Надежда Лебедева
Аттестация. Портфолио воспитателя «Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой деятельности учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.
Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.
Публикация «Аттестация, Портфолио воспитателя „Динамика сформированности предпосылок учебной деятельности“» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:
умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат
внутренними мотивами.
К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:
умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;
умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;
умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности
Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:
высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;
средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;
низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.
Для диагностики предпосылок учебных умений использовались следующие методики:
Методика «Бусы» (И. И. Аргунская)
Назначение: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)
Назначение: Умение ориентироваться на образец, точно его копировать, умение слушать взрослого, переводить речевую команду в план деятельности, умение удерживать инструкцию.
Методика «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г. Ф. Кумариной)
Назначение: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.
Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконина)
Назначение: методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Сравнительные результаты развития предпосылок общеучебных умений старших дошкольников показали:
Старшая группа (начало года) 33% - низкий уровень;
62,5% - средний уровень;
4,2 – высокий.
После проведенной работы результаты были следующие:
Подготовительный к школе возраст (конец года)
8,3% - низкий
54,2% - средний
37,5% - высокий
Таким образом, по результатам проведённой диагностики мы видим положительную динамику развития у детей предпосылок учебной деятельности. Если в старшей группе (2009 г) у детей преобладали низкий (33,3%) и средний (62,5 %) уровни, то на конец 2012 учебного года (подготовительная гр., преобладают средний (54,2 %) и высокий (37,5%) уровни развития предпосылок общеучебных умений. 91,7% детей
(22ребенка) готовы к началу регулярного обучения. 9,3% детей (2 ребёнка - ЗПР – рекомендовано повторное обследование ПМПК с целью дальнейшего продолжения обучения) – условная готовность к началу обучения.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: в старшей группе общеучебные навыки у детей ещё слабо развиты. Дети ещё не готовы к учебной деятельности: не умеют планировать свою деятельность, не всегда понимают и выполняют требования педагога, часто отвлекаются, утомляются на занятиях, обращаются за помощью, нуждаются в повторении заданий и показе способов выполнения.
В подготовительной к школе группе дети более самостоятельны, уже способны действовать по инструкции взрослого, внимательно слушают задание и самостоятельно выполняют, ведут активный поиск решения. Дети стали более сосредоточеннее, внимательнее, охотно вступают в контакт с взрослыми и сверстниками.
Положительной динамике способствовали регулярные систематические занятия, работа психолога, проведение с детьми исследовательской деятельности, развивающих игр, создание проблемных ситуаций, соблюдение режимных моментов, чтение детских энциклопедий и т. д. Все игровые занятия были направленны на развитие способности к сосредоточенности, концентрации внимания, восприятия задания на слух, развитие памяти и мелкой моторики рук.