой цвет - знак согласия и спокойствия, верности и постоянства. Такой хадак преподносят уважаемым и почитаемым гостям, дарят друзьям, близким и родственникам.
• «Самба хадак» - зеленый хадак. Зеленый цвет ассоциируется с началом пробуждения природы, прихода тепла и урожайности, поэтому это символ Земли. «Самба хадак» нельзя преподносить людям, его преподносят только на алтарь.
1. Обычаи поднесения хадака
Я со своими родителями, по особо почитаемым буддийским праздникам, иду поздравлять старейшин своего рода с подарками и обязательно с хадаком.
Правила преподношения хадака:
Хадак по длине сгибают, подносят в развёрнутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами. Хадак складывается посередине, образовывая 2 слоя. Открытая сторона хадака обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится – это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку. Принимают хадак также почтительно обеими руками.
Хадак можно преподнести с деньгами, чашкой молока и другими подарками, сопровождается благопожеланиями. Когда преподносят с деньгами, здесь надо учесть значимый момент, деньги ложат на хадак внутренней стороной.
Правила приё ма хадака: человек, которому преподносят, стоит с раскрытыми ладонями, подняв большой палец и до конца дослушав благопожелания, приняв хадак, благодарит.
Немаловажно учесть, что человек, который преподносит хадак и человек, который принимает хадак, должны быть обязательно в шапке, т. е. с покрытой головой. Хадак ни в коем случае не надевают на шею. Мужчины, сложив хадак на левой руке, прячут за пазуху, а женщины тоже сложив на левой руке, ложат на самое почетное и чистое место в доме.
В Белый месяц (февраль) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь. Затем третий месяц (март) хадаки убираются и хранятся в сундуке. В канун следующего Белого месяца хадаки преподносятся Учителям в дацаны, уважаемым людям и родителям.
С давних пор существует обычай хранить пятицветные хадаки как добрый знак безрасходности и спокойствия.
Также не возбраняется передаривать хадак или вывешивать его в святых местах, повязывают на деревья в священных местах. Человек выражает дань уважения духу местности, символ - добрых намерений.
Заключение
По ходу выполнения своей работы, изучив значение хадака, мы пришли к выводу, что хадак является символом гостеприимства нашего народа, что он имеет глубокие корни, пришёл к нам издревле. Хадак - длинный ритуальный шарф, символизирующий уважение, дружбу, пожелание счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира.
Я думаю, мы обязаны не только знать своё прошлое, но и в повседневной жизни стараться грамотно соблюдать обычаи и сохранять их во благо будущего.
Литература
1. Бабуева В. Д. / Материальная и духовная культура бурят/ Улан-Удэ, 2004.
2. Бабуев С. Д., Бальжинимаев Ц. Ц. / Буряад зоной урданай байдалай тайлбари толи/. Улан-Удэ, Бэлиг, 2004.
3. «Эхэ хэлэн». Электронное пособие.
4. Материалы из Интернета.