Наталья Кирьянова
Аттестация. Тесты по педагогике и психологии
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогика, психология (для всех)
1. В процессе преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла предполагается формирование отношения к культуре, науке, образованию, этике, морали, национальным и этническим особенностям за счет присвоения ценностей
А) социокультурных;
Б) гуманитарных
2. Освоить познавательные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания, к разным видам эвристик; рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста, позволяют обучаемым задачи
А) когнитивные;
Б) рефлексивные
Публикация «Аттестация, Тесты по педагогике и психологии» размещена в разделах
3. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности, изложенные в операциональной форме, что позволяет проверить выполнение задач профессиональной деятельности выпускника, определяет
А) государственный образовательный стандарт;
б) государственная образовательная программа
4. Усиление психологического аспекта в преподавании других дисциплин и организация методической работы с преподавателями других профилей на основе закономерностей психологии обучения – это
А) психологизация процесса обучения;
Б) гуманизация процесса обучения
5. Метод обучения, в ходе которого основное внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях, моделирующих определенный фрагмент учебной деятельности, называется
А) тренингом;
Б) деловой игрой
6. Проектирование, разработка и использование основных способов и средств представления содержания образования в учебно-воспитательном процессе – это
А) научное обеспечение;
Б) методическое обеспечение
7. Проверка качества усвоения учебного материала в интересах стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий, – это
Б) текущий контроль
8. Система последовательных и взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования, – это
А) форма обучения;
Б) метод обучения
9. Если учитель обладает глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями, а также способен вовлечь подростка в сферу своих интересов, то он в общении реализует функцию
А) экспертную (консультативную);
Б) организаторскую
10. Тестовые задания, в которых из четырех данных положений нужно выбрать одно правильное, – это задания на
А) выбор из альтернативных вариантов;
Б) нахождение правильного ответа
11. Методические средства управления процессом усвоения, подготовленные преподавателем для использования в ходе учебного занятия и растиражированные в количестве, необходимом для обеспечения ими каждого обучаемого, – это
А) печатный раздаточный материал;
Б) методическое сопровождение учебного процесса.
12. Прослушивать музыкальные произведения, записи выступлений живых участников событий, фрагменты лекций и докладов известных ученых, подлинные голоса животных и птиц и многое другое позволяют
А) аудиальные аппараты;
б) визуальные аппараты.
13. Если учитель в общении осуществляет самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности, то он реализует
А) исследовательскую функцию;
Б) экспертную функцию.
14. Средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация, – это
А) технические средства обучения;
Б) современные технологии обучения.
15. Глубокое и детальное исследование в учебном процессе реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства, – это
А) анализ конкретных ситуаций;
Б) лабораторный эксперимент.
16. Одновременное развитие различных типов высших учебных заведений: институтов, академий, университетов (как государственных, так и негосударственных) – это
А) диверсификация образовательных учреждений;
б) верификация образовательных учреждений.
17. Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми, – это
А) самосознание;
Б) самоопределение.
18. Систематическое изложение в книге основ определенной области знаний на уровне современных достижений науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп, – это
А) учебное пособие;
б) учебник.
19. Семинар, по каждому вопросу которого преподавателем назначается группа обучаемых (3–4 человека) в качестве экспертов, которые всесторонне изучают проблему, называется
А) семинар – пресс-конференция;
Б) научно-практический семинар.
20. Метод обучения, который представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению по ней, называется
А) групповой дискуссией;
Б) дебатами.
21. Компьютерные программы, ориентированные на усвоение понятий и работающие в режиме, близком к программированному обучению, называются
А) наставническими;
Б) обучающими.
22. Семинар, на обсуждение которого выносятся, как правило, 2–3 вопроса и в соответствии с ними создаются дискуссионные группы – по две на каждый вопрос, называется
А) активные семинары;
б) семинар «малых полемических групп»
23. Комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений субъекта – это
А) психологическая культура;
Б) психологическая компетентность.
24. Если взаимоотношения «учитель – ученик» строятся на искренности учителя, безоценочном положительном принятии им подростка, эмпатическом понимании, то учитель в общении реализует функцию
А) воспитательскую;
Б) фасилитаторскую.
25. Связь учебного знания с той или иной сферой человеческого опыта и духовной культуры – это
А) «культурное наполнение»;
Б) связь теории с практикой.
26. Особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами и фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта – это
А) культура речи;
Б) паралингвистика
27. Одна из основных форм представления учебного материала, включающая следующие компоненты: предметную область; известные и неизвестные отношения, которые связывают объекты предметной области; требование задачи, т. е. то, что необходимо установить в результате ее решения, – это
А) учебная задача;
Б) образовательная задача
28. Такие компоненты содержания учебника, как задания на осуществление предметно-познавательных и практических действий, называются
А) репродуктивными;
Б) продуктивными.
29. Для сообщения новых знаний путем словесного истолкования отдельных понятий и терминов используется метод
А) объяснения;
Б) убеждения.
30. Тестовые задания, в которых обучаемый приводит во взаимное соответствие три понятия и три раскрывающих их формулировки, – это задания на
А) установление соответствия между понятиями и определениями;
Б) найти соответствие.
31. Качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др., – это качества
А) профессионально важные;
Б) личностно значимые
32. Процесс использования нового типа научности (гуманитарной познавательной парадигмы, в интересах усиления смысловой сферы сознания обучаемого) – это
А) гуманизация образования;
б) прагматизация образования.
33. Комплекс зданий, сооружений, материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения выполнения возложенных на ОУ задач, – это
А) учебно-материальная база;
Б) образовательное пространство.
34. Систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера, – это
А) лекция;
Б) объяснение урока.
35. Позитивные изменения субъекта деятельности в реальных формах активности, побуждаемые интересами и потребностями профессионального совершенствования, – это
А) профессиональный рост;
Б) личностный рост.
36. Документ или комплект документов, определяющий содержание образования определенного уровня, включая всю совокупность образовательных услуг, – это
А) образовательная программа;
Б) учебный план.
37. Определенные явления действительности, имеющие высокое человеческое, социальное и культурное значение, закрепленное в общественном сознании, – это
А) философия;
Б) ценность.
38. Умение центрироваться так, чтобы в ситуациях выбора быть согласным со своим подлинным «Я», – это
А) конгруэнтность;
Б) адекватность.
39. Компоненты содержания учебника, связанные с решением проблемных задач и поиском ответов на проблемные вопросы, называются
А) проблемными;
б) творческими.
40. Твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся, стабильное расписание – является признаками
А) классно-урочной системы;
Б) лекционно-семинарских занятий.
41. Профессиональный контакт преподавателя с учащимися, направленный на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений, – это
А) педагогическое общение;
Б) организация учебного процесса.
42. Наличие у обучающихся определенного опыта учебно-познавательной деятельности, сформированность основных учебных навыков и, прежде всего, умения самостоятельно добывать знания являются признаками
А) классно-урочной системы;
Б) лекционно-семинарской системы.
43. Учет и использование закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, – это
А) возрастной фактор;
Б) социально-психологический фактор.
44. При закреплении и осмыслении уже имеющихся у учащихся представлений и знаний, результатов наблюдения за феноменами психологической культуры, вопросов, требующих уточнения или подробного выяснения, применяется метод
А) опроса;
Б) беседы.
45. Компоненты содержания учебника, связанные с яркостью изложения, изобразительностью, жизненностью решаемых проблем, называются
А) эстетически привлекательными;
Б) эмоционально-ценностными.
46. Обмен опытом в интересах отработки единой методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов – это
А) методические занятия;
Б) единство требований.
47. Целостная методическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Internet, ставящая целью обеспечить обучение учащихся по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения, – это
А) электронный учебный курс;
Б) учебная компьютерная программа.
48. Такие компоненты содержания учебника, как лексика, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания, называются
А) информативными;
Б) методическими.
49. Система правил, парадигма смыслов, которая реализуется в виде объективированных текстов, – это
А) содержание образования;
б) язык культуры.
50. Педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, – это
А) содержание образования;
Б) культура личности.
51. Функция лекции, связанная с формированием научного миросозерцания, точнее – определением его общего идейно-теоретического направления, называется
А) мировоззренческой;
б) научной.
52. Учебник, соответствующий установившимся традициям классической педагогики, имеющий энциклопедический или монографический характер, реализующий прежде всего информационную функцию, называется
А) традиционным;
б) конвенциональным.
53. Функция лекции, связанная с выработкой отношения к жизни человека и общества, объективной оценкой событий и явлений в жизни страны и за ее пределами, называется
А) воспитательной;
б) обучающей.
54. Метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса, называется
А) дискуссией;
Б) диалога.
55. В процессе преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла предполагается формирование гуманного отношения к природной среде за счет присвоения ценностей
А) общечеловеческих;
Б) экологических.
56. Компьютерные программы, предназначенные преимущественно для закрепления умений и навыков, называются
А) тренировочными;
Б) заключительными.
57. Творческий акт, в котором процесс развития обучаемого направлен на воспроизведение исторически оформившихся человеческих свойств, способностей и способов поведения через освоение культурных ценностей и модели культуры в целом, – это
А) репродуктивный метод;
Б) метод чтения вслух.
58. Построение системы воспитательных мероприятий таким образом, чтобы она имела ориентацию на проблемы человека и человечества, – это
А) психологизация процесса воспитания;
Б) гуманизация процесса воспитания.
59. Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления, – это
А) наблюдение за своим «Я»;
Б) интроспекция.
60. Задание, направленное не столько на проверку усвоения учебного материала учащимся, сколько на выявление внутренних факторов успеха (неудач) его выполнения, уровня и динамики развития обучающихся, называется
А) контрольно-диагностическим;
Б) диагностическим.
61. Документ, определяющий научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименование и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий, называется
А) учебной программой;
Б) учебным планом.
62. Учебник, состоящий из двух компонентов: инвариантного, обеспечивающего знаниями, необходимыми каждому обучаемому независимо от его интересов; варьируемого, предполагающего расширение возможностей профессионального и личностного развития обучаемых в некоторых направлениях, называется
А) вариативным;
б) научно обусловленным.
63. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала, – это
А) государственная образовательная программа;
Б) государственный образовательный стандарт.
64. Система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства, – это
А) учебная дисциплина;
Б) познавательная культура.
65. Если учитель не произносит общие слова, не обсуждает личные переживания ученика вообще, а разговор в классе носит форму свободного диалога, то он в общении реализует функцию
А) конкретности;
б) прагматическую.
66. Индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется
А) профессионализмом;
Б) компетентностью.
67. Учебник, создаваемый автором в соответствии с собственной учебной программой, отличающейся от примерной учебной программы, рекомендованной Министерством образования, называется
А) альтернативным;
Б) авторским.
68. Документ, конкретизирующий содержание и организацию изучения дисциплины, который включает перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия, называется
А) тематическим планом;
Б) учебной программой.
69. Частная дидактика, т. е. теория обучения определенной учебной дисциплине, – это
А) методика преподавания;
Б) содержание обучения.
70. Преобладающее использование принятых в данной профессиональной области способов задания предмета труда, приемов анализа профессиональных ситуаций, путей решения проблемных задач и принятия профессиональных решений – это
А) профессиональный тип (склад) мышления;
б) компетентностный тип мышления.
71. Тестовые задания, в которых обучаемый из двух утверждений выбирает одно правильное, – это задания на
А) акцептный выбор;
Б) бивалентный выбор.
72. Специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия и отношения предметом специального рассмотрения и практического преобразования, – это
А) рефлексия;
Б) интроспекция.
73. Компьютерные программы, разработанные, как правило, в режиме игры, называются
А) игровыми;
б) имитационными и моделирующими.
74. Тестовые задания, в которых обучаемый упорядочивает последовательность ряда представленных в задании факторов, – это задания на
А) построение однопараметрической последовательности;
б) построение алгоритма решения.
75. Аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, используемый в учебном процессе для хранения, передачи и расширения знания об оригинале, – это
А) наглядный материал;
Б) учебная модель.
76. Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, – это
А) социально-психологический тренинг;
Б) тренинг.
77. Знание, которое возникает не в результате работы с понятиями, а непосредственно в учебной ситуации, которая обсуждается в группе, где ведется разговор о чувствах по поводу ситуации, возможных последствиях действии в заданной ситуации, называется знанием
А) прагматическим;
б) экспериментальным.
78. Для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть, в свою очередь, проведено другими методами, а также для резюмирования по определенной теме используется метод
А) рассказа;
Б) беседы.
79. Тестовые задания, в которых предлагается указать, какие из перечисленных шести положений имеют отношение к заданному в условии научному положению, – это задания на
А) классификацию;
Б) упорядочение.
80. Познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции, привнесение «человеческого измерения» во все сферы общественной жизни – это
А) гносеология;
б) гуманитарная познавательная парадигма.
81. Если учитель дает естественную реакцию, как на вербальном, так и невербальном уровне, причем последняя не носит деструктивного характера, то он в общении реализует функцию
А) искренности;
Б) проективную.
82. Тестовые задания, в которых осуществляется выявление одного правильного положения (числа, даты) из приведенных десяти вариантов формулировки, – это задания на
А) выбор из хаоса;
Б) классификацию.
83. В рамках гуманитарной парадигмы основным способом познания человека и его «второй природы» выступает
А) эксперимент;
б) понимание.
84. В процессе преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла предполагается формирование отношения к правам человека, уважения достоинства личности за счет присвоения ценностей
А) гуманистических;
б) общечеловеческих.
85. Развитие ребенка, которое характеризуется резким снижением контактов с окружающими и слабо развитой речью, - это
А) детский аутизм;
Б) интроверсия.
86. Классный руководитель анализирует:
1) трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;
2) особенности, индивидуальные черты обучения школьника
3) состояние здоровья ученика;
4) особенности общения школьника с одноклассниками и педагогами
А) 1,2,3; б) 1,2,4.
87. Согласно третьей (по классификации Л. С. Выготского) теории связи развития и обучения
1) развитие не зависит от обучения;
2) любое обучение является развивающим;
3) само обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения, рассматривается как тождественное обучению;
4) развитие подготавливает и делает возможным обучение, а последнее стимулирует и продвигает вперед развитие
А) 1,3,4; б) 1,2,4.
88. Получение психолого-педагогической и социальной информации с помощью устного опроса лежит в основе
А) анкетирование;
Б) беседы.
89. Дидактический принцип, требующий строить обучение таким образом, чтобы можно было управлять темпами и содержанием психического развития школьников, называется принципом
А) развивающего обучения;
б) проективного обучения.
90. Устойчивая черта личности ребенка, выражающаяся в готовности нанести ущерб и страдания
А) агрессивность;
Б) злость.
91. Дидактический принцип, требующий соответствия содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения, - это принцип
А) доступности обучения;
Б) обучаемости
92. Психологические особенности ребенка, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются
А) талантом;
Б) способностями.
93. Устойчивые отклонения от нормы в сознании, поведении, учебной деятельности детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды, ошибками в воспитании и обучении, лежат в основе
А) педагогической запущенности;
Б) педагогических ошибок.
94. Социальная группа, в которой протекают процессы воспроизводства, воспитания и общения обознается термином
А) "семья";
Б) малая группа.
95. Изучение психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели, лежит в основе исследования
А) психической сферы;
Б) мотивационной сферы.
96. Понятие развивающего обучения относится к той научной области, которую В. В. Давыдов называет
А) психодидактикой;
б) дидактикой.
97. Логика учителя, работающего по традиционной системе обучения, предполагает:
1) предъявление школьникам некоторого учебного материала для его восприятия и осознания,
2) включение школьников в процесс решения развивающих задач;
3) руководство процессом формирования у детей способов применения знаний, формирование умений и навыков по образцу;
4) обеспечивает творческое понимание учащимися ранее усвоенных знаний и умений
А) 1,3,4; б) 1,2,4.
98. Развитие ребенка, которое характеризуется резким снижением контактов с окружающими и слабо развитой речью, - это
А) детский аутизм;
б) интравертированность.
99. Учебный предмет (дисциплина) - это своеобразная проекция той или иной формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость
А) понимания;
Б) усвоения.
100. Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника
А) социальной дезадаптации;
Б) девиации.
101. Враждебные действия ребенка, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим лицам, являются признаком
А) агрессивного поведения;
б) деспотизма.