Татьяна Дикарева
Консультация «Аутизм — причины развития и симптомы»
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм.
1. Что такое аутизм, симптомы аутизма.
2. Основные характерные симптомы и признаки раннего аутизма.
3. Причины развития аутизма.
4. Советы родителям и близким ребенка с РАС.
5. Перспективы детей с РАС.
Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм
Публикация «Консультация „Аутизм — причины развития и симптомы“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
(ушедший в себя человек, человек внутри себя) - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет. В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ним.
Наиболее типичные симптомы аутизма :
• Недостаточное развитие языка, отсутствие речи.
• Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него. • Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как к неодушевленным предметам.
• Ребенок с аутизмом не переносит эмоционального контакта с родителями.
• Ребенок, страдающий аутизмом, никогда не играет с игрушками, и даже не проявляет к ним интереса.
• Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками.
• Ребенок, страдающий аутизмом, не может научиться простейшим навыкам самообслуживания.
• Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, он не понимает и не может оценить опасности окружающего мира.
• Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии.
• У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений - он раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор.
Основные характерные симптомы и признаки раннего аутизма :
• нарушение социального взаимодействия;
• нарушение коммуникации;
• стереотипное поведение;
• ранние проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).
Причины развития аутизма.
Точные причины аутизма неизвестны специалистам. Но выделяют ряд факторов, способствующих развитию этого заболевания. Это :
- Детский Церебральный Паралич;
- кислородное голодание, перенесенное матерью во время беременности или в процессе родов;
- использование матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты;
- ожирение у матери;
- наследственная предрасположенность.
Советы родителям и близким детей, страдающих аутизмом.
Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом - детским психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям важно проконсультироваться у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка. Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду. Основа успешного преодоления аутизма - выполнение в домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного ребенка. Главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом. Ведь он - не психически больной человек, у него просто "другой способ видения мира", ему немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ему помочь, поддержать, научить. При правильном, упорном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной) программы дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания. Гиперчувствительность к звукам и прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность. Такие проблемы развития детей с аутизмом возникают перед родителями особых детей. Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость. Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда каждый ребенок дифференцирует себя из- людей и дифференцирует людей на своих и чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице. Стремясь к независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты взрослых. Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения. Особенно важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях. В связи с тем, что нарушения аутистического спектра являются сквозными, то положительное влияние на развитие ребенка должно происходить комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. По моторной сфере необходимо получить консультацию специалистов,особенно важно - еще и отработать определенные навыки, как помогать ребенку в этом направлении, уметь: активизировать проявления ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать гармонизации тонической регуляции в целом, так как именно она является основой полноценного психического развития.
Советы родителям ребенка - аутиста.
Основной ориентир развития ребенка с аутизмом - разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком.
• Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Заинтересовано выполнение вами режимных моментов и небезразлично ласковое отношение к ребенку, обозначение эмоциональных состояний различными звукосочетаниями, способствовать эмоциональному «заражению» малыша. Это постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.
• Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая и взаимодействуя с ребенком, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте его к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь то, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на вещание, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком - спокойным (тихим)голосом.
• Способствует более легкому прохождению ребенком момента физического отрыва от себя с тем, чтобы предотвратить проявления тяжелых форм «чувство края», когда ребенок становится абсолютно несдержанным, неуправляемым, непослушным. Постоянно формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.
• Учитывайте, что рядом с равнодушием, изоляцией по отношению к вам, возможно также симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без вас при том, что никогда не бывает с вами мягким.
• На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.
• Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что аутичный ребенок может понимать ваши чувства и речи. Однако, эмоциональные особенности малыша являются препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детское сопротивление такими стимулами, которые для нее эмоционально сверхчувствительными, дискомфортными (длинный поцелуй, шепот в ухо и т. д.). Вместе с тем, применяйте определенную трансформацию отношений с ребенком, которого (ситуацию) условно называют «отпусти», когда ребенок старается избегать длительных эмоциональных контактов, объятий, поцелуев. Однако, учитывая естественную автономию ребенка с аутизмом, эту возможность надо использовать осторожно.
• Используйте (как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.
• Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
• Постоянно смягчает недостаточную или полное отсутствие потребности в контактах, а также активное, часто с агрессивным проявлением стремления одиночества и отгороженности от внешнего мира. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако, присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с матрёшкою, которую поочередно составляют, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.
• Научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т. д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.
Перспективы детей с РАС.
Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя. Можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.
Способности и потребности людей, страдающих аутизмом, могут быть разными и со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельной и продуктивной жизнью, другие - приобретают тяжелые формы инвалидности и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.
Используемая литература:
1. Иванов Е. С. Детский аутизм.
2. О. С. Рудник. Коррекционная работа с ребенком-аутистом.
3. Интернет.